Таджикистан нашел рецепт прививки от религиозного радикализма. На официальном уровне принято решение изгнать из мечетей священнослужителей, получивших образование за рубежом, и заменить их кадрами, выпестованными в собственных пенатах. Насколько такая радикальная мера адекватна и эффективна, приемлема ли она для тиражирования в других странах? Об этом наш разговор с руководителем Союза мусульман Казахстана (СМК) Муратом Телибековым.
Опасны не иностранные дипломы, а искаженное мировоззрение
— Недавно Комитет по делам религии, регулированию народных традиций, торжеств и обрядов Таджикистана выступил с инициативой заменить имам-хатибов мечетей, получивших религиозное образование за рубежом, на представителей духовенства, выучившихся на родине. Неужели имамы с иностранными дипломами настолько опасны? Есть ли какая-то статистика, своеобразная хроника их прегрешений?
— Наши братья-таджики предлагают весьма примитивные меры в борьбе с религиозным экстремизмом. Судя по всему, они не желают утруждать себя интеллектуальными усилиями. Запретить, посадить в тюрьму, выпороть – эти средневековые методы начинают превалировать в стране. Если следовать такой логике, то необходимо отстранить от работы всех инженеров, врачей, экономистов, прошедших обучение за рубежом. Нельзя перенимать подобные методы! Опасны не иностранные дипломы, а искаженное мировоззрение. Можно вернуться из-за границы современным, трезвомыслящим человеком, а можно превратиться в сумасшедшего фанатика. Все зависит от того, в чьи руки попадет молодой человек.
К сожалению, в поисках религиозного образования «за бугор» часто едут неокрепшие души, которые легко заразить сумасбродными идеями. В этом отношении я согласен с позицией нашего Министерства по делам религий — необходимо установить возрастной ценз, строго контролировать выезд молодежи в зарубежные духовные университеты. Кстати, ценность нынешней концепции модернизации сознания заключается в том, что она пытается разрушить ложные стереотипы, искаженные понятия, укоренившиеся в обществе, и привести их в соответствие с общечеловеческими ценностями. Это касается, прежде всего, религии. Здесь много косного, устаревшего, глупого, смешного. Ислам непрерывно эволюционирует, он развивается вместе с обществом. В этом секрет его неугасающей притягательности.
— Но на примере Таджикистана мы видим, что у официального духовенства, государственных органов нет действенных механизмов контроля, кроме как указать на дверь всем тем, кто может выступить в качестве потенциального рассадника вредоносных идей…
— Это свидетельствует, прежде всего, о слабости государственной власти в Таджикистане, бессилии идеологического аппарата. По большому счету, налицо признак политического кризиса в стране. С религиозным экстремизмом надо бороться, однако не таким варварским способом.
Приведу небольшой пример. Недавно пришлось присутствовать на судебном процессе в Алматы по делу молодого человека, которого обвиняют в размещении религиозных песен в Интернете. Мне было жалко судью и прокурора, которые пытались строить обвинение, не имея на руках серьезных фактов. Я смотрел на их лица и понимал, что в глубине души они испытывают угрызения совести и тем не менее вынуждены продолжать эту нелепую игру. Порой у меня возникало ощущение, что идет выполнение своеобразного плана по отлову преступников. Допустим, в месяц надо поймать пятерых экстремистов и четырех разжигателей межнациональной розни. Умри, но найди! Любым способом! Поймите, господа: нельзя так дискредитировать судебную систему и правоохранительные органы, выставляя их в нелепой, карикатурной форме.
Религия – это солнце, которое может не только согреть, но и обжечь
— А какова у нас, в Казахстане, ситуация со служителями культа, обучавшимися за рубежом? Или в условиях острой нехватки квалифицированных религиозных кадров, когда более 60 процентов мулл и имамов прошли лишь краткосрочные курсы подготовки, вопрос о «специалистах с иностранными дипломами» просто неуместен?
— «Нехватка кадров», о которой постоянно говорят наши чиновники от религии, – надуманная проблема. Она высосана из пальца. Речь о квалифицированных кадрах может идти в медицине, экономике, математике. А религия не является наукой. Религия – это свод нравственных законов, объясняющих, что такое хорошо и что такое плохо. Все это изложено в Коране. Книга переведена на все языки мира. Каждый человек может взять ее в руки, прочесть и стать «квалифицированным специалистом» в области ислама. Кстати, в самом Коране нет ни слова о том, что Священная книга мусульман является своеобразным кроссвордом, ребусом, для разгадки которого нужны посвященные люди и многолетнее обучение в религиозных школах. Мнение, будто в стране не хватает подготовленных имамов, подобно утверждению о том, что у нас существует дефицит специалистов, способных научить людей мыть руки и пользоваться туалетной бумагой. Кому выгодны подобные спекуляции?
Посетите любую мечеть Казахстана – вы не услышите, чтобы кто-то из прихожан выразил недовольство уровнем знаний имама. Нарекания вызывает другое — этика священнослужителя, его моральный облик. Для многих людей религия – это всего лишь выполнение обрядов: чтение молитвы, проведение погребального ритуала. И все! Остальное – это моральные заповеди, которые внушают людям с детства: не убий, не укради, не обмани, помоги ближнему. Вы считаете, что для этого надо заканчивать университеты?!
Несколько слов об учебных заведениях. В Казахстане вот уже 20 лет существует университет «Нур Мубарак», ежегодно выпускающий десятки специалистов в области ислама. Куда деваются эти выпускники? Почему они не могут восполнить дефицит кадров? Или уровень их подготовки настолько низкий, что грош им цена? В таком случае надо либо закрыть университет, либо разогнать его персонал и набрать новых людей.
— Давайте вернемся к зарубежному религиозному образованию. Казахстанцы в основном обучаются в Египте, Турции и Малайзии. Насколько полученные там знания безопасны для здоровья казахстанской паствы?
— Факты свидетельствуют о том, что за годы независимости мы так и не смогли создать собственную религиозную школу, которая отвечала бы запросам молодежи. Почему люди не доверяют отечественным имамам и предпочитают обращаться к зарубежным учителям? Тут есть, конечно, и объективная причина. Священная земля Саудовской Аравии манит людей со всего мира. Чарующая атмосфера родины ислама производит неизгладимое впечатление. Что касается Египта и Турции, то они в прошлом были центрами халифата, и это тоже не проходит бесследно.
Но человек должен быть внутренне готов к подобному паломничеству. В странах, где ислам стал государственной религией, очень много различных школ и направлений. Это нормальное явление. И чтобы правильно ориентироваться в этом океане, нужны начальные знания; человек должен знать, в каком направлении он хочет плыть и зачем. В противном случае он превратится в щепку, которую швыряет от одного берега к другому. Религия – это солнце, которое может не только согреть, но и обжечь.
— Известно, что дважды в год представители нашего муфтията выезжают в эти страны и, как они говорят, «неформально беседуют» с казахстанскими студентами на предмет их приверженности радикальным идеям. Можно ли считать полноценной такую «прививку от салафизма»?
— Подобная практика вызывает у меня улыбку. Воображение рисует живописную картину. Тайная вечеря. В комнату студента университета «Аль Азхар» тайком пробирается сотрудник муфтията и начинает задушевную беседу:
— Что говорят твои учителя, брат мой?
-Ну, всякое… — неуверенно отвечает студент.
-Ты им не верь. Там много шарлатанов, шпионов и аферистов. Слушай меня. Я укажу тебе верный путь!….
А теперь давайте посчитаем. Молодой человек находится в «объятиях» «Аль Азхара» 24 часа в сутки, 12 месяцев в году. Что могут противопоставить этому сотрудники ДУМКа за два визита в год? Конечно же, польза от такого общения есть, но насколько она велика?
— Пару лет назад заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ говорил о том, что нельзя демонизировать и маргинализировать выпускников иностранных вузов. Мол, зачем самим себе создавать проблему, плодя протестно настроенную молодежь, которая будет сидеть по квартирам и ждать своего «часа Х»? Может, в таком случае проще вообще отказаться от религиозного обучения за рубежом?
— Отчасти зампред ДУМ РФ прав. Представьте себе ситуацию. Имам верой и правдой служил отечеству на протяжении десятилетий. И вдруг его увольняют по той лишь причине, что у него диплом каирского университета. Из уважаемого человека он в мгновение ока превратился в изгоя. Это абсурд! Я не исключаю того, что такой имам, в конце концов, может перейти в лагерь непримиримых противников государства. Нужно ли это нам? Запретить людям получать религиозное образование за рубежом невозможно. Необходимо решить эту проблему иным путем.
Дипломы и мораль
— Священнослужители-самоучки, на ваш взгляд, менее опасны, чем те, кто получил образование за рубежом?
— Думаю, что при назначении священнослужителя на первом плане должны быть, прежде всего, его человеческие качества, репутация, мировоззрение. В этом заключается специфика религии. Имам может иметь три диплома об окончании престижных университетов, но, если при этом он ведет аморальный образ жизни, то грош ему цена. Такой духовный лидер приносит больше вреда, чем пользы.
Кстати, согласно исламской доктрине, Всевышний Аллах дарует знание кому пожелает, невзирая на богатства и знатное происхождение. Пророк Мухаммад до конца своей жизни оставался неграмотным человеком, не умеющим читать и писать. Однако это не помешало ему стать основателем великой религии.
— Два года назад по поручению главного муфтия Казахстана была принята Концепция развития религиозного образования ДУМК до 2020-го. В ней прописана программа «500 просвещённых имамов современности», которая направлена на повышение квалификации священнослужителей и укрепление их авторитета. Можно ли подвести промежуточные итоги?
— Хорошая идея. Однако я не стал бы привязывать ее к конкретным цифрам. 500 или 600 имамов – не суть важно. Главное, что нам нужны современные священнослужители, которые могут успешно конкурировать с зарубежными миссионерами.
Если говорить о промежуточных итогах, то пока выделю лишь один штрих. Новый глава ДУМК Ержан Меямеров, в отличие от своих предшественников, производит впечатление человека высокой культуры. Подкупают его скромность, демократичность. Нет в нем чванства, высокомерия. А для верующих очень важен личный пример верховного муфтия.
Cреди наших имамов много талантливых людей. Но вся беда в том, что мы никак не можем избавиться от некоторых предубеждений. Самое порочное из них звучит так: «Не может быть более выдающейся личности среди духовенства, чем первое лицо в муфтияте». А теперь задайте себе вопрос: почему в Казахстане до сих пор нет выдающихся мусульманских миссионеров, прекрасных ораторов?! Неужели мы, казахи, настолько глупая и бездарная нация?! Не верю. Если программа «500 просвещённых имамов современности» поможет решить эту проблему, то честь и хвала ей.
— В продолжение этой темы: как вы оцениваете качество подготовки служителей культа внутри страны? Вы уже упомянули университет «Нур Мубарак». И такого мнения придерживаетесь не вы один. В чем корень зла?
— Нельзя сказать, что университет абсолютно бесполезен. В меру своих возможностей он пытается решать поставленные перед ним задачи. Но здесь необходима серьезная модернизация. Будь моя воля, я начал бы с руководства. Более двадцати лет университетом руководит Шамшиддин Керим. Возможно, он неплохой парень и хороший специалист, но ротация необходима. Нельзя допускать, чтобы человек так долго находился на одной должности. Застой начинается, прежде всего, в умах людей.
Во-вторых, университет необходимо сделать более открытым. Снос металлической изгороди вокруг «Нур Мубарака» стал для меня символом обновления. Вот если бы это была инициатива администрации самого вуза, а не акимата! Но увы!
Кстати, посмотрите на Вознесенский собор в центре Алматы. Какая прекрасная картина предстает взору! Играют дети, отдыхают женщины и старики, воркуют голуби… Почему бы центральную мечеть и «Нур Мубарак» не превратить в такие же культурные центры? Необходимо вытаскивать наши мечети из затхлого омута и наполнять их птицами, цветами, свежим воздухом. А сейчас они больше похожи на неприступные крепости и мрачные монастыри.
В-третьих, я неоднократно предлагал министру Ермекбаеву открыть теологические факультеты в светских вузах. К примеру, «Нур Мубарак» находится рядом с КазНУ им. Аль-Фараби. Будь моя воля, я бы включил исламский университет в состав КазНУ и наделил его статусом факультета. Будущие имамы должны обитать в самом центре мирской жизни. Они должны вместе со своими сверстниками, обучающимися на других факультетах, посещать лекции по экономике, философии, эстетике. Только так можно вытравить из религиозного университета дух косности, ханжества, мракобесия и воспитать современных религиозных деятелей.
Юлия Кисткина
07.11.2017
Источник: camonitor.kz