ХАСАН аль-БАННА (полное имя: шейх Хасан бин Ахмад бин ‘Абду-р-Рахман аль-Банна)- лидер египетских исламистов, основатель партии и международной (в большей части арабской) религиозно-политической ассоциации «Братья-мусульмане».
Родился в октябре 1905 г. (по некоторым данным в 1906 году) в городке Махмудия (Нижний Египет) в семье часовщика. С детства воспитывался в атмосфере мусульманской набожности. Уже в раннем возрасте обнаруживал духовные склонности.
Свою молодость он провел в крупных политических и экономических центрах страны: в Мухаммадии, Даманхуре, Исмаилии, Каире
В 1918-1928 гг. активно участвовал в деятельности суфийских братств, в начале 20-х гг. принимал участие в национальном антибританскомом движении в Египте.
На формирование взглядов Хасана аль-Банны большое влияние оказали труды известных мусульманских ученых Абу Хамида аль-Газали, Мухаммеда Абдо, Джамаль ад-Дина, аль-Афгани.
Став студентом столичного государственного педагогического колледжа «Дар аль-Улум», аль-Банна оказался в центре политической и идейной борьбы «традиции» и «модернизации», «исламского» и «светского», египетского национализма с лозунгами исламского единства. На его глазах Каир превращался в город массовых митингов, демонстраций, идейных лозунгов и политической борьбы – далекой и непонятной египетской глубинке. Из такого «хаоса» и политической нестабильности аль-Банна вынес четкое представление о том, что Египет нуждается в реальной политической силе, базирующейся на принципах, близких египетской традиции и понятных простому народу и интеллигенции.
В 1923 г. закончил с отличием педагогический колледж (Дар аль-улюм) в Каире.
В том же году, несмотря на юный возраст, поступил в знаменитый исламский университет Аль-Азхар.
В 1927 г. начал работать учителем государственной школы в г. Исмаилия на египетском побережье Средиземного моря в Суэцком канале. Эту должность он занимал до 1946 года.
Тяга аль-Банны к религиозному активизму во многом была следствием его увлечения идеями мусульманских реформаторов, в т. ч. Рашида Риды, издававшего в 20-е гг. журнал «Аль-Манар» («Маяк»).
Хотя аль-Банна никогда не отрицал положительного значения ценностей западной демократии, он считал, что сам Запад подвержен «разрушительному индивидуализму», который ведет к социальному эгоизму, классовым конфликтам, разрушению семей, монополизации власти и колониальной эксплуатации. Революционные движения, захлестнувшие Европу в конце XIX и начале XX веков, для него были свидетельством негативной общественной реакции на моральный кризис западной культуры. Не отрицая очевидных достижений в области техники и науки, аль-Банна считал, что Запад за эти достижения платит слишком большую моральную цену, получая своеобразный дисбаланс и разрыв между духовным и материальным началом в человеке. Аль-Банна идеализировал то, что называл «социальным совершенством ислама», основывающимся на общественном взаимоуважении, социальной справедливости и благочестии правителя, балансе нравственного и материального. Он предлагал существующий «хаос» заменить «исламским порядком».
В 1928 г. аль-Банна, вместе со своим братом и 5 единомышленниками рабочими общества Суэцкого канала основал в Исмаилии «Общество братьев-мусульман» («Гамаат аль-ихван аль-муслимин»), выступавшее под лозунгами морального исправления общества на путях ислама. Главная задача «Братьев» по мнению аль-Банны распространение исламских представлений морали и поддержки благотворительных акций, а также для борьбы против капиталистической эксплуатации и западного декаданса.
С этого времени Хасан аль-Банна являлся бессменным главой — «главным наставником» (аль-муршид аль-амм) «Общества братьев-мусульман».
Примечательно, что «Братство» появилось примерно через три года после официального упразднения Османского государства Кемалем Ататюрком, когда впервые за свою историю мировое мусульманское сообщество осталось без собственной державы.
Первым делом «Братья» стали собирать молодых учеников и вести преподавание различных религиозных дисциплин. Их уроки были доступны людям любых профессий и любого возраста. Занятия проводились с послеобеденного времени до поздней ночи и специально учитывали распорядок дня людей, находящихся днем на работе или учёбе
В 1933 г. переехал в Каир, где разместилась штаб-квартира «Общества».
Как теоретик «Братства», Хасан аль-Банна писал «послания», в которых разъяснял цели исламского движения. Свои взгляды излагал в форме посланий и памфлетов. Разрабатывал концепции джихада и исламского государства.
В 1930-е годы братство выступало за цель возвращения к первоначальному исламу и учреждению исламского порядка. Хасан аль-Банна в 1936 году с этой целью обращался к египетскому королю и другим арабским главам государства в трактате «Отъезд к свету». Он выступал также за вооруженный, наступательный джихад против убийц.
В 1936 г. Хасан аль-Банна выдвинул лозунг: «Аллах – наша цель. Пророк – наш вождь. Коран – наша конституция». Эти слова почти дословно были повторены Мухаммедом Мурси, перед президентскими выборами в Египте в июне 2012 г. Через год после неудачного правления Мурси был свергнут, а «Братья мусульмане» в очередной раз запрещены в Египте.
Организованное Хасаном братство быстро росло: в 1941 году насчитывалось уже 60 000 членов партии в Египте
В 1942-1945 гг. неоднократно выезжал в Иорданию, где основал отделения «Братства» в ряде городов страны.
Ранний период в развитии движения «Братьев-мусульман» в чем-то перекликается с национал-революционными движениями в Европе того времени. С ними его роднят апелляция к традиции и претензии на выражение «третьего пути» между социализмом и капитализмом. Также общее прослеживается в культивировании рыцарского духа, а также в наличии одних и тех же врагов, прежде всего в лице Британии. Но, стоит сказать, Хасан аль-Банна резко критиковал европейских и арабских крайне правых за абсолютизацию этнического и расового фактора, а во Второй Мировой войне он призывал умму соблюдать нейтралитет.
К началу 1948 года количество членов «Братства» увеличилось до 500 000 много и сотен тысяч сочувствующих. «Братья» имели собственные мечети, фирмы, фабрики, больницы и школы, его члены занимали высокие должности в армии и профсоюзах. Таким образом, религиозно-политическая ассоциация «Братья-мусульмане» имела большое влияние и не только в Египте.
Популярности «Братства» способствовало и то, что исламское политическое движение сразу же выступило не только как охранительно-традиционалистское и консервативное, но и модернизаторское. Оно одно из первых ввело в политическую культуру мусульманских народов понятия «парламентаризм», «демократия» и, кстати, «социализм» и т. д.
Хасан аль-Банна считал европейский парламентаризм и демократию (арабо-египетский термин «гумхурия») из всех форм политической организации стоящей ближе всего к Исламу. Его соратникам же – крупным богословам Мухаммаду аль-Газали и Мустафе ас-Сибаи – принадлежат труды о социализме с точки зрения Ислама. При этом они, конечно, подчеркивали отличие и качественное превосходства своего понимания этих явлений от западного.
Важно также сказать и о том, что уже на этом этапе была сделана попытка заложить единую идеологическую и политическую платформу всех исламских групп. Ради объединения перед лицом общего противника Аль-Банна пытался сгладить нараставшие противоречия на почве отношения к суфизму, салафизму, национализму, профессиональному духовенству, призывал к плюрализму внутри движения и отмечал важность не только внешнего исполнения религиозных предписаний, но и внутреннего, духовного и интеллектуального, совершенствования.
Аль-Банна впитал и пропустил через себя весь предыдущий опыт развития исламской активности – и суфийский, и реформистский, и салафитский, государственный и негосударственный. На основе этого он создал модель, эффективно работающую уже сотню лет.
В 1948 году аль-Банна заявил, что египетское правительство несет ответственность за поражение, ненесенное арабам Израилем в Палестинской войне (1948-1949 гг.)
В 1948 году премьер-министр Египта Махмуд Фами аль-Накраши запретил организацию, после чего сам пал жертвой удара членов братства в декабре того же года.
12 февраля 1949 г. трое наемных убийц (которых так и не нашли) расстреляли автомобиль, в котором находился Хасан аль-Банна, чему предшествовала серия терактов против правительственных чиновников, совершенных членами «Братства».
Однако лидер «братства» не получил смертельных ранений, он сам мог передвигаться, по просьбе врача самостоятельно разделся и лег на койку. Его состояние резко ухудшилось после неожиданного визита в больницу некоего «представителя королевского двора». Через несколько часов аль-Банна внезапно почувствовал себя плохо и скончался. Больница, где находилось тело Хасана аль-Банны, сразу после его смерти в считанные минуты была окружена плотным кордоном вооруженной полиции, все похоронные ритуалы проходили под ее охраной, на погребение не допустили даже близких родственников.
Говоря о мотивах убийства лидера «Братьев-мусульман» необходимо констатировать, что движение являлось мощной политической силой Египта, оно смогло создать крупный патриотический альянс, выступавший за вывод британский войск и успешно ведший боевые действия против израильских колонистов в Палестине. Дворец был напуган эскалацией антимонархических настроений в стране и параллельным ростом политической силы «Братьев-мусульман».
Гибель аль-Банны нанесла сильный урон движению. Под воздействием постоянных провокаций со стороны египетских властей и английских колонизаторов (вплоть до арестов и физического устранения лидеров «Братьев-мусульман») еще при жизни Хасана аль-Банны в среде «Братства» начали появляться радикально настроенные активисты. Аль-Банна решительно осуждал радикалов. Так, незадолго до гибели он направил официальное заявление, адресованное МВД и всем членам Ассоциации под названием «Они не «Братья», они не мусульмане», в котором осудил террористические акции отщепенцев, заявив, что «Братство» опирается исключительно на мирные способы политической деятельности. Вышедших из рядов движения радикалов негласно поощряли Каир и английская разведка, которые манипулировали ими в целях дискредитации «Братьев-мусульман».
Хасан Аль-Банна вошел в историю как основатель и главный идеолог транснационального политического движения «Братья-мусульмане», сыгравшего ведущую роль в национально-освободительной борьбе арабских стран против западного колониализма. По утверждению самих «Братьев», идеология их движения, которая впоследствии распространилась по всему миру, основана на многовековых исламских ценностях. Сегодня последователи школы «Братьев-мусульман» продолжают играть активную роль в общественно-политической жизни многих стран.