В последнее время, в социальных сетях, я стал часто наблюдать то как в разного рода группах типа » Исламских» стали рьяно обсуждать, и осуждать решение нашего президента относительно , запрета двоеженства. Мол, это противоречит Исламу, и он не имеет на это право, тем самым пытаясь разжечь смуту среди мусульман Узбекистана.
Знают ли простые жители Узбекистана, исповедующие Ислам законы » фикха» Исламского права в отношении женитьбы на вторых и более женах?
В Священном Коране сказано:
«Женитесь на тех женщинах, что приятны вам (которые вам по душе), — двух, трех или четырех. [Четыре — предельное число, максимум. У одного мужчины одновременно не может быть больше четырех жен].
А если боитесь вы [благоразумно осознаете], что не будете одинаково справедливы [к ним во всем, то есть в достаточном материальном обеспечении, идентичном жилье, равномерном внимании и отношении[1]], то — [только] на одной или [если нет возможности жениться на свободной женщине] — на рабыне (на подневольной) [тем самым получая возможность сделать ее свободной]. Это [упомянутые три варианта в соответствии с историческими реалиями той или иной эпохи] — наиболее приближенное к благополучной семейной жизни [наиболее оптимальные схемы супружества, в которых минимизирована вероятность ущемления прав женщины]» (Св. Коран, 4:3).
Важно изначально исходить из того, что первая супруга станет единственной. Ибо в противном случае велика вероятность, что муж не сможет исполнить строжайший коранический завет — проявлять справедливость в отношении своих жен. Но Господь, зная Свое творение, дополняет:
«Вы никогда не сможете быть [во всем и полностью, особенно касательно ваших чувств] справедливы к нескольким женам, даже если очень постараетесь» (Св. Коран, 4:129).
То есть вторая семья — нелегкая и крайне ответственная затея пред Творцом, ведь муж должен быть справедливым и беспристрастным во всем. Он может постараться быть таким, хотя чувства все равно не поделит пополам: одна будет любимее другой. Но проявлять особую любовь к одной из них в форме более продолжительного времяпровождения или больших материальных затрат он не имеет права.
Каноны исламского законодательства о браке исходят из того, что наиболее разумным, соответствующим религиозным представлениям о богобоязненности и благочестии является моногамный брак. Наличие второй, третьей или четвертой жены — каноническое исключение, которое снисходительно допускается исламским брачным правом, но обусловливается рядом возможных обстоятельств. Шариат не содержит призывов к полигамии и не считает ее обязательной[3].
Исходя из принципов исламского права (фикха) и на основе исторической практики, правоведы (факихи) определили условия, при которых возможно заключение нового, повторного брака. К ним относятся, например:
— бесплодие или неспособность первой супруги к деторождению;
— условия военного или послевоенного времени, когда число незамужних женщин и вдов (нуждающихся в обустройстве семейного очага, заботе и уходе) превосходит число мужчин;
— физиологические особенности мужчины, выраженные в излишней (по сравнению с его женой) сексуальной активности (при условии достаточного материального обеспечения двух или нескольких семей), что может создать почву для прелюбодеяния, которое есть великий грех перед Богом и семьей.
И все же человек, намеревающийся создать вторую семью, должен учесть все общественные нюансы, а также понимать, что женщина-мусульманка имеет опекуна, будь то отец, брат или другой близкий человек, который, если он сознательный, так просто не отдаст ее второй женой. Женщина в Исламе уважаема. Кроме того, при заключении брака одним из главных условий является выплата махра (ценного свадебного подарка), следовательно, женясь второй раз, муж должен не только обеспечить вторую семью всем необходимым, но и выплатить ценный (по его меркам) махр[4]. К тому же желательно и очень важно, чтобы жены жили в разных квартирах, домах, — это Сунна. Причем квартиры должны быть совершенно идентичной стоимости, одинаковыми по площади, дизайну и т. д. Только в наших российских условиях могут встречаться случаи, когда две жены ютятся в однокомнатной квартире. К детям от разных жен также должно сохраняться равное отношение: например, нельзя одному ребенку подарить подарок, а другого оставить без ничего — необходимо равенство во внимании…
Теперь об узбекских реалиях. У нас в Узбекистане (как и на всем постсоветском пространстве) мусульманской культуры семьи, ответственного отношения к семейным обязанностям обычно нет, даже с одной женой, что уж говорить о двух…
Муж может спокойно позволять себе гулять на стороне; не заботясь о завтрашнем дне, спокойно лежать на диване, смотря телевизор, а жена будет работать, порой, на двух работах. При этом она ведет и все домашнее хозяйство. За советский период женщину почти превратили в мужчину. Перестройка только укрепила такое положение дел, так как многие мужчины быстро сдавались перед проблемами, уходили в монастырь либо ударялись в радикализм, женщинам же приходилось все взваливать на свои хрупкие плечи.
В итоге так получилось, что настоящий мужчина-мусульманин еще до конца не сформировался, что остается проблемой как мусульман, так и христиан. Мужчине может что-то не понравиться в жене, и он решит найти вторую, которая, как он посчитает, больше будет отвечать его запросам, или разведется с первой, и женщина уйдет в дом своих родителей, оставшись безо всего. В арабском мире такое явление редко, так как женщины знают свои права, и они защищены исламским законодательством.
При разводе они даже в самом крайнем случае без материального достатка и жилья не останутся. У нас же грань между тем, чтобы иметь любовницу, и тем, чтобы иметь вторую жену, очень тонка. Люди не понимают, что значит завести вторую семью.
Так должно ли государство — президент вмешиваться в эти процессы, или оно должно молча наблюдать за тем, как попираются законы Ислама?
Президент это правитель, поставленный АЛЛАХОМ.
Много ли людей в Узбекистане готовы соблюдать вышеуказанные законы фикха? Я думаю, что нет!
Исламская религия призвана создавать условия для того, чтобы каждый человек мог полноценно выполнять свои обязанности перед Аллахом и перед Его творениями. Залогом же этого является построение здорового общества под началом праведного и рассудительного лидера. Он должен взять на себя ответственность и повести вперед свой народ так, чтобы заслужить довольство и благословение Аллаха. А все мусульмане обязаны поддерживать своего правителя, уважать его, выполнять его справедливые приказы, желать ему только добра и ни в коем случае не подрывать его авторитет.