Слушая истории бывших боевиков Исламского движения Туркестана (ИДТ) или Союза исламского джихада (СИД), не оставляет ощущение того, что продолжаю смотреть фильм «День сурка». Дорога в «хижрат» или правильнее сказать в «никуда» у всех джихадовцев одинакова и повторяется из раза в раз.
Начало пути для всех – увлечение исламом, чуть позже исламизмом, тесные связи с экстремистскими группировками такими, например, как «Таблиги джамаат» (ТД), или «Хиз-бут Тахрир» (ХТ) и теперь все… – для некоторых, вставших на путь фундаментализма исламистов, «onewayticket» приобретен. Как бы это странно не звучало: не все «таблиговцы» или «хизбутчики» — террористы, но все боевики ИДТ, СИД или других бандформирований, воющих в Пакистане, Афганистане или Сирии, обязательно прошли своеобразную школу религиозного зомбирования «Таблиги джамаат», «Хиз-бут Тахрир» или другой экстремистско-религиозной секты.
Этот тренд не является чем-то особенным или новым, еще в 1993 году Khedimellah Moussa исследователь из французской школы социальных наук (EHESS) в своем докладе назвал «Таблиг джамаат»: «…прихожей терроризма». Точнее, наверное, и не скажешь.
Европейцы, руководствуясь принципами излишней толерантности, не запрещают в своих странах деятельность самых разнообразных религиозных сект. В принципе понять их можно – негласные договоренности с лидерами экстремистских организаций «о не совершении террористических актов на своих территориях» считаются залогом безопасности. Правда, такие договорённости не всегда соблюдаются – примером могут служить взрывы в Лондонском метро в 2005 году. Тогда Тони Блэр попытался робко поделить мусульман на «экстремистов» и «умеренных». Однако мгновенно подвергся резкой критике представителем британского отделения «Хизб-ут-Тахрир» И.Вахидом: «…желание установить законы шариата, покончить с западной оккупацией мусульманского мира и с оккупацией Израилем палестинских территорий — нормальное желание для любого мусульманина, в какой бы точке мира тот ни жил. Следовательно, эти желания не являются признаком какого-либо экстремизма». Во время первой войны в Персидском заливе лидер британского отделения Омар Бакри, который призывал убить тогдашнего премьера Джона Мейджера, заявил Daily Star: «Мы отпразднуем его смерть». Его арестовали, правда, всего лишь на 48 часов.
Несмотря на совершенно откровенно экстремистские призывы и радикальные высказывания, исламистские организации чувствуют себя в Европе и США достаточно вольготно. Мнения же экспертного сообщества правительствами этих стран во внимание не принимаются.
Так Зейно Баран (Zeyno Baran), директор международных программ по безопасности и энергетике центра Никсона, считает, что: «ХТ выпускает тысячи людей, которым промыли мозги, после того, как они прошли курс обучения в «Хиз-бут Тахрир», они становятся членами таких групп, как «Аль-Каида»… Запад больше не может игнорировать вредное влияние идеологии ХТ, которая отравляет миллионы мусульман через Интернет, листовки и секретные центры обучения… Даже если они не вовлечены в теракты, они действуют как конвейер для террористов».
«Пришло время называть вещи своими именами: это война идеологий и террористические акты только верхушка айсберга», — считает Ариэль Коэн, исследователь из американского Heritage Foundation. Он рассматривает «Хиз-бут Тахрир» как альтернативную форму глобализации: «Их идеология – это прямой вызов западной модели секулярной, управляемой рынками, толерантной мультикультурной глобализации».
И все же власти европейских стран и США чувствуют себя относительно безопасно. Профессионализм спецслужб с мощным административным, финансовым и оперативным ресурсом позволяет эффективно контролировать лидеров религиозно-экстремистских организаций (РЭО). Поэтому политики уверены, что в случае экстремальных событий ситуацию можно будет взять под жесткий контроль. Можно предположить, что так и есть на самом деле.
Но вот, что удивительно. Кыргызстан, страна с огромными экономическими и политическими проблемами, пережившая за последние пятнадцать лет две «цветные» революции, из которой сбежали два президента, все же позиционирует себя как свободно демократическое государство, в котором экстремистские группировки, партии и секты чувствуют себя вполне комфортно.
Еще бы! Если директор независимого аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов по итогам заседания Совета обороны Кыргызстана, посвященного религиозной ситуации в стране, ссылаясь на мнение президента, Алмазбек Атамбаев заявил журналистам следующее: «…религиозное движение «Таблиг джамаат» нужно сделать управляемым, регулируемым, а не запрещать его». И далее: «Наше экспертное мнение заключается в том, что «Таблиг джамаат» не нужно запрещать, как это сделали в России, Казахстане, Таджикистане. «Таблиг джамаат» нужно регулировать, исправлять определенные моменты в ее работе, чтобы оно отвечало национальным интересам Кыргызстана. Запретительными мерами решить вопрос безопасности не возможно».
По его словам, решения Совета обороны Кыргызстана должны учитывать специфику Кыргызстана, национальный интерес без внешнего влияния, а также учитывать политическую модель, по которой идет республика. При этом самым интересным является механизм, который, по мнению руководства страны, должен «сделать движение «Таблиг джамаат» управляемым, регулируемым».
Такой механизм управления и регулирования в Кыргызстане фактически запущен и сегодня представляется возможным проследить некоторые эпизоды этого процесса.
Эпизод об «управлении и регулировании» №1
Для начала руководство Кыргызстана приняло решение внедрить идеи ТД в одну из силовых структур – Государственную пограничную службу (ГПС). Для этих целей на пограничных заставах и отрядах выделяются отдельные молельные помещения для чтения намаза военнослужащими. Так военные Алабукинского отряда, несущие службу на временном пограничном посту «Тенге» от пограничной заставы «Майская», ежедневно читают пятикратный намаз и каждую пятницу посещают мечети в населенном пункте Бирлашган и Кошболот аыйлукумата «Кек-серек» Алабукинского района Джалалабадской области. Более того, должностные лица ГПС ведут активную работу с личным составом своих подразделений по привитию им религиозных идей, особенно ТД.
Для того, что бы религиозное зомбирование солдат ГПС было более эффективным, активисты ТД, проповедующие на юге республики, посещают расположение отдельных пограничных застав Алабукинского, Джалалабадского, Ошского, Хайдаркенского и Баткенского отрядов. Активисты ТД, получившие религиозное образование в «таблиговских» медресе в Пакистане и Индии в молельных комнатах погранотрядов и погранзаставах, разъясняют военнослужащим ГПС идеи «таблиги», призывают соблюдать законы шариата, а так же активно участвовать в «даъватах» среди своих родных и местного населения.
Во время занятий с военнослужащими активистам ТД разрешают использовать различную религиозную литературу, буклеты, специальные носители информации на дисках и флэш-памяти для объяснения идей Мухаммад Ильяс Кондехлави, «Исламской миссии», а также политических процессов, протекающих в современном мире.
В таких комфортных условиях заместитель командира Джалалабадского погранотряда З. Бекташев – приверженец идей ТД, достиг больших успехов. Почти все военнослужащие его отряда сегодня активные приверженцы идей «таблиги». Его начальник полковник Н.Сатындиев своего зама полностью поддерживает, иначе, чем объяснить факт миссионерской деятельности 10 «таблиговцев», прибывших из Чуйской области, в штабе погранзаставы «Соколды», «Момбеково» и «Жаслык»?
Миссионерскую деятельность «таблиговцев», записавших в свой актив начальника штаба Алабукинского погранотряда подполковника К.Толонбаева и его заместителя подполковника А.Джекишева, несомненно, можно считать успешной.
Но эмиссарам религиозно-экстремистских организаций, действующих среди военнослужащих пограничных войск, предстоит еще много работы. Не все пограничники попали под влияние ТД. Некоторые из них, продолжают считать себя светскими бойцами армии Кыргызстана. Поэтому когда 21 декабря 2012 года один из последователей «таблиговцев» — военнослужащий срочной службы пограничного поста «Тенге» заставы «Майская» по имени Жаныбек сделал замечание своим товарищам об употреблении спиртных напитков мусульманами, то был жестоко ими избит. Досталось и другим верующим пограничникам.
Конфликт внутри погранвойск существует в Кыргызстане не только на уровне рядовых, но и руководства республики. В 2010 году кыргызским погранведомством руководил полковник Курманкул Матенов. Он еще в 1999 году во время баткенских событий попал в плен к боевикам ИДТ. Имаму ИДТ понадобилось лишь 15 суток для религиозной вербовки Матенова. Последний стал не просто религиозным фанатиком, но еще и активным проповедником идей крайнего исламизма и фундаментализма. Такая странная ситуация с руководителем погранвойск была описана в специальном обращении в правительство коллегами Матенова. Может быть, по этой причине он был смещен со своей должности?
Государственная машина мусульманских стран со светской формой правления, в которых деятельность РЭО все же не запрещена, жестко контролирует не только лидеров таких организаций, но и её наиболее активных членов. Участие апологетов РЭО в политической жизни запрещено на законодательном уровне. Да и сами члены таких организаций, критикуя демократические устои сегодняшнего мира, во властные структуры не очень то и рвутся.
Исключения все же случаются. Египет один из классических примеров того как разрешение на участие в политической жизни «Братьев мусульман»фактически поставило страну на грань экономического краха и гражданской войны. И лишь вмешательство армии и массовые казни лидеров «Братьев» позволили остановить падение Египта в пропасть.
Что же касается участия членов РЭО в работе правоохранительных органов или силовых структур, то это табу во всех без исключения странах.
Нет, все-таки одно исключение в современном мире имеется. Кыргызстан это-то самое исключение, которое лишний раз подтверждает правило. Но, напомним, что президент этой центрально-азиатской страны желает «управлять и регулировать» деятельность ТД.
Эпизод об «управлении и регулировании» № 2
«Управлять» РЭО по кыргызски гораздо легче в том случае, когда руководители исполнительной власти активные участники или даже локальные лидеры, к примеру – «Таблиги джамаат».
Так эксперимент по внедрению «таблиговца» в руководство местного органа самоуправления был реализован в г. Ташкумир Джалалабадской области. Механизм такого внедрения в самом «продвинутом» государстве СНГ был запущен в соответствии с требованиями, предъявляемыми демократическими правилами избирательной компании. Кандидатура мэра г. Такумир была предложена коалицией депутатов от партии «Атажурт» и «Онугуу» в городском кенеше г.Кочкарата Джалалабадской области.
Кандидат на должность мэра известный в области активист «Таблиги джамаат» Медин Качанкулов. Своим сторонникам М.Качанкулов, фанатичный последователь фундаментального ислама, в случае победы на выборах обещает обязать всех женщин носить хиджабы, отменить светские праздники и стараться создать условия для жизни в городе в соответствии с законами шариата.
И ему можно верить. М.Качанкулов – успешный бизнесмен. Его рестораны «Азия» и «Халол» на слуху и на виду не только у горожан Ташкумира, но и у членов движения «ТД», известными своей миссионерской деятельностью, построенной по принципу «от двери к двери». Приезжая в г. Ташкумир для участия в богослужения в местных мечетях «таблиговцы» находят в этих ресторанах пищу, кров и деньги. Чувствуют себя проповедники «таблиги» под крылышком коммерческих структур М.Качанкулова в высшей степени комфортно. Еще бы! Ведь вся организация деятельности ресторанов строится исключительно на законах шариата.
Естественно, что мэр г. Ташкумир М.Качанкулов – активный сторонник и движитель идей «таблиги» в Джалалабадской области, будет являться для Бишкекской власти образцом эффективного «управленца» и «регулятора» деятельности РЭО в Кыргыстане.
Что можно еще ожидать от страны, в которой под «мудрым» руководством президента страны официальное мусульманское духовенство страны – активно поддерживает «ТД». Поддерживает не только потому, что так рекомендует официальная власть, а потому, что теологи не знают, не умеют и не хотят противостоять исламистским идеям РЭО, пронизывающим до основания сегодняшнюю жизнь Кыргызстана.
Следующая история подтверждает тезис о том, что в политически слабых, с неустроенной государственной инфраструктурой странах, члены РЭО рвутся не только во властные структуры, но в правоохранительные органы. А если, например, в Кыргызстане, её лидеры стараются «управлять и регулировать» деятельностью «ТД», то можно смело констатировать, что для активистов «таблиги» «карта легла» как надо.
Эпизод об «управлении и регулировании» № 3
Удивительным успехом для самих миссионеров «ТД» можно назвать назначение прокурором Араванского района Ошской области Жаныбека Жолдошева. Автору не известна его юридическая подготовка и опыт работы в органах прокуратуры, но активист «ТД» Ж. Жолдашев явно из передовых. Обязательным для всех работников прокуратуры стало посещение местной мечети, но не для проверки принципов деятельности РЭО, а для участия в пятничных молитвах. Соблюдение правила пятикратного намаза сотрудниками местной прокуратуры — залог исполнения профессионального долга на рабочем месте. Игнорирование одного из основных правил ислама – верный путь к увольнению из штата местной прокуратуры.
Совершенно естественны жалобы в Бишкек рядовых сотрудников прокуратуры Араванского района на местного прокурора. Многие из них понимают, к чему может привести откровенная поддержка эмиссаров «Таблиги джамаат», открыто проповедующих под прикрытием Ж. Жолдошева среди молодежи в мечетях района. Но… ничего не меняется – мы уже знаем, что лидер страны считает, что «таблиговцами» надо «управлять», а их деятельность «регулировать».
Поэтому, вряд ли стоит удивляться тому, что помощник прокурора Узгенского района Джалалабадской области Жаконгир Хакимов вместе с группой последователей идей «таблиги» весь свой трудовой отпуск не один год проводит в бангладешских лагерях «ТД». Повышение знаний, для более эффективной миссионерской деятельности, этим сотрудником прокуратуры обязательство не только перед местными лидерами «ТД», но и перед своим начальством.
Хорошо известно, что сотрудники прокуратуры в таких странах как Кыргызстан не самые бедные люди, поэтому и финансовую помощь, которую они оказывают «таблиговцам» позволяет последним не скупиться на современные методы пропаганды идей крайнего исламизма и фундаментализма.
Изучая активность эмиссаров различных РЭО в Кыргызской Республики можно сделать вывод о том, что в этой стране определенные силы пытаются реализовать Проект под условным названием «Исламисты в силовых структурах». К сожалению, примеров, подтверждающих такой посыл немало, описаны они в СМИ достаточно хорошо, но информационная база об успешной вербовке кыргызских силовиков крайними исламистами, постоянно пополняется.
Эпизод об «управлении и регулировании» № 5
Наверное, уже можно и не удивляться тому, как районный начальник той или иной силовой структуры Кыргызстана становится воинственным последователем «ТД».
Вот и в Токтагулском УВД начальник Учтеракского отделения милиции Илес Норматов не устоял перед идеями «Таблиги». Более того, в конце 2012 года главный милиционер Учтерака принял достаточно смелое решение – повысить свой религиозный образовательный уровень. Обучение в одном из базовых лагерей подготовки миссионеров «ТД» в Индии перевела И.Норматова в новый исламистский статус. Теперь начальник местного управления внутренних дел не просто представитель «ТД» в Токтагулском районе, но и активный миссионер идей «Таблиги» среди сотрудников внутренних дел и мусульман, посещающих местные мечети. «Крышевание» заезжих проповедников «ТД» из разных стран – теперь для милиционера «святое» дело.
Кстати, для некоторых проповедников «Таблиги» погоны мешают активному «даъвату». У таких миссионеров время настолько насыщено многочисленными встречами с мусульманами в мечетях различных регионов Кыргызстана, что приходится увольняться с постоянной работы. Сия чаша не минула сотрудника Узгенского РОВД УВД по Ошской области Искандара Иминова. Слишком сильным оказалось влияние на молодого милиционера идей «ТД». Бросил все-таки стабильный заработок в УВД, зато нашел философское удовлетворение для души в проповедовании идей многомиллионной армии «Таблиги джамаат». Теперь разъезжает по мечетям юга своей родины с проповедями исламизма, не забывая при этом зомбировать своих бывших сослуживцев. Судя по всему «даъваты» у него неплохо получаются. Среди сотрудников правоохранительных органов юга Кыргызстана все больше и больше последователей РЭО.
Заинтересованные в радикализации кыргызского общества иностранные исламистские центры делают особую ставку на смену мусульманских духовников, придерживающихся традиционных форм ислама, крайними фундаменталистами. При абсолютном попустительстве центральной власти (которая, как мы уже знаем, уверена, что «управляет и регулирует» РЭО) смена умеренных имамов на радикальных мусульманских духовников в Кыргызстане вступила в финальную стадию.
Эпизод об «управлении и регулировании» № 6
Особенно эффективно внедряют своих сторонников в Духовное управление мусульман Кыргызстана (ДУМК) последователи «ТД».
Поэтому совсем не странно выглядит то, что даже опытные и пользующиеся авторитетом представители традиционного ислама вынуждены покидать мечети, в которых служили много лет. Так случилось с имамом Ноокенского района Дониером Ходжи. Несмотря на сопротивление местной общины, имам был отстранен от служб, а на его место назначен последователь «Таблиги» выходец из г. Джалалабада.
При полной поддержке Бишкекских начальников ДУМК имам-хатиб Сузакской мечети Аслиддин Зухриддин Махсум угли во время своих проповедей в мечети открыто призывает своих прихожан всеми своими возможными силами оказывать содействие многочисленным миссионерам «Таблиги джамаат», приезжающим в область для «даъвата» к местным мусульманам – сторонникам традиционного ислама.
Эмиссаров «ТД» прибывает сегодня в Кыргызстан так много и так часто, что совершенно естественным выглядит призыв имама расселять гостей в домах прихожан – в мечети места уже не хватает.
Несмотря на то, что в ДУМК опровергают факт того, что исполняющий обязанности верховного муфтия Кыргызстана Максатбек ажы Токтомушев является последователем «Таблиги джамаат», большинство верующих в Бишкеке и некоторые улемы абсолютно уверены в том, что он ставленник «ТД». По всей вероятности светские лидеры современного Кыргызстана считают, что теперь с назначением нового муфтия уже полностью «управляют и регулируют» деятельность «Таблиги». А тот факт, что сегодня почти в каждом населенном пункте есть свой «таблиговский» последователь и «даъватчи», скромно умалчивается. Если вся исламистская деятельность миссионеров «таблиги» будет продолжать в том же темпе, то в обозримом будущем абсолютное большинство мусульман Кыргызстана будут идентифицировать себя как последователи «ТД». В пользу такого вывода может послужить факт, изложенный в следующем эпизоде.
Эпизод об «управлении и регулировании» № 7
2 февраля 2014 года по настоятельной инициативе ДУМК в мечети «Ар-Рахмон» Араванского района Ошской области Кыргызстана был проведен годовой отчет, т.н. «Машварат» представителей религиозной общины «ТД» Араванского района.
Подробности проведения такого годового отчета поражают не только своими масштабами – в мероприятии приняли участие более 1 200 сторонников «ТД» Арвинского района, но и участием представителей районной администрации, 10 отделов прокуратуры, и ГКНБ района.
Годовой отчет был вручен главному имам-хатибу Араванского района Саидбурхону Саидхужаеву. Председательствовал на собрании, прибывший из столицы руководитель отдела «даъват» ДУМК Акил Дустматов. Сопровождал своего столичного начальника руководитель отдела «даъват» казыята Ошской области Юнус Тургунбоев.
Во время такого «высокого» собрания лидеры местного «ТД» отчитались о своей пропагандистской работе среди населения района в 2013 году. С особым вниманием слушали финансистов «таблиговцев», рассказавших о порядке расходов финансовых средств, выделенных для местных ячеек. Большую часть денег лидеры «ТД» потратили на отправку «таблиговцев» для обучения в специализированные центры в Пакистан, Индию, Бангладеш и другие страны.
Много внимания было уделено методам организации агитационной работы среди населения, вовлечения в ряды «ТД» молодых ребят, а также формирования групп мусульман области для углубленного обучения идеям «таблиги» в зарубежных странах. Главная цель – поднять образовательный и миссионерский уровень последователей «Таблиги джамаат» в Кыргызстане.
Среди присутствовавших и выступавших на собрании были замечены местные лидеры ТД Араванского района — 45 летний Иброхим Нурматов (бывший сотрудник таможни) и братья Юлдашевы (один из братьев бывший сотрудник уголовного розыска, а второй – бизнесмен).
Можно быть абсолютно уверенным в том, что аналогичные сходы «таблиговцев» проводятся в Кыргызстане повсеместно.
К сожалению, влияние «ТД» в среде Духовного управления мусульман Кыргызстана растет с каждым днем. Под давлением своих сторонников «таблиговцы» стараются выдавить из мусульманской среды тех имамов, которые понимают опасность курса, взятого лидерами Кыргызстана на «управление и регулирование» движением «ТД».
Эпизод об «управлении и регулировании» № 8
Создание особых, «тепличных» условий для деятельности миссионеров «ТД» в Кыргызстане для зарубежных эмиссаров задача номер один. Для этого иностранные спонсоры через специализированные фонды без всяких помех инвестируют значительные средства для создания собственного лобби в различных государственных и негосударственных структурах, особенно в ДУМК. Создание такого лобби проходит при полном попустительстве высших должных лиц в Бишкеке, плотно присевших на финансовые инъекции исламистских доноров, и следующий пример служит этому доказательством.
20 ноября 2013 года из г. Бишкек в Араванский район Ошской области прибыла делегация Саудовского благотворительного фонда «Аъмал». Возглавил делегацию фонда некий Мухаммад Исмаилов, гражданин Саудовской Аравии. Кстати, визит арабов именно в Ошкую область вряд ли можно назвать случайным. Только в этой части Ферганской долины свыше 300 мечетей и 50 медресе, половина из которых действуют неофициально. Причем у властей не вызывает удивление тот факт, что имамами в этих мечетях работают или самоучки, либо представители «Хиз-бут Тахрир» или «Таблиги джамаат».
При поддержке ДУМК и властей Ошской области саудиты созвали общее собрание мусульманской общины, в котором приняли участие имамы местных мечетей, жители приграничных сел, глав сельских управ. Представители благотворительного фонда предложили обсудить религиозную обстановку в районе. М. Исмаил констатировал слабую теологическую и исламоведческую подготовку мусульманских священнослужителей в Ферганской долине и, как инициатор мероприятия, предложил усилить руководство мечетей выходцами из «Таблиги джамаат». Пообещав поддержать мечети района и области финансово, М. Исмаил попросил участников собрания оказывать всяческое содействие «таблиговцам» и их миссионерской деятельности. По мнению М. Исмаила только активисты «ТД» способны эффективно противодействовать религиозным лидерам традиционного ислама или конкурирующих исламистских сект. Представители фонда заверили всех присутствующих, что отдельной строкой будут финансироваться гостиничные номера при мечетях для миссионеров «ТД», прибывающих в Ошскую область для «даъватов» местным мусульманам.
Нечего и сказать – шикарный способ для «управления и регулирования» деятельностью «Таблиги джамаат».
К счастью не все чиновники Кыргызстана «замылены» исламистскими идеями «таблиговцев». Вот мнение бывшего руководителя Госкомиссии по делам религии Кыргызстана Абдулатифа Жумабаева, высказанное им 19 ноября 2013 года на конференции в Кыргызско-Российском Славянском университете: «Даъватчики или члены «Таблиг джамаат» действительно несут угрозу Кыргызстану. Мы можем это ответственно подчеркнуть. Мы государственники должны чётко понимать, что в определённое время движение носило мирный, неполитический характер, противодействовало членам «Хиз-бут Тахрир», «ваххабитам». Но на данный момент оно стало плацдармом для подготовки тех же «хизбутов», «ваххабитов». Теми рассказами, которые даъватчики используют во время пропаганды, человека в религии долго не удержишь. Поэтому, учитывая всё это, мы на сегодняшний день говорим, что они несут угрозу. Но самое главное, они не признают авторитета муфтия республики. Они формально с ним общаются, а их лидер находится в городе Бангладеш. Даже не в Пакистане. В этой стране сейчас действуют самые активные исламисты, которые прикрываются исламом!».
Хочется надеяться, что во властных структурах Кыргызстана у А. Жумабаева немало сторонников, понимающих, что сегодня их родину разнообразные РЭО готовы превратить в исламистский плацдарм для атаки светских режимов Центральной Азии и самого Кыргызстана в первую очередь.
И это не теория заговора, над которой так любят скептически посмеиваться в Бишкеке. Свидетельств об успешном внедрении фундаменталистского ислама в сознание и жизнь граждан Кыргызстана огромное количество. Покопайтесь в интернете и найдете немало доказательств скатывания этой центрально-азиатской страны в бесконечную пропасть религиозного противостояния, так хорошо известную по войне в Таджикистане в середине 90-х годов прошлого столетия. Рост числа боевиков — выходцев из Кыргызстана, в рядах «Исламского движения Туркестана», «Союза исламского джихада», «Движения Талибон», в террористических группировках, воющих сегодня в рядах сирийской оппозиции – это лишь первый звоночек властям в Бишкеке.
Виктор Михайлов