НИДАЛЬ Абу (настоящее имя Сабри Халил ибн-Банна, 1937-2002 гг.), руководитель Революционного совета ФАТХ. До Усамы бин Ладена считался опаснейшим террористом в мире. Имел устойчивые контакты как со спецслужбами стран «восточного блока», так и Запада.
Родился в 1937 году в Яффа, Палестина. Сын от восьмой жены отца, четырнадцатый в семье землевладельца Халила Банны. В 1945 году умер отец, а 1948 году семья покинула Яффу. Некоторое время жили в Газе, затем — в Наблус (западный берег реки Иордан). В 1955 году поступил на инженерный факультет Каирского университета, где проучился два года. Вернувшись домой, преподавал в Иерусалиме в школе. С 1960 году жил в Саудовской Аравии, где работал в строительной компании, В 1967 году вступил в Партию арабского социалистического возрождения Баас и ФАТХ. За политические убеждения был арестован, семья выслана из страны. После освобождения прибыл в Наблус, откуда в 1967 году выехал в Амман. В это время принимает имя Абу Нидаль («отец борьбы»).
Быстро продвигается в ФАТХ. Руководство отмечало его честолюбие, жесткость, инициативность. Посетил Корею и Китай, где 4 месяца изучал диверсионною тактику. В 1969 году назначен главой отделения ФАТХ в Судане — высшая должность, которой он добился. За излишнюю самостоятельность был отозван и переведен Ирак. С этого момента начинается длительный период сотрудничества Нидаля с Саддамом Хусейном. 5.9.1973 г. Нидаль проводит первый самостоятельный теракт: захват посольства Саудовской Аравии в Париже, за что исключен из ФАТХ. В декабре 1973 года Нидаль и Ахмед Гафур совершили в Афинском аэропорту убийство 55 человек. Арафат осудил это преступление. В 1974 году трибуналом ООП Нидаль как экстремист был заочно приговорен к смерти.
В 1975 году выступил против Арафата, заявившего о признании права евреев жить в Палестине. Боевиками Нидаля был захвачен британский самолет с требованием отозвать делегацию Арафата. В ответ Нидаль был смещен со всех постов, занимаемых в Палестинском сопротивлении. Тогда он посылает боевиков убить лидера ООП, но убийцы были перехвачены. Не в силах достать Арафата, Нидаль предпринимает ряд покушений на его сторонников (Сайд Хаммами, Иссам Сартави).
В конце 1970-80-х гг. Абу-Нидаль служил ливийскому диктатору Муамару Кадафи, затем он оказывал услуги Ирану и Ираку. На службе у С.Хусейна одно из главных направлений деятельности Нидаля — нападения на сирийцев. Его гонорар на успешно поведенную операцию составлял от одного до трех миллионов долларов.
В 1983 году закончился первый период сотрудничества Нидаля с С.Хусейном. Абу Нидаль был под конвоем отправлен в Сирию. Его на службу принимает Асад, и с 1984 году Нидаль организует нападения на иорданцев. В следующем году Асад и король Хусейн помирились, и Нидаль был вынужден перебраться в Ливию.
Трудно установить точное количество осуществленных им операций. Иногда он приукрашивал свои подвиги, чтобы набить цену. Иногда его именем прикрывались другие террористические организации. За это он получал солидную денежную мзду. Торговал своим «честным именем». Некоторые эксперты считают, что вопреки устоявшемуся мнению, Абу-Нидаль не принимал участия в убийстве израильского посла Шломо Аргова в Лондоне в 1982 году. Израильской реакцией на это убийство был незамедлительный ввод ЦАХАЛа в Ливан и разрушение инфраструктуры ООП, а также изгнание Арафата в Тунис. Это убийство, скорее всего, произвела иракская военная разведка. Саддам заплатил Абу-Нидалю четверть миллиона долларов за использование его имени. Девять лет спустя Ирак щедро заплатил ему за использование имения «торгового дома Абу-Нидаль» при ликвидации ближайших помощников Арафата Салаза Халафа (Абу-Ияда) и Хайеля Абдель-Хамида за два дня до начала войны в Персидском заливе.
Но и на «личном счету» Абу-Нидаля немало «заслуг». 27 декабря 1988 года он осуществил единовременные теракты у терминалов и билетных касс «Эль Аль» в аэропортах Рима и Вены. В результате терактов было убито 18 и ранено 120 человек. Но убийство 22 еврейских молящихся в стамбульской синагоге «Неве Шалом» в сентябре 1986 года осуществил Имад Мугние. Он же положил бомбу в самолет «Боинг» авиакомпании TWA. Взрыв произошел на подлете к Афинам 27 декабря 1985 года. В обоих случая были использовано, или куплено, имя Абу-Нидаля.
Кроме того, Абу-Нидаль был международным террористом, успешно занимавшимся коммерцией. Он занимался торговлей оружием и продавал секретную информацию через созданные им коммерческие предприятия в Восточной Европе. В середине 1970-х годов он создал там целую сеть коммерческих предприятий, и все они сотрудничали со службами безопасности этих стран.
Фирма, принадлежавшая совету ФАТХа, расположенная в Варшаве, снабжала оружием и амуницией террористические группировки и паравоенные организации, такие как Иранская республиканская армия, Японская красная армия и «Народный фронт освобождения Палестины». Агенты Абу-Нидаля вели полный учет проданного оружия, записывая серийные номера каждого проданного ствола, с тем, чтобы проследить весь его путь и при необходимости продать информацию компетентным органам.
Был успешен в бизнесе: на торговле оружием и т. п. заработал 350 млн. долларов, имел деловые связи с лондонским «Бэнк оф кредит энд коммерс» и спецслужбами ГДР. В конце 1980-х гг. открылись его финансовые аферы. Швейцарские банки пригрозили блокировать его счета, на что Нидаль ответил похищением в Ливане представителя швейцарского Красного Креста.
Абу-Нидаль перебрался в Ливию, когда начал разваливаться коммунистический блок, а вместе с ним и спецслужбы, предоставлявшие ему «крышу», — КГБ, «Штази» и польская военная разведка.
В 1997 году Абу-Нидаль с небольшой группой верных людей прибыл в Каир. В связи с угрозами, исходившими от экстремистских исламских группировок, египетские службы безопасности убедили своих партнеров в Вашингтоне в необходимости внедрения своего человека в организации «Аль-Каида» и «Исламский джихад» и подрыва их изнутри. Таким «своим человеком» может быть только архи-террорист. На эту роль и был избран Абу-Нидаль. Администрация Клинтона дала согласие на эту операцию, хотя глава Национального совета Сэмюэль Бергер возражал против использования для борьбы с Бин-Ладеном международного террориста.
До этого Египет завербовал Абу-Нидаля и его организацию для внедрения и подрыва сети организаций «Аль-Каида» и «Исламский джихад» в Йемене, Судане, Албании, Косово и Египте. Вашингтон осуществлял общий контроль за операцией. В 1998 году Абу-Нидаль совместно с Америкой и Египтом занимался нейтрализацией ячеек «Аль-Каиды» в Албании, подготавливая базу для вторжения войск НАТО в Косово.
В середине 2000 года американцы и египтяне заподозрили, что Абу-Нидаль ведет двойную игру, и передает секретные тактические планы американской разведки террористическим организациям. Абу-Нидалю удалось бежать из Каира в Тегеран, а оттуда в Багдад. По непонятным причинам Клинтон приказал приостановить следствие против него до того, как ЦРУ удалось точно установить, какие секреты этой организации Абу-Нидаль успел выдать Бин-Ладену.
Поскольку Иран уже приютил у себя ливанского террориста Имада Мугние, то Абу-Нидалю было указано на дверь. Его с распростертыми объятиями принял Саддам Хусейн в надежде получить доступ к секретной информации, которой располагал Абу-Нидаль. Иракский диктатор хотел знать, как далеко он может зайти в играх с «Аль-Каидой», чтобы не вызвать ответной реакции США. Скорее всего, Саддам получил всю необходимую информацию, потому что с июля или августа 2001 года боевики «Аль-Каиды» начали прибывать в Ирак. Они размещались в лагерях проиракски настроенных курдских фундаменталистов, в городах Бийар и Тауил, а также провинции Шоман на севере Ирака.
Иракские военные инструкторы обучали их применению бомб и других устройств, начиненных химическими и биологическими реагентами. Не исключено, что их учили также обращаться с ядерными устройствами. По окончании курса обучения, боевики «Аль-Каиды» покинули Ирак через Сирию и Ливан. Оттуда они отправились в Пакистан, Афганистан, США и страны Европы. В этих лагерях прошли тренировки от 150 до 200 боевиков «Аль-Каиды». Американские информационные агентства ABC и CNN сообщили, что в тренировочных лагерях «Аль-Каиды» на севере Ирака производились опыты по применению химического оружия.
После опубликования этих фактов и отказа Ирака допустить на свою территорию военных наблюдателей, официальный Багдад понял, что военное столкновение с Америкой становится неизбежным. Об этом говорят и политические обозреватели CNN. В случае вторжении сухопутных войск США в Ирак события могут развиваться по двум сценариям. Первый — захват американскими войсками тренировочных лагерей «Аль-Каиды» на севере Ирака вместе с курсантами и инструкторами. Второй — похищение Абу-Нидаля с целью получения от него показаний против Саддама Хусейна.
Итак, в первую очередь было необходимо уничтожить все улики, что Саддам, конечно же, и сделал. Оставалось только заткнуть рот главному свидетелю.
Анонимный источник в ПА передает, что службы безопасности Ирака установили слежку за Абу-Нидалем. Он подозревался в связях со странами Персидского залива и ведении тайной антииракской деятельности. Службы безопасности Ирака незадолго до совершения рейда в доме Абу-Нидаля арестовали в Багдаде трех человек из его ближайшего окружения.
19 августа 2002 года в ходе рейда между представителями иракской службы безопасности и охраной Абу-Нидаля завязалась перестрелка. Двое охранников Абу-Нидаля были ранены. Сам террорист забежал в другую комнату, где и покончил с собой. По версии Багдада Абу-Нидаль покончил собой выстрелом из пистолета в рот, и смерть наступила восемь часов спустя после выстрела.
Сообщение о его самоубийстве пришло в тот момент, когда этот террорист вел переговоры со своими кувейтскими и саудовскими агентами, а в его комнате были найдены материалы о планируемом нападении Америки на Ирак.
Организация Абу Нидаля — Терроризм и террорист