Сказал Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 х/1504-1567 м), да смилуется над ним Аллах:
???? ?? ???????? ?? ???? ?????? ??? ??? ??? ?? ??? ???
?? ???? ????? ???? ??????? ?? ????? ? ??? ???? ????? ?? ???? ???? ? ?????? ???? ??? ????? ???????? ??????? ?? ???? ????? ???????? ?????? ?? ????? ?????? ???? ?????? ? ?????? ??? ????? ?????? ??????? ??? ???????? ?? ?????? ????? . ??? ?????? ?????? ????????? : ???? ????? ??? ??????? ???? ???? ??? ????? ?????? ??????? ???? ???????? ???? . ??? : ??? ????? ??? ????????? ???? ??? ???? ????? ???? ????? ?????? ??????? ????? ???????? ?????? ???? ??? ???? ????????? ???? . ???? ????????? ??? ????? ????? ??? ???? ?????? ??? ????? ??????? ?????? ??????? ????? ????????? ? ?????? ?? ?????? ???? ?????? ???? ??????? ?? ?????? ?????? ??? ??????? ? ??? ?????? ?????? ??? ?? ???? ?????? ??????? ????? ????? ? ????? ??????? ??? ????? ?????? ??? ?????? ????? ??????? ??? ??? ??????? ???? ??????? ???? ????? ?????????? ??? ??????? ???? ????????? ?????????? ?????????? ?????? ????
?????? ?? ???? ????? ??? ??????? ??? ??? ????? ? ????????? ???????? ????????? ?? ????? ???? ?? ????? ?????? ????? ????? ????? ????? ?? ??? ? ???? ?????? ?? ??? ??????? ???????? ???? ???? ?? ??????? ?? ?? ?????? ??? ?? ???? ?? ? ??????? ????? ?? ????? ???????? ??? ????? ????? ??? ????? ??? ???? ?? ?????? ?? ???? ???? ??? ???? ??? ???? ???? . ???? ?????? ??? ???? ??? ?? ??? ?? ????? ????? ?????? ??????? ???? ?????? ???? ????? ?????? ????? ??? ???? ????? ? ????? ?? ????? ???? ????? ?? ????? ?????? ?? ??? ?? ???? ??? ???? ????? ????? ????? ?????? ??? ?????? ? ???? ???? ??????? ???? ???? ?????? ??????? ?????? ??? ??????? ??????? ????? ?????? ???? ?? ??? ? ?? ?? ?? ???? ????? ???? ??????? ???? ??????? ????? ???? ????? ???? ? ???? ????? ?????? ???? ??? ??????? ??????? ?? ??????? ???? ??? ???? ??? ?????? ?????? ??????? ???? ?????? ? ???? ?? ??? ??????? ???????? ?? ?? ????? ????? ??????? ????? .
?????? ???? ??????? ??????? ?? ???? ?? ???? ???? ?? ??????? ??????? ? ????? ??? ?????? ???? ?? ??????? ?? ??????? ???????? ????? ???? ?? ??? ?? ??? ?? ??? ?? ??? ? ????? ?? ????? ????? ??? ?????????? ????? ??? ??? ????? ? ?????? ?????? ???? ??????? ??? ??????? ?? ??? ??? ?? ???? ????????? ?? ??????? ??? ?? ???? ???? ?????? ??????? ??? ??????? ????? ?????? ????????? ????? ??????? ?? ????? ???? ?????? ???????? ??????? ??????? ? ??? ??? ??? ??? ???? ??? ?? ??? ???? : ??? ?????? ?? ????? ??? ??? ??? ? ???? : ??? ?? ????? ??? ??? ????? ??? ???? ????? ??? ?? ???? ??????? ????? ?? ????? ?????? ?????? ???? ???????? ? ???? ????? ????? ??????? ??? ???? ??????? ???? ?? ???? ???????? ?? ????? ????? ? ?????? ???? ??? ?? ??? ???? ?????? ????? ?? ??? ????? ????? ?????? ?????? ?? ?? ????? ????? ?????? ??? ???? ????? ????? ?????? ???? ???? ??? ?? ???? ??? ?? ???? ?? ? ???? ??? ???? ????? ??????? ????? ??????? ???? ???????? ????????? ? ?? ???? ?????? ?? ????? ????? ????? ???? ??? ?????? ???? ????? ??? ?? ??? ???? ??? ??? ???? ? ???? ????? ?? ???? ?? ???? ??? ???????? ?? ??????? ???? ????? ??? ??? ??????? ??? ????? ?????? ??????? ????? ????? ?? ??? ?????? ????? ????? ?? ?????? ???? ??? ??????? ????? ?? ??????? ??????? ?????? ?????? ?????? ?????? ??? ???? ?????? ????? ????? ??? ????? ???????? ??????? ??????? ????? ??????? ??????? ???? ???????? ???????? ???????? ?????? ?? ?????? ??? ?????? ???? ?????? ? ??? ?? ??? ?????? ??? ??? ??? ????? ???? ????? ?? ??? ???? ????? ???? ?? ??????? ????? ??????? ?? ??? ?????? ??? ???? ????? ?? ?? ?? ???? ?????? ??? ??? ??? ???? ?????? ?? ????? ?????? ?? ??????? ???? ??????? ??????? ????? ???? ?????? ??? ?????? ?? ???? ?????? ??? ??????? ??????? ?? ????? ???????? ????? ???? ????? ??? ???? ??? .
?????? ?? ??? ???? ??? ??????? ???? ???? ?????? ??????? ??? ??? ????? ????? ??? ?? ??? ?? ???? ?????? ???? ??? ?? ??????? ????????? ?? ??? ???? ??????? ?????? ?????????? ????? ?????? ?? ???? ??? ??????? ?????? » ?? ?? ???? 7 ?????? ?? ?????? ????? ??? ??? ???? ????? ??? » ?? ???? ????? ????? ?? ?? ??? ?? ???? ? ??? ??? ?? ??? ?????? ??? ??????? ????? ???? ?? ?? ???? ???? ??? ????? ????
?? ??????? ??? ?????? ?????? ?? ???? ????? ?????? ???? ??? ?????? ? ??? ??????? ??? ?? ???? ?? ???? ?? ???? ??? ????? ?????? ???? ???? ??? ?????? ??? ?????? ????????? ?????? ???????? ??? ????? ?????? ? ???? ??? ????? ?????? ???????? ??? ?? ????? ??? ???????? ??? ??? ??????? ?????????? ?? ??????? ????? ???????? ???????? ?? ????? ??????? ??????? ?? ???? ?????? ????? ?? ??????? ?????????? ? ??? ??? ??? ??? ??? ??? ????? ???? ????? ??? ???? ??? ?? ??????? ?? ?? ????
Появились новшества и разные течения стали призывать людей к себе. Каждое течение утверждало, что у них есть аскетизм. Тогда отделились особые люди из Ахлю Сунна, поминающие Аллаха, сохраняющиеся сердца от забвения, именем суфии. Такое название этих великих людей распространилось до двухсотого года по хиджре.
Имам Шихаб ас-Сухруварди (539-632 х/1144-1234 м) сказал: «Из тех, кто относил себя к суфиям, но не являлся из них это народ, которых называют иногда каландарийа, а иногда муламитийа». Он также сказал: «Мы рассказали о состоянии муламититов, что их состояние почетное, у них высокий уровень. Они следуют Сунне и преданиям от сподвижников (асары), они искренни и правдивы, и нет в них ничего, о чем утверждают смутьяны. А что касается каландаритов, то это люди с прекрасными сердцами и могут творить чудеса. Они бросили соблюдение этики в маджлисах, странствуют на площадях облагораживая сердца, поэтому у них мало деяний, таких как намаз, пост. Они совершают только фарзы. Они даже не думают об употреблении мирских наслаждений, дозволенных шариатом. А иногда они следуют облегчениям, и не стремятся следовать тем делам, в которых нужна решимость. При всем этом, они не откладывают и не собирают имущество. Они не отличаются признаками воздержания, аскетизма и частых поклонений. Они довольствуются облагораживанием сердца и не стремятся получить ничего кроме этого вдобавок».
Разница же между муламититами и каландаритами в том, что первые проявляют чрезмерность настолько, что возвышаются в знаниях всех состояний настолько, что не понимают их. Это при всей приверженности к хорошим деяниям, направлении усердия на совершение благого, стремления больше скрывать свое поклонение и состояния.
Вторые проявили чрезмерность в свободном поклонении, не ограниченном формой и даже не заботятся о том, что познается из состояний и не знают об этом. У них нет ничего, кроме доброжелательного сердца.
А что касается суфия, это тот, кто все кладет на свои места, полностью контролирует свое время и состояния с помощью знания. Устанавливает творениям Аллаха свое место, а велениям Аллаха свое, скрывает то, что нужно скрывать, выявляет то, что следует выявлять. Все это делают осознанно и соблюдая правильный таухид, с совершенным знанием, сохраняя искренность и праведный нрав. И получилось у смутьянов так, что они назвали себя мулламититами, надели одеяние суфиев, чтобы относиться к ним, но они не имеют ничего общего с ними, а наоборот они находятся в обмане, лжи и ошибках. Они маскируются под суфиями, иногда предостерегая, а порой и призывая. Некоторые из них вступили на путь «Ахль аль-Ибаха», которые утверждают, что их совесть чиста перед Аллахом, а шариатские обряды это удел простых людей. Это и есть самая настоящая ересь и безбожие, потому что любая вещь, отвергаемая Шариатом, есть заблуждение. Некоторые из них говорят о воплощении Аллаха, и утверждают, что Аллах воплощен в них, и воплощается в их избранных телах. В их понимании преобладают понятия христиан о божественной и человеческой сущности. Превыше Аллах от того, чтобы воплощался в чем-либо, или что-либо воплощалось в Нем. Некоторые из таких людей утверждают, что они принуждены Аллахом к каким-то действиям, что не могут с этим ничего поделать, и позволяют себе делать греховное и все, к чему призывают их прихоти. Они предаются безделью, постоянному забвению, самообману, выходят из религии, переходят границы, оставляют следование решениям Шариата и соблюдение халяла и харама.
Воистину спросили у Сахля ат-Тустури (200-283 х/815-896 м), да будет доволен им Аллах, о человеке, который говорит: «Я как дверь, не шевелюсь, кроме как если меня зашевелят». Он ответил: «Такое может сказать или праведник, указывая на то, что все держится на могуществе Аллаха, укрепляя основы своей веры и не переходя границы истинного рабства. Или же, подобное может сказать безбожник, приписывая все Аллаху, а себя, считая неповинным ни в чем, отделяясь от религии и ее обрядов. Некоторые из них настолько смышлены и остроумны, что якобы слышат какие-то голоса связанные с его внутренним миром, ему слышатся голоса изнутри, и он относит их к Всевышнему Аллаху, и называет это беседой с Аллахом. Он говорит: «Я сказал Ему, а Он сказал мне». Этот человек не знает самого себя, не знает он и Господа, и не знает каким образом происходит беседа с Всевышним. Или же, этот человек знает о несостоятельности того, что говорит, но его страсти заставляют его утверждать такое, чтобы люди подумали о нем, что он добился чего-то. Поистине все это заблуждение.
Причиной этому является то, что он слышал из слов некоторых мухаккиков, об их разговоре, который случился после длительной работы над собой, как внешне, так и внутренне, после следования основам людей тасаввуфа, как праведности, совершенного аскетизма. И когда очистились их сердца, в них образовывается общение (мухатаба), соответствующие Корану и Сунне, пониманию людей тасаввуфа, соответствуя знаниям. Это бывает обращением к их сердцам и обращение их сердец к ним. Этим они укрепляют для себя степень истинного рабства, и утверждают для Господа степень господства. Тогда они относят то, что находят в себе к Аллаху, и при этом, они знают, что это не речь Аллаха, а знание, которое создает Всевышний Аллах в их сердцах. Совершенные шейхи убегают от всего, что возникает в душе, и прибегают к Аллаху. Когда очищается их сердечное пространство от прихотей, они получают внушения, которые они считают исходящими от Всевышнего Аллаха, созданными Им, а не как Его речь, чтобы быть защищенным от отклонения и искажения». Закончились слова Сахля.
Говоря вкратце: все это говорит о внушении (ильхам), о котором сказали предводители суфиев, что является доводом, из-за наличия этому доводов у тех людей, кому бывает ильхам, и они выносят решение, что это является доводом, и что нет в этих мыслях доли нафса. В этом им противоречили факихи и ученые усуля, но не в отрицании подобного. Как же они могут отрицать, ведь в достоверном хадисе сказано: «Поистине из моей уммы будут те, кто получают вести, или внушения, и из таких является Умар (да будет доволен им Аллах)». А отрицали они это для того, чтобы не притязали на это те, кто не относится к ним, и потому что нет доверия к мыслям того, кто не защищен от ошибок. Может быть, он подумает, что ему сделано внушение, а это окажется тем, что приукрасил для него шайтан посредством признаков, увиденных им. Тогда он подумает, что это истина, будет верить этим мыслям, а на самом деле может оказаться, что это не ильхам, а рассказы нафса. Из-за того, что шайтан, прихоть или нафс имеют возможность приукрасить это и обмануть, факихи и ученые усуля посчитали, что будет полезным (маслахат) для людей, безопасным для них от обмана шайтана и попадания в ошибки, если они не допустят того, чтобы внушения считались доводом. Они посчитали, что это дверь, которую необходимо закрыть для людей, во избежание бесчисленной фитны, которая исходит, если эти двери будут открыты.
[Ибн Хаджар аль-Хайтами, «аль-Фатава аль-Хадисийя», стр. 605-607; Дар ат-Таква. Дамаск, 2008 г.]