В Управлении по делам религий города Алматы рассказали об основных причинах образования радикальных религиозных движений.
Почему же появляются деструктивные течения, которые зачастую стремятся разрушить действующий порядок и применяют при этом самые жёсткие и жестокие методы?
Как рассказывает в своей статье доктор наук, профессор КазНУ им. аль-Фараби Какимжан Бишманов, религиозно радикальный взгляд формируется от строгого исследования, однобокого толковании религии, независимо от её верования. И это несёт угрозу для моральных ценностей, духовных традиций, объединяющих людей на определенных территориях.
Одно из первых радикальных течений, которое появилось ещё во времена пророка Мухаммеда – хариджизм. Оно стало обособленным, вывело свой вариант понимания первоисточников ислама, противопоставив его всем уже существующим. Хариджитам были свойственны жестокость, бескомпромиссность, отчуждение, и они первыми начали оперировать таким понятием как «джихад» именно в буквальном смысле этого слова, используя его как призыв убивать неверных.
«Самая главная беда всех радикальных течений – это их невежество, а основная причина их появления – эгоистичное желание власти лидера той или иной деструктивной группы, – говорит Какимжан Бишманов. – Они чаще всего идут по наиболее простому пути, это видно даже из истории хариджитов, объявляют инакомыслящим мусульманам «такфир». А это, как мы знаем, означает «разрешает» использовать их имущество и даже убивать».
Чаще всего среди лидеров радикальных течений оказываются убежденные фанатики, которые нетерпимы к любым другим взглядам. Они одержимы своей идеей, используют необразованных людей, которые откликаются на это и становятся такими же слепо преданными одному вероучению, которое в радикальных течениях основывается порой всего на нескольких аятах Корана, к тому же ещё и вырванных из общего контекста Священной книги мусульман.
Ещё одним фактором возникновения деструктивных течений является противостояние действующей власти.
Важно отметить, что ислам – это самая миролюбивая религия, которая ни в коем случае не поощряет жестокость и разрушения. Пророк предсказывал разделение верующих в ислам на группы, но подчеркивал, что только те, кто останутся в большинстве (а это именно мирные мусульмане) попадут в рай, остальные же – в ад. В одном из хадисов пророка говорится: «А того человека, который откололся от пути большинства мусульман, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) уподобил отбившейся от стада овце, ставшей жертвой волка».
20.09.2021
Источник: http://ctc-rk.kz