Абубакар Шеко (ДарулТаухид) имам и лидер одной из самых кровавых исламистских военизированных сект Африки – «Боко Харам».
О дате и месте рождения Абубакар Шеко ходит множество различных легенд, поэтому эта информация о датах рождения совершенно противоречивая и разнится в 10 лет. Датами рождения называют 1965, 1969 и 1975годы.
По одним данным Абубакар Шеко родился и вырос в деревне Шеко, в штате Йобев бедном районе Майдугури на северо-востоке Нигерии.
Однако, в соответствии с докладом Объединенного комитета Сената Нигерии по расследованию происшествия в городе Бага Абубакар Шеко происходит из Республики Нигер.
По мнению журналистов, встречавшихся с Абубакар Шеко, лидер «Боко Харам» имеет фотографическую память, и хорошо разбираются в теологии. Боевики секты называют его «Дарул Таухид», что переводится как учитель единобожия, исламской концепции единства с Аллахом.
Абубакар Шеко свободно говорит на своем родном языке «канури», на «хауса» и на арабском.
После распутной молодости, в начале 2000-х он встретил проповедника Мухаммеда Юсуфа, который основал в 2002 году исламистскую секту «Боко Харам». У этой встречи, как и у самой секты, есть своя предыстория, которая важна для понимания того, как молодые люди вливаются в исламистские террористические организации.
Нигерия страна волею судеб расколотая на бедный мусульманский север и зажиточный христианский юг. Раскол на протяжении десятилетий приводит к перманентному вооруженному конфликту между севером и югом Нигерии.
В начале XIX века на севере Нигерии появился халифат Сокото. Он был образован в результате покорения небольших царств народа «хауса» армией кочевников-фульбе, которые воевали под знаменами джихада. Сокото занимало практически весь север нынешней Нигерии, а также земли, оказавшиеся впоследствии на территории Камеруна. На рубеже XIX-XX веков британцы силой ликвидировали местные государства, как мусульманские, так и языческие, образовав на территории Нигерии свой протекторат.
Различие между севером и югом еще больше обострилось. Если южане, чаще контактировавшие с европейцами в прибрежных областях, быстро усваивали достижения западной цивилизации и зачастую обращались в христианство, то на консервативном исламском севере продолжали жить по старинке. Например, рабство было официально отменено там только в 1936 году.
После провозглашения независимости в 1960 году Нигерия оказалась довольно странным образованием, разделенным по всем возможным признакам. Две с половиной сотни народностей, три основных и десятки местных языков, депрессивный мусульманский север и относительно успешный, богатый нефтью христианский юг внезапно очутились в одном государстве. Вплоть до 1999 года страну сотрясала череда военных переворотов, похоронивших всякую надежду на подлинный федерализм в многонациональной стране.
Хотя в XXI веке в Нигерии началась относительная демократизация, это не сильно сказалось на положении населения, так как большая часть нефтяных доходов оседает в карманах столичных чиновников и связанных с ними бизнесменов. Ситуация осложнилась еще одним фактором: приобщение к благам цивилизации, прежде всего, снижение угрозы голода и появление системы здравоохранения, привело к взрывообразному росту населения, что, в свою очередь, породило острую нехватку всевозможных ресурсов. Масштаб проблемы действительно впечатляет: в 1950 году в Нигерии проживали около 33 миллионов человек. В 2012 — 157 миллионов. По оценкам ООН, при сохранении текущих темпов прироста к 2100 году число жителей Нигерии может перевалить за миллиард. В сельской местности уже сейчас отчаянно не хватает плодородной земли для возделывания. Повсеместно стали происходить захваты угодий, что породило огромное количество больших и малых конфликтов.
Для того чтобы положить конец этой проблеме, правительство ввело некий аналог прописки: так называемую «туземность». Человек, обладающий статусом «туземца», мог в своем регионе совершать сделки с землей, занимать государственные должности, а также пользовался другими правами и привилегиями. При отсутствии этого статуса индивидууму оставалось лишь надеяться на везение. Во многом эта политика и стала причиной, породившей радикальный исламизм «Боко харам».
В северных (преимущественно мусульманских) районах страны из-за наступления Сахары остается все меньше возможностей для земледелия. Изменение климатических условий усугубляется отсутствием надежных источников воды, нехваткой современной техники и удобрений. Зато на севере очень быстро растет численность населения, которому из-за упомянутого выше «туземства» ехать особо некуда. Бывшие крестьяне и пастухи массово переселяются в местные города, в которых и так велика безработица и нет необходимой инфраструктуры. Поэтому многие люди, потерявшие последнюю надежду на достойную жизнь, задаются вопросом: а кто же виноват в этом всем?
В конце 1970-х годов ответ на этот вопрос нашелся. Исламский проповедник из Камеруна по имени Марва прибыл в Кано, самый крупный город на севере Нигерии, где нашел благодарную публику в лице местной бедноты. Суть его проповедей была понятна каждому: христианский юг погряз в коррупции и разврате, купается в нефтедолларах, жирует за счет изнемогающего от засух, но ведущего праведную жизнь мусульманского севера. При этом немногочисленные местные христиане приводились как пример вопиющей несправедливости: им на севере жить можно, а мусульманам на юге нельзя. Доставалось и местным чиновникам-мусульманам, а также умеренным имамам, поддерживавшим существующее положение вещей. Выход из этой ситуации Марва предложил простой: создать «честное исламское государство». В сущности, его программа изначально была не столько религиозной, сколько социальной.
Набирающий популярность обличитель был быстро замечен властями и в 1980 году убит. Однако последователи у него остались. В 2000 году на севере Нигерии появилось влиятельное движение, назвавшее себя «Нигерийский Талибан». Эти люди по-прежнему отстаивали социалистические идеи, но уже под густым соусом из религиозных догм. По их мнению, причиной царящей несправедливости было отступление правителей от норм ислама, а возврат к ним гарантировал процветание. «Талибы» были разгромлены правительством в 2004 году, однако до этого на их идеях успела вырасти идеологическая доктрина упоминавшегося выше Мохаммеда Юсуфа.
В 2002 году Юсуф основал мечеть и религиозную школу, в которой начал проповедовать свои идеи о порочности Запада, вреде образования, губительности демократии и нечестивости «подштанников». Недостатка в последователях у имама не было: детей к нему свозили даже из соседних стран, также страдающих от коррупции, бедности и перенаселения. Выпускники этой школы и составили костяк того, что позднее стало террористическим движением «Боко харам».
Поначалу активисты «Боко харам» не прибегали к насильственным действиям, сосредоточившись на агитации местного населения. Смысл их проповедей несильно отличался от творчества Марвы: государство погрязло в коррупции, полиция и органы безопасности не защищают народ, а облагают его данью и жестоко эксплуатируют, местные христиане — это пятая колонна правительства, а сам режим, скопированный с западных образцов и основанный на западных ценностях, — глубоко порочен и аморален. Но главным источником царящей несправедливости, корнем зла было объявлено светское образование. То самое «боко», которое категорически «харам».
Перевод названия этого движения с языка хауса красноречиво подчеркивает избыточность и даже вредность любых других знаний, кроме тех, что содержатся в священных исламских текстах. «Боко» (от английского book, «книга») на хауса означает [привнесенные с Запада] грамотность и светское образование. «Харам» — «грех», «кощунство», «святотатство», а также «нечто запретное». Апокриф гласит, что это название (именно с этим смыслом) придумали не лидеры организации, а жители северо-востока Нигерии, где она зародилась в 2002 году. Однако предводители «Боко харам» против подобного описания своей идеологии не возражают. «Всякий, кто не руководствуется ниспосланным Аллахом законом, грешит против Него». Именно эта фраза из Корана в буквальном ее понимании может считаться краеугольным камнем идеологии нигерийского «Общества приверженцев распространения учения пророка и джихада». В конечном итоге «Боко харам» превратилось в организацию, исповедующую экзотическую смесь из исламского фундаментализма, крайнего джихадизма и радикального социализма.
Возможно, дело тут во взгляде на мироустройство. Мохаммед Юсуф в 2009 году заявил, что Земля никак не может быть сферой, поскольку в Коране ничего об этом не сказано. Кроме того, он напрочь отверг теорию эволюции, а также высмеял предположение о том, что дождь — это следствие испарения воды. Юсуф, впрочем, позволял себе некоторые поблажки: он отучился в колледже, бегло говорил по-английски, жил в роскошном особняке и разъезжал на комфортабельном «мерседесе».
К несчастью для Нигерии, интересы идеологов «Боко харам» простираются намного дальше натурфилософии. Например, в повседневной жизни их последователям мужского пола запрещено носить рубашки, нижнее белье, длинные штаны и бриться. Для женщин запретов и указаний в этой области еще больше. Но и это далеко не все. «Боко харам» требует отменить всеобщее светское образование, отказаться от действующей конституции и «антиисламской» демократии с последующим переходом всей Нигерии под управление шариатских судов во главе с влиятельными толкователями Корана.
На Западе для многих это может показаться безумием, но в северной Нигерии очень многие люди горячо поддерживают эту программу. Более того, ради ее реализации местные жители готовы умирать и убивать, не считаясь с жертвами. Но чтобы понять, почему люди с таким энтузиазмом стремятся к невежеству, теологическому деспотизму и бесправию, необходимо узнать историю вопроса.
Практически все, что жители севера Нигерии слышали от последователей Юсуфа, полностью отвечало их повседневным наблюдениям. Надо подчеркнуть, что основной аудиторией проповедей была молодежь — многочисленная, неустроенная, лишенная перспектив, отчаянная и готовая действовать.
В 2004 г. секта создала рядом с городом Каннама фактически военную базу под названием «Афганистан» для нападения на полицейских и военных.
В середине 2000-х в северной Нигерии начались нападения на дома, магазины и церкви христиан, полицейские участки и, конечно, школы.
Власти, однако, долгое время не придавали значения тому, что творится на вечно беспокойном севере страны. Всерьез за «Боко харам» взялись лишь в 2009 году, когда волна насилия стала принимать угрожающие масштабы.
В июле 2009 г. члены «Боко харам» инициировали беспорядки на севере Нигерии, целью которых было создание исламского государства. Однако армии и полиции удалось подавить выступление.
Мохаммеда Юсуфа во время боестолкновения с частями регулярной нигерийской армии арестовали, а вскоре публике предъявили его тело с пулевыми ранениями. По официальной версии, он был убит при попытке к бегству. По неофициальной — его расстреляли. Убийство создателя и главного идеолога движения вызвало взрыв гнева жителей мусульманских провинций страны. На улицы городов вышли десятки тысяч протестующих, которых удалось усмирить только большой кровью: были убиты сотни демонстрантов.
По одной из официальных версий во время боев с регулярными силами Нигерии Абубакар Шеко был убит. Нигерийские власти считали, Абубакар Шеко ликвидированным вплоть до июля 2010 года, когда он появился в видео ролике в интернете. В видео обращении он сообщил своим сторонникам, что в бою был ранен в бедро, выжил, объявил себя новым лидером «Боко харам», которая продолжает джихад против «неверных».
Абубакар Шекок моменту ареста и убийства Юсуфа фактически был его правой рукой, поэтому избрание его лидером «Боко харам» было совершенно естественным.
Смерть Юсуфа крайне радикализовала секту, и подтолкнула ее лидеров к более тесному сотрудничеству с Аль-Каидой.
Абубакар Шеко, как полагают, провёл перегруппировку внутри «Боко харам», которая от атак в Майдугури, перешла к масштабным терактам в Абудже, Кано, Кадуна и в других местах на севере Нигерии.
Но гораздо более серьезным последствием гибели Юсуфа стал стремительный рост популярности «Боко харам» среди нигерийских мусульман и молодежи в первую очередь.
С июля 2010 года Абубакар Шеко перестал появляться на публике, однако в интернет начали появляться короткие видео ролики, в которых он берёт ответственность за многочисленные террористические атаки в Нигерии и насмехается над беспомощностью федерального правительства.
К 2011 году из относительно небольшой организации «Боко харам» под руководством Абубакар Шеко преобразилось в мощное антиправительственное движение. Хотя у него осталось централизованное управление и командная структура, в целом движение стало франшизой. Акты насилия против школ, полицейских, иностранцев и заподозренных в нелояльности мусульман под вывеской «Боко харам» стали осуществлять все, у кого наличествовали соответствующие устремления и возможности.
Теракты из довольно редкого явления в Нигерии превратились в обыденность. При этом росло не только их количество, но и масштаб. Взрывы начали греметь и на севере страны, и в столице Абудже, расположенной в ее центре.
С апреля 2011 года, боевики «Боко харам» резко увеличивают количество терактов, взрывая христианские церкви, вокзалы, гостиницы, кафе, рестораны и общественные здания.
В августе 2011 года террористы Абубакар Шеко взорвали представительство ООН Абудже, в результате чего погибли 24 человека.
В январе 2012 года Абубакар Шеко выпустил видео ролик, в котором объявляет войну не за жизнь, а за смерть политикам, военным, полицейским Нигерии. По словам Абубакар Шеко пощады не будет ни христианам, ни мусульманам -кяфирам. Своим личным врагом лидер «Бока харам» назвал президента Нигерии Гудлака Джоната. «Ты, Джонатан, не можешь остановить нас, вместо этого мы с жадностью съедим тебя через те самые три месяца, о которых ты хвастал», — пообещал президенту Нигерии Гудлаку Джонатану в выложенном на YouTube ролике имам Абубакар Шеко.
Такое заявление связано с прозвучавшим ранее утверждением Г. Джонотана: глава государства выразил уверенность, что к концу июня 2012 года власти страны положат конец кровавой деятельности «Боко Харам».
В июне 2012 года Госдепартамент США внес Абубакар Шеко в список наиболее разыскиваемых террористов и назначил награду в 7 млн. долларов за его поимку, что сделало его самым разыскиваемым исламистов на африканском континенте.
Это не помешало Абубакар Шеко продолжать террористическую активность и к лету 2013 года число жертв нападений «Бока харам» перевалило за отметку в 12 тысяч человек.
В 2013 году власти Нигерии осознали, что ситуация полностью выходит из-под контроля. В трех северных штатах было объявлено военное положение, туда вошли дополнительные армейские подразделения. Однако карательные меры вызвали обратный эффект. После авиаударов по населенным пунктам, артиллерийских обстрелов и жестоких зачисток ряды «Боко харам» начали расти как на дрожжах. В Нигерии развернулись настоящие бои между исламистами и правительственными войсками, что уже может служить косвенным свидетельством перехода конфликта в фазу гражданской войны.
Все наблюдатели отмечают, что боевики «Боко харам» при всей своей агрессивности и целеустремленности старательно обходят стороной самые, казалось бы, привлекательные цели. Ни густонаселенные христианские города юга страны, ни расположенные там же нефтепромыслы ни разу не становились объектом их нападений. Возможным объяснением может быть наличие там христианских (если их можно так охарактеризовать) вооруженных группировок, промышляющих грабежами, пиратством и рэкетом в дельте реки Нигер.
Одна из этих организаций, называющая себя «Движение за освобождение дельты Нигера», выступила с предостережением в адрес «Боко харам». Суть его была такой: южане сочувствуют проблемам северян, но если те попробуют что-то взорвать на юге, то месть будет страшной.
С другой стороны и правительственные войска предпринимали серьезные попытки по нейтрализации «Боко харам». Так представители полиции и армии сообщили, что в результате спецоперации федеральных войск Абубакар Шеко был ранен в перестрелке с силами безопасности Нигерии и, вероятно, умер между 25 июля и 3 августа 2013 г. Однако, представители секты никак не прокомментировала сообщение о возможной гибели ее лидера.
В докладе разведывательной службы Нигерии сообщалось, что Шеко был тяжело ранен в ходе рейда армейских подразделений в леса Самбиза на северо-востоке страны 30 июня 2013 г., после чего был нелегально переправлен в Камерун для лечения. В видеоролике якобы с участием Шекау, выпущенном 13 августа, роль лидера группировки исполняет его двойник, а сам ролик имеет целью ввести в заблуждение боевиков и побудить их продолжить диверсионную деятельность.
14 августа 2013 г., нигерийские военные заявили, что ликвидировали заместителя Шеко — Момоду Баму, известного под псевдонимом «Абу-Саад». Комментариев группировки «Боко Харам» по поводу этого заявления также не последовало.
Еще раньше 2 августа стало известно, что после тяжелого ранения Абубакар Шеко был свергнут членами своей секты. Новым лидером «Боко Харам» стал Абу Замир Мухаммед. К этому моменту террористы вступили в переговоры с федеральным правительством Нигерии. Главным переговорщиком со стороны «Боко харам» выступил Абу Замир Мухаммед. Судя по тому, что прекращение огня между боевиками и федеральными силами было достигнуто, исламисты приняли условия правительства Нигерии.
С другой стороны, духовный лидер «Боко харам», имам Лиман Ибрагим, сообщил, что смена лидера произошла в поисках возможного мира и переговоров с правительством. Президентский комитет по диалогу и восстановлению мира объявил, что «достиг понимания по прекращению огня с членами секты». Мораторий будет действовать в течение 60 дней.
Имам Лиман Ибрагим объяснил, что учение Шеко становится все более жестким и стало отходить от Святого Корана. «Обезглавливание, убийства, недавняя смерть студентов(около 40 учеников были сожжены в здании школы в штате Йобе )… это не путь Святого Корана. Мы не могли терпеть это».
Шеко был дан выбор — присоединиться к мирному диалогу с нигерийским правительством, или быть убитым. Несколько старших командиров «Боко харам», в том числе и личный телохранитель, утверждали, что Шеко был тяжело ранен и его судьба им неизвестна.
Однако совершенно удивительным выглядело видео, появившееся 12 августа 2013 года и ставящее под сомнение всю предыдущую информацию. Человек, похожий на Шеко опроверг информацию, что он погиб в боевых действиях.
Более того, 25 сентября Абубакар Шеко вновь появился в новом видео ролике. Он сидел в военной камуфляжной форме, в окружении сторонников в масках. Шеко взял на себя ответственность за нападение в Бенишейх 17 Сентября 2013 года, где более 160 человек были убиты и сотни домов сожжены.
Шеко на видео ролике уверенным тоном сообщил: «Вот я, живой и здоровый. Военные Нигерии должны умереть со стыда, президент Джонатан должен умереть со стыда, президент Обама должен умереть со стыда и президент Франсуа Олланд должен умереть со стыда… «.
«Заявление о том, что я был ранен в лесах Самбиса и доставлен в Амишиде в Камеруне для лечения — не соответствует действительности. Клянусь Аллахом, я никогда не был в Камеруне. Только Аллах знает, где я нахожусь… » сказал он.
«Они сказали, что я умер, но вот я здесь. Мир должен знать, что я жив и умру только в назначенное время… Я никогда не позволю процветания демократии. Концепция народного правительства никогда не будет возможна, и никогда не будет существовать. Демократия должна быть заменена только правлением Аллаха, от Аллаха и ради Аллаха», сказал он.
При написании статьи использовались материалы
http://lenta.ru/articles/2013/10/02/boko/