В последние годы эксперты ряда стран стали отмечать растущую угрозу безопасности мирового сообщества со стороны террористического формирования, называемого «Халифат Хорасан», заметно укрепляющего свои позиции не только в Сирии и Ираке, но и в Центральной Азии – прежде всего в Афганистане, Пакистане и в мусульманских южноазиатских государствах СНГ.
После «арабской весны» в мире не трудно отметить огромную волатильность исламистских и джихадистских групп, одна организация перетекает в другую. Если одну группу запрещают или она прекращает свое существование в результате успешных антитеррористических действий или по другим причинам, то костяк такой группировки оформляет ее под новым названием, иногда даже совпадающим с названием чужой группы. Сам термин «Хорасан» распространен у персоязычных народов.
«Организация «Хорасан» в большей степени, чем какая-либо другая планирует проведение терактов против США и американских учреждений за рубежом», — подчеркивают в The New York Times. Как утверждают источники издания в правоохранительных и разведывательных органах США, «Хорасан», состоящая из боевиков «Аль-Каиды», прибывших из стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Северной Африки, пытается привлечь в свои ряды новых экстремистов из стран Запада для совершения терактов в Европе и Соединенных Штатах.
В американском разведсообществе считают группировку «Хорасан» частью «Аль-Каиды», дислоцированной на Аравийском полуострове. Отмечая растущую опасность «Хорасан», председатель комитета по делам разведки Палаты представителей Конгресса США, республиканец из штата Мичиган Майк Роджерс в одном из своих выступлений в 2014 году особо подчеркнул, что эта группировка прежде всего нацелена на осуществление атак на самолеты. Для этого у нее есть деньги, технические средства и боевики, готовые к нападениям. Боевики этой ячейки особо интересуются возможностью применения труднораспознаваемой взрывчатки. Опасность заключается еще и в том, что в рядах этого формирования есть граждане западных государств с паспортами этих стран.
О террористической организации с названием «Хорасан», связанной с запрещенной «Аль-Каидой» и не первый год воюющей в Сирии, зарубежные СМИ ранее уже неоднократно писали. Название террористической группировки «Хорасан» активно стало появляться в сообщениях СМИ в период американского вторжения в Афганистан в 2001 году, когда она была вынуждена перебазироваться из Афганистана в Пакистан. Ее цель состояла в том, чтобы создать «Халифат Хорасан» в Нангархаре со столицей в Джелалабаде.
Считается, что «Хорасан» создал около двадцати лет назад египтянин Мухаммед Исламбули, брат известного в Египте джихадиста, участника убийства в 1981 году президента Египта Анвара Садата. Исламбули в 1990-х годах прошел школу терроризма в арабских странах, Афганистане и Пакистане. Основной зоной действия боевиков первоначально был не Ближний, а Средний Восток. К 2012 году боевики «Хорасана» развернули свои боевые действия в Сирии и Йемене, став активными союзниками другого запрещенного террористического формирования «Джебхат ан-Нусры».
К весне 2015 года «афганскому крылу» ИГИЛ («Халифат Хорасан»), ранее действовавшему преимущественно в Пакистане, удалось вновь проникнуть на север Афганистана, подминая под себя ячейки Талибана, «Аль-Каиды» и сети Хаккани. Соединения боевиков уже замечены в Тургунде (до 200 человек), Шинданде (до 700 человек) и Ислам-Кале (до 300 человек). Согласно опубликованным данным, эти боевики – преимущественно выходцы из стран бывшего СССР (в частности из южноазиатского региона, с Южного Кавказа), ранее участвовавшие в боях в Ираке и Сирии, а затем направленные в район туркменской границы, где к ним присоединились местные радикалы и бывшие активисты исламской политической партии Афганистана суннитского толка ИПА. В результате боевики верные «Халифату Хорасан» объявили о создании провинции халифата — «вилаята Хорасан», включающего в себя территории Афганистана и Пакистана.
После успешных антитеррористических операций России и других стран международного сообщества в Сирии и Ираке, приведших не только к разгрому опорных пунктов террористов ИГИЛ в этих странах, но и к ликвидации их доступа к нефтяным промыслам в регионе, процесс закрепления позиций «Хорасан» в Афганистане стал проходить более активно. Во многом этому способствовало стремление террористов взять под свой контроль вместо нефти в Сирии и Ираке другой весьма важный для них финансовый поток – афганский героин. Другим не менее существенным фактором выбора «Хорасан» именно Афганистана в качестве своего опорного региона является, безусловно, возможность кадрового пополнения своих рядов за счет жителей центральноазиатских государств. В результате сейчас на границах Таджикистана, Туркменистана и Афганистана создается новая большая экстремистская группировка численностью в несколько тысяч человек под названием «Хорасан». Деятельности эмиссаров «Халифата Хорасан» способствует, в частности, то, что около 2 тысяч граждан только Таджикистана уже прошли джихад в Сирии и Ираке, некоторые из них уже вернулись домой или в соседний Афганистан.
Достаточно активно «Халифат Хорасан» действует в Афганистане через практически не контролируемые районы Пакистана в районе Пешевара, которые ранее являлись безраздельной вотчиной Талибана. На контакт с афганскими ячейками выходят проповедники, информационщики, финансовые курьеры и другие «активисты» террористической деятельности, которые ведут «просветительскую» работу среди местных радикальных исламистов. Важную роль играют боевики афганского и таджикского происхождения, которые возвращаются домой после джихада в Сирии и Ираке и выступают в роли вербовщиков, пропагандистов, инструкторов.
Возвращение почти полузабытой группировки «Хорасан», вне всякого сомнения, является следствием динамики внутри джихадистских структур. Сейчас уже всем понятно, что распиаренный несколько лет назад проект так называемого «Исламского государства» близок к закрытию. Боевики ИГ расходятся по другим группам: в «Джебхат ан-Нусру» или другие. Возможно, что ныне «Хорасан» – это реинкарнация идей ИГ, особенно с учетом наличия провозглашенного террористами «вилайета Хорасан», которым они пытаются сегодня подменить прежнюю территориальную принадлежность исламистского квазигосударственного формирования ИГ, но уже на территории Пакистана и Афганистана.
Валерий Куликов, эксперт-политолог
07.11.2017
Источник: ru.journal-neo.org