Четвертый раунд переговоров по Сирии в Астане завершился неожиданным прорывом и принятием конкретного документа, способного, наконец, открыть путь к установлению мира в стране. Страны-гаранты перемирия (Россия, Иран и Турция) подписали в присутствии спецпосланника генсекретаря ООН Стаффана де Мистуры, наблюдателей от США и Иордании, делегации официального Дамаска и части вооруженной оппозиции меморандум о создании зон деэскалации в арабской республике.
В ходе раунда многие наблюдатели отмечали повышение представительства Аммана и Вашингтона в консультациях — в столицу Казахстана прибыли советник главы МИД Иордании по политическим вопросам Науаф Уасфи Тель и исполняющий обязанности помощника госсекретаря США по делам Ближнего Востока Стюарт Джонс. Кроме того, в Астане находилась и делегация оппонентов сирийского правительства, хотя и с перерывом.
За два дня прошло множество двусторонних встреч, постепенно на первый план вышла тема по формированию зон по снижению напряженности, российско-турецкие переговоры на высшем уровне 3 мая стали катализатором процесса выработки документа.
Что, где, когда
Зоны деэскалации будут созданы в четырех районах. Это провинция Идлиб и некоторые части соседних районов (провинции Латакия, Хама и Алеппо) к северу от Хомса, Восточная Гута и ряд провинций южной Сирии (Дераа и Эль- Кунейтра). На границах районов снижения напряженности организуют зоны безопасности, где установят КПП для пропуска гражданских лиц и гуманитарной помощи и пункты мониторинга за режимом прекращения огня.
По словам главы российской делегации, спецпредставителя президента по сирийскому урегулированию Александра Лаврентьева, Россия готова направить наблюдателей в эти зоны. Страны-гаранты допускают участие в таком патрулировании и других государств, но только на базе консенсуса между собой.
Уже с 6 мая в зонах деэскалации для сторон конфликта вводится запрет на военную активность, включая и полеты авиации. Россия, Иран и Турция примут все необходимые меры для борьбы с терроризмом как на этих территориях, так и за их пределами. «Мы готовы прекратить боевую работу там, но только в том случае, если там не будет попыток дестабилизации», — подчеркнул российский дипломат.
Гаранты перемирия через 10 дней после подписания меморандума образуют Совместную рабочую группу по деэскалации для, в частности, определения границ зон деэскалации и зон безопасности. К концу месяца (27 мая) будут подготовлены карты соответствующих районов.
Меморандум рассчитан на полгода с возможностью автоматического продления на аналогичный период. Как отметил Лаврентьев, документ может получить «бессрочное звучание».
Сохранение территориальной целостности
Решение Москвы, Тегерана и Анкары, по мнению российской стороны, позволит сохранить территориальную целостность Сирии и поспособствует процессу политического урегулирования.
Дамаск поддержал российскую инициативу, подчеркнув приверженность режиму прекращения огня от 30 декабря. «Мы поддерживаем любые инициативы, которые помогут вернуться сирийцам к нормальной жизни, — сказал глава сирийской делегации в Астане, постпред Сирии при ООН Башар Джаафари. — Сирия поддерживает российскую инициативу по зонам деэскалации, подчеркивает решимость выполнять соглашение о прекращении огня от 30 декабря».
«В этом контексте мы подтверждаем продолжение нашей борьбы с терроризмом — с ИГ, «Джебхат ан-Нусрой» и другими связанными с ними террористическими группировками, где бы они ни находились на территории Сирии», — заявил дипломат.
Сирийская оппозиция прямо не выступила против меморандума, но ясно дала понять об отсутствии к нему симпатий. «Делегация революционных сил хотела бы повторить, что любое соглашение не будет приемлемым, если оно не включает следующих пунктов. Любое соглашение о перемирии должно охватывать всю территорию Сирии», — отмечается в их заявлении в Астане.
Отсутствие дипломатического опыта
Делегация вооруженной оппозиции 3 мая вообще приостановила свое участие в переговорах, мотивировав это бомбардировками ВКС России и правительственных сил двух районов в Сирии, эту информацию российский Генштаб опроверг. Из Астаны делегаты не уехали и к пленарному заседанию вернулись к месту проведения в отель Rixos, при этом представителя группировки «Джейш аль-Ислам» Мухаммеда Аллюша среди них не было.
Правда, некоторые члены оппозиции и на заседании не задержались. Во время подписания меморандума о создании зон деэскалации один из оппозиционеров начал выкрикивать: «Иран — преступник, им не место среди гарантов». Затем он и еще один представитель бросили переговорные наушники и вышли из зала.
На пресс-конференции их коллега Усама Абу Зейд объяснил подобный жест проявлением реальных чувств, которые «отражают мнение сирийского народа в отношении страны- оккупанта, нарушающей демографическую ситуацию». Противники официального Дамаска также призвали ограничить влияние Тегерана и потребовали вывода с сирийской территории вооруженных отрядов, связанных с Ираном.
Российская делегация расценила демарш во время подписания меморандума как элемент несдержанности и отсутствие опыта политико-дипломатической работы. «Я не думаю, что это как-то повлияет на дальнейшее развитие событий в Сирии», — сказал Лаврентьев.
Дипломат отметил, что говорить о выводе проиранских сил в настоящее время преждевременно. Лаврентьев напомнил, что шиитские вооруженные формирования неоднократно оказывали существенную поддержку сирийским правительственным войскам в боях против террористов.
Диалог с США
Россия продолжит работать с США по поиску подходящих механизмов взаимодействия в Сирии. «Конкретная политика США на ближневосточном направлении новой администрацией Дональда Трампа пока еще не определена, но тем не менее в ходе последних телефонных переговоров с президентом России Владимиром Путиным было заявлено о поддержке всех усилий по борьбе с терроризмом и всех усилий по достижению мира на земле Сирии», — сказал глава делегации РФ.
Спецпредставитель президента выразил сожаление в связи с тем, что «до сих пор американцы игнорировали попытки наладить плотное взаимодействие по военной линии». По его мнению, налаживание такого взаимодействия «было бы шагом в правильном направлении, который помог бы решить многие проблемы». «Работа здесь будет продолжена», — подчеркнул Лаврентьев.
Что осталось и график встреч
Почти полностью согласован документ о рабочей группе по обмену насильственно удерживаемых лиц, работа по тексту продолжится на экспертном уровне.
Переговоры в женевском формате должны завершиться к концу мая. Астанинский процесс соберет переговорщиков в середине июля, а за две недели до этого военные эксперты встретятся в Анкаре.
05.05.2017
Источник: ТАСС