После теракта в Барселоне отношение к мусульманам в стране вряд ли изменится. Политика, тем не менее, допустила серьезную ошибку, считает обозреватель Sueddeutsche Zeitung Томас Урбан.
«Испания и ее жители не первый раз сталкиваются с терроризмом. 13 лет назад, когда в результате теракта вблизи мадридского вокзала Аточа погиб 191 человек, Испания не впала в истерику. И сегодня не слышно тех, кто призывал бы к возмездию и репрессиям», — пишет автор.
Вероятнее всего, полагает журналист, испанские политики будут продолжать делать ставки на двойную стратегию: «С одной стороны, будет осуществляться жесткий контроль над потенциальными исламистскими террористами и ограничиваться приток мигрантов из стран Магриба и региона южнее Сахары. С другой — тем мусульманам, которые уже проживают в стране, будет предложено больше возможностей для интеграции в общество».
За годы, прошедшие после теракта в Аточе, в Испании не было зафиксировано случаев нападения на мечети или исламские культурные центры. Автор связывает это в первую очередь с «умной политикой, которую проводят ведущие представители мусульманского сообщества в стране: они подчеркивают свою лояльность и ценность преимуществ демократического правового государства. Они делают ставки не на изоляцию, а на культурный диалог, что с одобрением воспринимается испанской элитой».
«Лишь незначительная часть из 2 млн мусульман, проживающих в Испании, считает себя джихадистами. И для них, по сути, решающую роль играет не религия, а совокупность причин социального характера: практически все экстремисты — это те, кто не смог получить образования и не имеет перспектив освоить профессию: из-за низкого социального статуса они попадают на задворки общества, нередко не имея шансов и в личной жизни», — отмечает Урбан, указывая на то, что экономических кризис последнего десятилетия только усугубил ситуацию.
«Тем не менее, — продолжает журналист, — испанские политики допустили в выстраивании демократического порядка ту же кардинальную ошибку, что и их французские коллеги. Они недооценили значимость религии как ориентира для выходцев из стран Магриба. Государство не восполнило образовавшиеся пустоты, в испанских школах нет уроков ислама. Радикальные имамы воспользовались этим вакуумом — и один из них, видимо, стал авторитетом для террористов, устроивших атаку в Барселоне», — говорится в статье.