По всей видимости, происходящие сейчас события в Идлибе и события вокруг российской авиабазы Хмеймим прямо связаны между собой. Сегодняшнее заявление российского минобороны и вчерашний вызов послов России и Ирана в турецкий МИД тоже относятся к происходящему.
В Идлибе пока всё идёт вполне «по плану» — сирийцы занимают отведенную им астанинскими переговорами территорию, не более того.
Турки, естественно, обеспокоены возможностью «эксцессов», которые могут начаться, в случае, если сирийские и иранские прокси в запале наступления перейдут «красную черту» — трассу Алеппо-Хама, которая фиксирует границу между турецкой и российской зоной оккупации Идлиба. Поэтому протурецкие боевики и атаковали демонстративно Хмеймим, продемонстрировав, что в случае нарушения границы зон оккупации в Идлибе у Турции есть возможность создать проблемы российским союзникам.
Ситуация напоминает ту, которая предшествовала уничтожению российского самолета в ноябре 15. Турки тогда тоже выражали озабоченность, затем обеспокенность, затем возмущение — ну, а потом просто сбили самолет и всё.
Сейчас турки снова выражают обеспокоенность, а чтобы русские партнеры не тупили, тут же продемонстрировали, что именно произойдет, если придется выражать возмущение. Судя по всему, российские партнеры в этот раз понимают, о чем речь, и дали понять, что сигнал ими получен.
Теперь самое интересное начнет происходить, когда сирийцы займут окончательно отведенные им в Идлибе территории. Если они рискнут перейти «красную черту» — тогда Хмеймим почти со стопроцентной вероятностью снова будет атакован дронами боевиков, и теперь уже безо всяких предупреждений и дипломатических намеков. Учитывая, что помимо пророссийских прокси в Идлибе действуют и проиранские, возникает серьезная опасность того, что иранцы могут счесть вполне приемлемым для себя столкнуть турок и русских между собой, и тогда вероятность провокаций с их стороны выглядит тоже весьма вероятной.
Но пока нужно решить более близкую задачу — взять под контроль «свою» территорию. Все остальное станет ясно потом.
Эль Мюрид