Домой Конфессиональные аспекты Молодежь Узбекистана: между преданностью Исламу и гражданскими обязанностями светского государства

Молодежь Узбекистана: между преданностью Исламу и гражданскими обязанностями светского государства

В социальных сетях продолжаются дискуссии, споры, полемика, дебаты на тему соблюдения тех или иных религиозных правил.

Конечно, абсолютная и непререкаемая истина то, что религия наших предков — основа нравственных правил жизни многих поколений. И еще непреложная истина, заключается в резко возросшем интересе к Исламу, в первую очередь нашей молодежи. Такое увлечение связано с новыми вызовами, с которыми сталкиваются молодые люди в современном обществе, с поиском своей идентичности, жизненными ценностями. В этом ничего плохого.

Интерес к Исламу проявляется во многих аспектах, внешней атрибутики, ворвавшихся в нашу жизнь, постепенно превращаясь в обыденность.

Попробуем вместе разобраться в противоречиях, которые сегодня вызывают неоднозначные мнения в нашем обществе.

Позиция № 1

Джума намаз

Районы Ташкента, в которых расположены мечети, фактически близки к автомобильному коллапсу. Самая обсуждаемая тема дискуссий в социальных сетях.

Многие пользователи приводят в пример многие мусульманские страны, в некоторых из них законы шариаты преобладают в обычной жизни. Но даже в этих странах верующие, соблюдающие основные законы Ислама, с уважением относятся к братьям, которые мечети в пятницу не посещают. Улицы в этих городах свободны от пробок потому, что верующие идут в мечети пешком. Как рассказал известный узбекский блогер о джума-намазе в одной из таких стран: «Молятся тихо, незаметно и скромно».

Конечно, ташкентцы по-разному относятся к автомобильным пробкам по пятницам. Часть из них свыклась с таким неудобством, и просто терпеливо ждет пока движение восстановится.  Другие испытывают раздражение из-за задержек и неудобств, особенно когда спешат или опаздывают куда-то.

А недавно в мечети «Кузи ожизлар» в Чиланзарском районе Ташкента вообще произошел вопиющий случай, когда во время молитвы скончался прихожанин. А медицинская не смогла вовремя оказать профессиональную медицинскую помощь пациенту, потому что машина скорой не смогла подъехать к мечети из-за припаркованных в махалле машин её посетителей.

Мнения комментаторов в социальных сетях, возмущенных неудобствами авто пробок, достаточно разнообразны. И это не кажется странным. Но вот, что на самом деле удивительно – это мнения прихожан, приезжающих на машинах и бросающих их на проезжей части, как попало.

«Я мусульманин и приехал исполнить свой долг в святую пятницу. Я никому не создаю проблем. Все обязаны быть на намазе и тогда никто не будет жаловаться на машины. Верующие в джума – главные. Смотрите на нас и делайте как мы» — стандартная позиция, всех с кем удалось накоротке побеседовать. Причем такая позиция непоколебима, несмотря на мнения имамов, призывающих во время намаза, не создавать проблем другим людям. Такое удивительное мнение можно охарактеризовать одним словом – «ПОКАЗУХА».

Позиция № 2

БОРОДА

Сегодня некоторая часть молодых людей, ассоциирующая себя с исламом, нередко носит бороды, что делает их внешность ярко выделяющейся среди остальных. Они абсолютно уверены, что их борода для всех окружающих признак богобоязненности, выполнение суны и теперь никто не сможет обличить их в неправедных делах. Удивительно, но эта уверенность строится лишь на внешней атрибутике. Странно, но именно так ношение бороды понимают многие наши сограждане. Мне вспоминается один случай с моим знакомым, уже немолодым человеком, которого пригласили сниматься в кино на эпизодическую роль. Роль боевика, которую играл мой знакомый, требовала густую бороду, которую он начал отпускать. Через некоторое время соседи по махалле начали спрашивать его: «Вы были в хадже? Вы читаете Коран?».

Кстати, интересный факт из Сирии про боевиков ИГИЛ и бороды.

После масштабного поражения ИГИЛ в Сирии и Ираке часть боевиков бежала в Турцию. Так вот журналисты арабских изданий сфотографировали в районе Алеппо и в окрестностях Хамы целые залежи использованных бритвенных станков и килограммы сбритых бород.


Дело в том, что для перехода через сирийско-турецкую границу вместе с беженцами, боевики переодевались в женскую одежду и сбривают бороды. Журналисты утверждают, что местные жители видели, как террористы брились и затем надевали женские платья и никабы.

И еще одно интересное наблюдение.

Последние несколько недель сотрудники МВД Узбекистана провели аресты членов местных ОПГ, занимавшихся различными преступлениями: рэкетом, разбойными нападениями, мошенничеством, изготовлением и продажей наркотиков, другими преступлениями. Так вот обратите внимание на фотографии задержанных. Почти все фигуранты возбужденных уголовных дел носят бороды. В социальных сетях некоторые пользователи высказали свое мнение. Мне оно показалось интересным и возможно справедливым.

Все, обвиняемые в уже упомянутых преступлениях – читают Коран и пятикратный намаз, передают часть награбленных денег в мечети. Они считают, что таким образом соблюдают садака, закят, а также молитвой, соблюдением сунны выполняют все обязательства перед Всевышнем. А вот каким образом получены эти деньги для них – не принципиально.

Вновь напрашивается уже упомянутое слово «ПОКАЗУХА», вот смотрите, какой я правоверный мусульманин. Так считают многие участники дискуссии в соцсетях.

Так, что же такое показуха (желание выдать что-то в лучшем свете, хотя это совершенно не соответствует действительности) в Исламе? Давайте разберемся.

Коран призывает соревноваться в благих делах. Но при этом подразумевается не показуха, а то, что, когда один мусульманин делает одно благое дело в день, ты постарайся сделать два или три или даже больше. Но главное — не напоказ, а ради Всевышнего.

Показуха происходит от человеческой слабости. Кто-то хочет самоутвердиться, самовыразиться, показать, что он лучше, чем на самом деле, — а это уже показатель зависимости и заискивания перед такими же смертными. В этом заключается наша слабость. У некоторых молодых людей эта слабость выражается в строгом следовании религиозной атрибутике.

Можно ли людям рассказывать о своих хороших делах не для того, чтобы похвастаться, и не с плохими намерениями, а просто так? Деяние, которое было совершено не с целью достичь довольства Всевышнего, а ради хвастовства, называется «рийа» (показуха). Любое поклонение должно совершаться лишь ради Аллаха и Его милости. Если человек неискренен, то рийа уничтожает саваб: за чтение Корана, совершение намаза, продержанный пост, выплаченный закят, ношения бороды или никаба.

Наш Пророк (сав) говорил: «Несомненно, что самой страшной вещью для вас является малый ширк: (рийа) показуха» (Тирмизи). На самом деле каждый человек знает, ради чего он совершает определенный поступок. Если искренне «заглянуть» в свою душу и задаться вопросом: «Для чего я это делаю? Ради кого это?», то можно увидеть то, что движет нами: желание достичь довольства Аллаха или же восхищения, одобрения и похвалы окружающих нас людей?

Рассмотрим два примера. Допустим, вы находитесь на каком-либо мероприятии и наступило время намаза. Вы осторожно спрашиваете человека: «Совершаете ли вы намаз?», чтобы в случае утвердительного ответа понять, как дальше себя вести, где вам обоим можно совершить молитву и как лучше это сделать. В данном случае это не будет считаться рийа, поскольку в вашем вопросе прослеживалось лишь благое намерение.

Рассмотрим обратную ситуацию: вы находитесь в окружении малоизвестных вам людей и по наступлению времени намаза невзначай задаете вопрос: «А вы читаете намаз?». Если это было сделано ради того, чтобы пристыдить человека и поставить его в неловкое положение, или для того, чтобы продемонстрировать свою набожность, чтобы потешить свой нафс «внутренним самолюбованием», то это будет рийа.

Предпочтите милость Аллаха, а не восхищение людей; довольство Аллаха, а не угождение людям…

В конце концов бросать свою машину посередине дороги, создавая массу неудобств окружающим; носить бороду или нет – это право выбора каждого молодого человека.

Но все же стоит задуматься, как на тебя смотрят окружающие и какое будущее нужно для себя строить.

Стоит также заметить, что уважение к религиозным обязанностям — это важный аспект для каждого человека. Однако, важно не забывать то, что религиозная практика не должна мешать окружающим и не нарушать гражданские нормы и правила жизни в светском государстве.

Более того, стоит задаться вопросом, насколько вы соблюдаете правила жизни мусульман и истинные принципы Ислама. Ведь Ислам, наряду с молитвой и ношением бороды, также налагает на своих последователей множество других нравственных и этических обязательств. Выполняете ли вы иные обязательства? К сожалению, ответ на этот вопрос в нашем обществе оказывается риторическим.

В.МИХАЙЛОВ