Часть 1 — оперативная обстановка
Обстановка в Афганистане остаётся нестабильной. Продолжаются столкновения действующих властей с формированиями повстанцев, группировками этнических меньшинств, а также боевиками афганского филиала ИГ «Вилаят Хорасан».
🔻 На данный момент на территории Афганистана действует не менее 10 различных группировок. Несмотря на их обилие, большая их часть воевала с талибами только виртуально, не вступая в реальные бои. Основными противниками талибов на данный момент являются три движения:
▪️ Фронт национального сопротивления Афганистана
Повстанцы «Фронта Национального сопротивления Афганистана» (ФНСА) во главе с Ахмадом Масудом стали серьезным препятствием для талибского движения. Присутствие в их рядах бывших военнослужащих афганской национальной армии, а также поддержка сопротивления, оказываемая извне (помимо негласной помощи Таджикистана, Масуд оплатил услуги лоббистов в американском сенате для продвижения своих интересов), помогла ополчению.
Они используют тактику засад малыми группами на пункты дислокаций боевиков «Талибана» в северных провинциях страны. По данным пресс-службы ФНСА, за месяц совершено шесть нападений, в ходе которых более 50 талибов ликвидировано, и не менее 100 получили ранения. При этом информация о своих потерях умалчивается.
Наиболее интенсивные столкновения с талибами идут в провинциях Баглан и Панджшер, куда «Талибан» направил значительные ресурсы. Несмотря на громкие заявления пресс-служб обеих сторон ни одна из них не в состоянии получить существенное преимущество в вышеуказанных районах. Используемая тактика ФНСА эффективна лишь в гористой местности. В других районах Афганистана численное и техническое преимущество ВС «Исламского Эмирата Афганистан» станет определяющим.
▪️ Афганский филиал Исламского государства — «Вилаят Хорасан»
Террористы «Вилаят Хорасан» продолжают расширение зоны своего присутствия. Сейчас активность ИГ отмечена в 13 провинциях Афганистана. Только в июле было совершено пять нападений на различные объекты талибов и гражданской инфраструктуры.
Причем отмечается смещение акцента распространения ИГ на северные регионы Афганистана. Цель — вербовка людей из числа этнических меньшинств, а также нагнетание обстановки в соседних с Афганистаном странах (https://t.me/rybar/35871) (за июль дважды из РСЗО обстрелян Термез в Узбекистане).
Террористы «Вилаят Хорасан» заявили, что приложат все усилия для разрушения любого рода взаимоотношений «Талибана» с внешним миром, а текущее положение является идеальным моментом для усиления позиций ИГ в регионе. Боевики ведут пропаганду на различных языках, в том числе узбекском, таджикском и туркменском.
▪️ Группировки этнических меньшинств Афганистана
Межэтнический разлад в стане «Талибана» разгорается все сильнее. Недовольные притеснением со стороны пуштунов некоторые представители когда-то союзных общин таджиков, туркменов, узбеков, хазарейцев один за другим объявляют о выходе из состава движения, объединяясь в отдельные группировки (в некоторых случаях присоединяясь к ИГ).
С 23 июня в уезде Балхаб (провинция Сари-Пуль) идут столкновения талибов с бывшим членом группировки — главой хазарейской общины — Мехди Моджахедом. Талибов (пуштунов) обвиняют в геноциде хазарейцев на территории провинции.
30 июня в Мазари-Шарифе (провинция Балх) группа лиц заявила о создании группировки «Южный Туркестан». Задачей нового формирования является защита интересов тюркских народов согласно концепции «Великого Турана».
▪️ Руководство «Талибана» стремится стабилизировать обстановку в северных провинциях путем увеличения воинского контингента и проведения спецопераций.
Однако многие обозреватели афганской проблематики видят в этом постановочный характер действий. Влияние ИГ распространяется, а ополченцы из различных группировок продолжают оказывать сопротивление.
Часть 2 — Принимаемые талибами меры для стабилизации ситуации в стране
С момента прихода к власти усилия талибов сосредоточены на обретении легитимности в глазах международного сообщества и создании образа «мирного Талибана».
За последний месяц представители талибской верхушки провели несколько встреч с высокопоставленными лицами иностранных государств и организаций. Основными темами для переговоров стали вопросы предоставления гуманитарной помощи, капиталовложения в инвестиционные проекты в Афганистане, а также признание на международной арене.
Ведутся переговоры по разработке месторождений, развитию проектов железнодорожной линии из Узбекистана в Пакистан и газопровода ТАПИ (Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия).
▪️ Однако, несмотря на обилие встреч на высоком уровне, установленные контакты с разными государствами не приблизили официальное признание власти талибов. Основной причиной отказа считаются репутационные издержки из-за возможного сотрудничества с организацией, в большинстве стран считающейся террористической.
Талибы, замешанные в десятках терактов и до сих пор связанные с «Аль-Каидой», слишком токсичные с точки зрения большей части мирового сообщества.
▪️ Министерство информации и культуры ведёт активную пропаганду в коммуникационной сфере, пытаясь обелить репутацию талибов. Проталибские СМИ вещают на нескольких языках, в том числе на русском. Неудивительно, что пресс-секретарь движения Забиулла Моджахед регулярно отрицает все, что может плохо сказаться на «Талибане».
Другие функционеры «Талибана» не отстают от Моджахеда: например, брат и.о. министра внутренних дел Анас Хаккани дал интервью (https://t.me/rybar/35370) немецкому изданию Der Spiegel. По версии Хаккани, «все обвинения в экстремизме в отношении талибов» — проделки врагов.
▪️ Ещё одной причиной недоверия к новой афганской власти стал вопрос договороспособности «Талибана». За неполный год с момента приход к власти талибы так и не сдержали обещаний. Правительство, которое бы включило представителей всех этнических групп, так и не сформировано, а борьба с терроризмом похожа на фикцию.
И.о. министра внутренних дел движения Сираджуддин Хаккани во время поездки в провинцию Хост обратился к мировому сообществу с просьбой подождать в создании так называемого «инклюзивного правительства» (включающего в себя представителей других этнических групп). Он отметил, что основная причина всех проблем в Афганистане не в талибах, а в исламофобии в мире, с которой нужно бороться.
▪️ 25-26 июля в Ташкенте проведена международная конференция по Афганистану с участием представителей более 20 стран и международных организаций. Негласная цель — убедить руководство «Талибана» в необходимости пойти на уступки в вопросе внутренней политики.
В заявлении по итогам конференции отмечено, что талибы должны выполнить все требования. Это основополагающее условие для завершения национального примирения и начала интеграции новой власти в мировую политику.
Глава делегации «Талибана» и.о. министр иностранных дел Амир Хан Мотакки заявил, что руководство «Исламского Эмирата» выполнило все свои обещания касательно состава правительства. Он заверил мировую общественность в проходящей работе внутри страны по соблюдению прав меньшинств и женщин.
Часть 3 — Возможные последствия
алибское руководство прилагает определенные усилия к стабилизации внутриполитической обстановки. Однако отсутствие квалифицированных управленцев и сбалансированной внутренней политики при тотальном давлении международного сообщества усугубляет ситуацию.
Некомпетентность некоторых лиц из высшего руководства «Талибана», не желающих мириться с современными реалиями, может обернуться тотальным крахом политической системы «Исламского Эмирата Афганистан».
Дальнейшее бездействие талибов в удовлетворении требований мирового сообщества относительно состава правительства и соблюдения прав человека будет служить справедливой причиной отказа мировых держав от сотрудничества с радикальным движением. В таком случае следует ожидать ещё большего усугубления гуманитарного кризиса, который станет вероятным катализатором нескольких взаимосвязанных событий:
▪️ Увеличение потока наркотиков
Несколько месяцев назад верховный лидер «Талибана» Хайбатулла Ахундзада издал указ о запрете выращивания мака на территории Афганистана. Однако тяжёлая экономическая обстановка и отсутствие альтернативы лёгкому заработку не позволяют реализовать предписанное руководством требование.
Выращивание мака продолжилось. Причем, согласно информации западных СМИ, талибские «повара» освоили методику производства метамфетамина, тем самым расширив свои возможности по распространению.
В случае продолжения экономического давления и отказа американской администрации от разморозки зарубежных активов Афганистана следует ожидать «официального» возвращения талибов к известному им способу заработка.
▪️ Гражданская война
Нынешнее противоборство нескольких групп сопротивления с «Талибаном» в глобальном плане не существенно для действующей власти. Да, идут боестолкновения. Да, и та, и другая стороны несут потери. Но фактически все это происходит на ограниченном участке местности и без реального вмешательства крупных игроков не окажет влияния на внутриполитическую ситуацию.
Однако в стане талибов с каждым днём разрастается другой кризис: раскол между лидерами «Талибана» (https://t.me/rybar/33563). Не считая конфликт с представителями этнических меньшинств, талибы разделились на четыре противоборствующие фракции:
➖ Во главе с верховным лидером Хайбатуллой Ахундзадой
➖ Во главе с и.о. вице-премьера Абдул Гани Барадаром
➖ Во главе с и.о. министром внутренних дел Сираджуддином Хаккани
➖ Во главе с и.о. министра обороны Мухаммадом Якубом
Такие большие разногласия внутри верхушки талибов исключают любую возможность на формирование инклюзивного правительства с другими непушутунскими группами. Отсутствие договоренности между различными этносами в дальнейшем ещё больше дестабилизирует обстановку в стране.
▪️ Увеличение присутствия «Исламского государства»
Усугубляющийся социально-экономический кризис и возникший хаос в стране обеспечил благоприятные условия для процветания афганского филиала ИГ «Вилаят Хорасан».
Боевикам ИГ удалось воспользоваться хаосом, возникшим в некоторых частях страны после победы талибов. Тяжёлая экономическая ситуация, ненависть многих афганцев к «Талибану», националистическая политика превосходства пуштунской нации — все это позволило террористам значительно пополнить свои ряды.
«Вилаят Хорасан» пытается показать соседним государствам, что талибы не в состоянии обеспечить безопасность своих граждан и они не контролируют происходящее у них под носом. Реализуемая ими тактика направлена на создание паники в приграничных с Афганистаном районах (удары из «кустарного» РСЗО по Таджикистану и Узбекистану) и точечные теракты, направленные против шиитов (де-факто по иранским интересам) в стране.
Часть 4 — Англосаксонский след
🔻 Кому это выгодно?
В контексте последних событий в Среднеазиатском регионе мы неоднократно говорили о желании англосаксов вернуться на главенствующие роли в Средней Азии. Такие страны, как Пакистан и Афганистан являются разменной монетой в желании коллективного Запада разжечь застаревшие конфликты в государствах постсоветского пространства.
События в Казахстане, импичмент Имран Хану (https://t.me/rybar/34204) в Пакистане, митинги в Таджикистане (https://t.me/rybar/34292) и Узбекистане (https://t.me/rybar/35085) — все это часть одной большой игры, направленной на дестабилизацию южных рубежей России.
Талибы на протяжении многих лет выполняли роль «необходимого зла» для оправдания присутствия воинского контингента ВС США и ОВС НАТО и реализации своих интересов вплоть до контрабанды оружия уйгурским и кашмирским сепаратистским формированиям и трафика наркотиков в Европу.
🔻 Почему Афганистан?
В силу своего географического расположения бурлящий котел хаоса в Афганистане чрезвычайно удобен, чтобы осложнит жизнь всем — и России с постсоветскими странами, и Индии с Ираном, и Китаю.
Нагнетание обстановки, даже необязательно прямой вооруженный конфликт, выгодно британцам и американцам для создания нужного градуса напряжения. Как следствие, руководства соседних стран вынуждены тратить ресурсы на поддержание стабильности.
В среднесрочной перспективе у населения растёт уровень напряжения и беспокойства за свою безопасность. Таким образом народ той или иной страны становится более податливым и подверженным влиянию извне. Именно после прихода талибов к власти произошли вышеуказанные события в странах постсоветского пространства.
В стратегии США и стран Запада заложен долгосрочная концепция борьбы с увеличивающимся влиянием России и Китая в Азии. Вывод войск из Афганистана был началом этого противостояния.
Талибы являются удобным инструментом для реализации планов по раскачиванию традиционных сфер влияния РФ и Китая. Их устаревшее мировоззрение тянет не только Афганистан, но и весь регион в пучину хаоса.
В случае отсутствия срочных перемен последствия будут необратимы. Боевики ИГ, обстреливающие территории Узбекистана и Таджикистана, создание «Южного Туркестана» и «Движения талибов Таджикистана» (https://t.me/rybar/35761) — тревожный звонок для Центральной Азии. С каждым днём появляется все больше противников нынешних властей. Да, они в большей степени неощутимы. Но это только пока.
Подгоняемая Британией Турция оказывала активную поддержку талибам с момента прихода к власти в различных сферах не просто так. Именно с Афганистана начинается реализация турецкой концепции объединения «Великого Турана» из-за наличия большого числа малообразованных и радикально настроенных представителей тюркских народов на севере страны.
Ни о какой стабилизации обстановки в Средней Азии даже речи не идёт. Афганистан рано или поздно вновь полыхнет. Остаётся лишь вопрос, насколько к этому окажутся готовы или, наоборот, не готовы окружающие страны.