Домой Мир Терроризма. База данных Борьба с терроризмом Когда заявит о себе казахский Талибан?

Когда заявит о себе казахский Талибан?

Сегодняшнее решение властей Казахстана об исключении афганского Талибана из национального реестра террористических организаций имеет не только сугубо афганское, но и внутриказахстанское измерение.

Прежде всего, этот ход является де-факто политической реабилитацией бренда «Талибан». Теперь это в глазах казахского общественного мнения (особенно, её религиозной части) — абсолютно законная, легитимная организация. И, соответственно, методы её политической деятельности — также легитимные и допустимые.

Главный же метод Талибана, напомним, — это джихад. Вооружённая борьба на пути Аллаха ради создания исламского государства, в котором бы мусульмане могли жить в полном соответствии с шариатом.

В этом Талибан практически не отличается от других джихадистских проектов. Вопреки заверениям проталибских симпатизаторов из стран Центральной Азии, Талибан — это отнюдь не сугубо афганский проект. Так даже сами талибы не считают. В их восприятии Талибан — это образцовая модель победоносного джихада. Образцовая для всех — для афганцев, палестинцев, пакистанцев, казахстанцев, российских мусульман и т.д. Исключений Талибан не предлагает.

Другое дело, что талибские пропагандисты не всегда перечисляют — с целью уточнения — конкретные народы, племена и страны, где может быть применима талибская модель. Но иногда всё же это делают — например, в отношении палестинцев, когда комментируют сегодняшние бои арабов с израильтянами в Газе.

Возможно, наступит день, когда и в части казахстанцев прокомментируют.

На фоне и без того стремительной исламизации казахской молодёжи, среди которой всё более популярным становится, например, салафитский «мазхаб» (обращаю внимание на кавычки в этом слове), легализовать джихадистский проект и бренд Талибана — это, без кавычек, настоящий акт политического мужества. Граничащего в чём-то с политическим безрассудством. А безумству храбрых поём мы песню…

Теперь сведем эти позиции вместе.

Итак, всё более массовой социальной корпорации молодых казахских исламистов сегодня подбрасывается в качестве легитимного бренд Талибана, опирающийся на мифологию, эстетику и молодёжную субкультуру джихада. Которая, в свою очередь, является весьма популярной в молодёжной исламизированной среде — и не только из-за шариатских мечтаний, но и в силу специфически транслируемой доктрины джихадистской социальной справедливости.

А запрос на социальную справедливость сейчас есть не только в Афганистане, но и в общественном мнении тех же республик Центральной Азии, включая Казахстан.

Легализация бренда Талибана в Казахстане создаёт прекрасные условия для встречи двух политических «одиночеств» — широкого запроса на справедливость и успешную модель её достижения через победоносный джихад.

В этом случае, появление политической организации под условным названием «Техрик-е-Талибан Казахстан» (ТТК) представляется не только возможным, но и почти неизбежным. Как говорится, дело времени.

И как тогда на появление проекта казахского Талибана будет реагировать казахстанская власть? К каким запретам апеллировать?

Сегодняшний эпизод с де-факто полупризнанием Астаной афганского Талибана вряд ли добавит политического счастья «яростным муллам» в Кабуле.

Но для самого Казахстана, возможно, этот эпизод окажется аналогом выпуска весьма неоднозначного и опасного джинна из бутылки.

Кто знает, удастся ли его затолкнуть обратно.

Андрей СЕРЕНКО