Абу Катад аль-Филистини (урожденный Омар Махмуд Отман) — считающийся одним из самых влиятельных радикальных исламских проповедников в Европе, поддерживающих идею джихада. Он стал известен благодаря своим глубоким религиозным знаниям и считается талантливым автором и оратором, уделял много внимания конфликтам, в которых участвовали мусульмане, например, Алжиру и Чечне, что способствовало росту его известности и популярности.
Абу Катада родился возле Вифлеема на Западном берегу реки Иордан, но вырос в Аммане. Он всегда был очень религиозным и провел много времени, изучая ислам. Абу Катада имеет диплом бакалавра исламского права, который он получил в Иорданском университете. Служил в армии, где был тюремным охранником. Именно там, как предполагается, он познакомился с ветеранами афганской войны – «афганскими арабами», вернувшимися из Афганистана.
Абу Катада хотел мобилизовать джихадистское движение в Иордании, но стал крайне непопулярным среди иорданцев и палестинцев из-за своей критики Саддама Хуссейна, который тогда считался героем за то, что бросал вызов США и Израилю. В 1990 году он уехал из Иордании в пакистанский Пешавар, где стал магистром исламского права и был религиозным учителем для арабских добровольцев, которые находились в Пакистане и Афганистане. Затем в 1993 году он получил вид на жительство в Великобритании, где он продолжал выступать в качестве теолога для джихадистов со всего мира, читая лекции и составляя статьи для нескольких исламских журналов.
В Великобританию Абу Ктада аль-Филистини прибыл со своим семейством в 1993 (по некоторым данным в 1991) году по поддельному паспорту ОАЭ, и попросил политического убежища, утверждая, что подвергался в Иордании пыткам и преследованиям.
Лондон рассматривал клерикала как «угрозу национальной безопасности»: богослова считали доверенным лицом покойного ныне «террориста N1» Усамы бен Ладена. Его проповеди стали «настольной книгой» для многих террористов, участвовавших в атаках 11 сентября 2001г.
В Иордании Абу Катада обвиняется в организации взрывов в американской школе и популярных туристических местах. Кроме того, как передает EPA, в 1999 году суд Иордании заочно приговорил его к пожизненному заключению по обвинению в связях с «Аль-Каидой».
А в 2000 году в рамках слушаний по другому делу о терроризме проповедника приговорили к 15 годам тюрьмы. Законодательство страны разрешает провести повторное слушание, если приговор был вынесен заочно.
Последние 8 лет британские власти добивались его депортации обратно в Иорданию. Однако проповеднику неоднократно удавалось оспаривать решения о своей высылке в британских судах. Основным его аргументом было утверждение, что против него могут быть использованы свидетельства, полученные с применением пыток.
В итоге Лондон и Амман подписали договор, который гарантирует, что во время судебного разбирательство по делу Катады доказательства, полученные данным путем, приниматься не будут.
Абу Катада долгое время находился под домашним арестом, а 9 марта 2013 года был арестован за нарушение режима ареста и в связи с антитеррористической операцией. Арест был произведен незадолго до предстоящего судебного слушания о депортации исламиста в Иорданию.
Обыски в доме Катады на севере Лондона начались еще утром 7 марта 2013 года. Их проводило антитеррористическое подразделение полиции. Очевидцы утверждают, что полицейские вынесли из дома несколько коробок с вещами проповедника. При этом сам он тогда задержан не был.
Во время операции в британской столице произведены обыски в трех квартирах и офисе. Никаких арестов в рамках операции не проводилось.
В полночь 7 июля 2013 года Абу Катаду вывезли из тюрьмы Белмарш в Лондоне в сторону авиабазы Нортхолт в сопровождении полицейского кортежа. На борту специально зафрахтованного самолета проповедника ожидали 6 человек из Иордании – три агента спецслужб, врач, психолог и его иорданский адвокат.
Через 5 часов борт приземлился в столице Иордании Аммане.
После приземления Абу Катада был доставлен в специальный суд госбезопасности Иордании, где ему должны были зачитать обвинения в терроризме. После этого он будет доставлен в тюрьму, где будет ожидать начала процесса.
После вылета борта с Катадой в сторону Иордании, министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй выразила удовлетворение, что «этого опасного человека» выдворили с британской территории.
Абу Катада остается одним из самых влиятельных теологических идеологов для Аль-Каиды и похожих движений. Его проповеди играют важную роль в создании идентичности этих группировок и того, как они воспринимают своих врагов. Он очень критично относится к тем, кто занимает умеренные позиции, и концентрирует основное внимание на «внутренних врагах» ислама, в основном, на режимах в арабских странах, которые не соблюдают шариат, но также и на исламистских движениях, не использующих насильственные методы и конкурирующих с джихадистами за сторонников.
Главная «заслуга» Катады заключается в том, что он сумел усилить внутреннюю сплоченность джихадистов. У его успеха есть несколько объяснений. Абу Катада оказался в нужное время в нужном месте и познакомился с некоторыми отцами-основателями «Аль-Каиды», например, с Айманом аль-Завахири в Пакистане. Кроме того, он пользовался уважением, потому что хорошо знал ислам и всегда был последовательным в своих заявлениях.
Катада много пишет на продвинутом классическом арабском, что всегда производит большое впечатление на «новобранцев». И, наконец, благодаря пребыванию в Лондоне, он сумел наладить контакты с исламистами по всей Европе, а также в других регионах, проводя регулярные встречи, используя новые средства коммуникации и т.д. После того, как он был арестован, его сторонники стали распространять его послания через интернет.
Абу Катада был рьяным сторонником основной джихадистской группы в Алжире – GIA. Он был их наставником и занимался пропагандой их дела. Катада выпустил несколько фетв, делающих действия алжирских исламистов легитимными с точки зрения шариата, в том числе убийство жен и детей сотрудников алжирской полиции и солдат алжирской армии. Он поддерживал алжирское восстание и, похоже, восхищался GIA
Вместе с тем, многие джихадисты в Европе постепенно стали дистанцироваться от GIA, особенно после противоречивого эпизода с убийством женщин и детей, а Катада вступил в спор с другим крупным идеологом того времени, также жившим в Лондоне, Абу Мусабом Ас-Сури.