Дефицит воды – явление известное человечеству с древнейших времен и не раз он становился причиной кризисов и социальных катастроф, которые тогда носили локальный характер.
По данным ООН, уже сейчас 1,2 млрд. людей живут в условиях постоянного дефицита пресной воды, около, 2 млрд. страдают от него регулярно (в сухой сезон, например). По прогнозам ФАО к середине III третьего десятилетия XXI века численность живущих при нехватке воды превысит 4 млрд. человек.
Вода для Узбекистана в силу жаркого и засушливого климата занимает значительное место не только в сельском хозяйстве (28,1 % ВВП на 2019 г.) и промышленности (30,0 % ВВП на 2019 г.) 1, но и в жизнеобеспечении человека в целом. Республика Узбекистан – самая густонаселённая страна Центральной Азии. Численность постоянного населения страны на 01.01. 2022 г. составила 35 905,2 тыс. человек [Демография Узбекистана]. Порядка 49 % населения проживают в сельской местности, и их жизнедеятельность полностью зависит от сельского хозяйства и сопряжённых отраслей. Поэтому по Закону Республики Узбекистан «О воде и водопользовании» «воды являются государственной собственностью – общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством» [Закон «О воде и водопользовании», 1993].
Крупнейший потребитель воды в республике – сельское хозяйство. На его долю приходится в среднем 90–91 % используемой в республике воды. В условиях аридного климата базой для развития сельского хозяйства является водное орошение. Общая площадь орошаемых земель в Узбекистане составляет 4,3 млн га, или около 18 % территории республики. Общего объёма потребляемых Узбекистаном водных ресурсов приходится на долю трансграничных рек, которые формируются на территории соседних стран.
В 2017 г. на 72-й сессии Генеральной ассамблеи ООН Президент Ш. Мирзиёев сказал, что проблема общих водных ресурсов является ключевой для безопасности и стабильности в Центральной Азии. А решение вопросов совместного водопользования в регионе стало одним из приоритетов внешней политики Узбекистана. Таким образом, одной из острейших проблем региона стало расширение взаимодействия между сопредельными странами в вопросах водопользования в связи с изменением за годы независимости системы гидроэнергетических отношений центральноазиатских стран.
По мнению европейских учёных доступ к воде может стать одним из главных источников международных конфликтов. Так, если ничего не менять к 2050 г. Число экологических беженцев может увеличиться в пять раз.
Вместе с тем, в этой сфере ещё остается много проблем, и, по оценкам экспертов, необходима разработка и продвижение взаимоприемлемых механизмов совместного управления водными ресурсами, обеспечивающими баланс интересов стран Ц.А.
Большую помощь в реализации программ по совершенствованию водопользования и урегулированию региональных механизмов совместного использования водных ресурсов призваны общественные институты (Советы, Организация гражданского общества- ассоциации водопользователей и др.). Эти принципы разработаны ООН и закреплена в Орхусской Конвенции 1998 г. Вместе с тем, консультанты Европейской Экономической Комиссии ООН считает, что участие общественности республики в этих процессах ещё недостаточно активно. 3-ий обзор ЕЭК…
Представляется, что широкое обсуждение всех аспектов водопользования и санитарии будет полезным для всех заинтересованных стран.
А. Насыров