Домой Наши работы В СМИ ВИКТОР МИХАЙЛОВ: «КУЙЛЮКСКИЙ ДЖАМААТ, ИЛИ ЧТО ИЗВЕСТНО О ГРУППЕ ПАРНЕЙ, РЕШИВШИХ ПОУЧАСТВОВАТЬ...

ВИКТОР МИХАЙЛОВ: «КУЙЛЮКСКИЙ ДЖАМААТ, ИЛИ ЧТО ИЗВЕСТНО О ГРУППЕ ПАРНЕЙ, РЕШИВШИХ ПОУЧАСТВОВАТЬ В ДЖИХАДЕ

Мне часто приходилось слышать слова жаждущих справедливости правозащитников о том, как сотрудники МВД выбивают показания из обвиняемых, стараясь признаниями подкрепить материалы расследования, передаваемого в суд. Самое страшное, что эти рассказы во многих случаях были правдой. Самому пришлось в этом убедиться, отбывая 1,5 годичный срок в следственном изоляторе №1, именуемом в народе Таштюрьмой. Тогда в подвале 4 корпуса такого наслышался…

Но при этом с уверенностью констатирую, что показания в те времена выбивали, когда фигуранты уголовного дела молчали и информацией со следствием делиться категорически отказывались.

Однако в случае, когда подозреваемые рассказывали всё, что знали, пытать их смысла никакого не было.

Вспомнилось мне это всё, когда читал статью: «У восьмерых молодых людей в подвале МВД одиннадцать дней выбивали признания в терроризме».

Не скрою, вербовка граждан Узбекистана в международные террористические организации (МТО) – тема, которой я интересуюсь много лет. Интересуюсь, делюсь своими знаниями на многих международных форумах. Всегда, когда рассказываю о методиках и финансировании вербовки, каналах переброски рекрутов в зоны боевых конфликтов, констатирую, что абсолютное большинство будущих террористов в Афганистан или Сирию вербовали среди молодых ребят, находящихся в трудовой миграции в России, Украине, странах ЕС или Южной Кореи. А вот в Узбекистане вербовка в МТО не столь эффективна. Причин тому множество – не об этом статья, но одна из них – дома есть мама, родные, близкие, друзья, соседи, которые сводят усилия вербовочных джамаатов к минимуму.

Когда в конце августа в Узбекистане были задержаны 8 молодых ребят от 35 до 20 лет, по подозрению в попытках присоединиться к МТО, я традиционно обратился в ГУВД с просьбой ознакомиться с результатами уголовного расследования. Взаимовыгодное сотрудничество между МВД и Центром изучения региональных угроз продолжается уже более 15 лет. Полученные данные из материалов расследования сотрудниками управления по борьбе с терроризмом ложатся в основу исследований, которые помогают готовить нарративы, альтернативных вербовочному контенту многих джамаатов, рекрутирующим граждан Узбекистана в МТО.

МВД пообещало поделиться со мной материалами после завершения следствия, что и произошло в конце февраля этого года. Мне также разрешили переговорить с некоторыми из этих ребят.

Так случилось, что последние 3 года наибольшую активность в Сирии проявила террористическая организация «Катабатуль Тахид ва джиход». Эта национальная группировка воюет в Сирии и в её лагеря в Идлибе на джихад уезжают граждане Кыргызстана и Узбекистана. Главарь группировки – Абу-Салоха (так именует себя он сам, хотя в СМИ его называют Абу-Салох – ред.), еще в 2015 году присягнул лидерам Ан-Нусры (филиалу Аль Каеды в Сирии), один из самых дерзких полевых командиров среди выходцев из стран Центральной Азии.

Про группировку «Катабатуль Тахид ва джиход» многие впервые услышали в начале апреля 2017 году после теракта в петербургском метро.

А вот профессиональным вербовщикам молодых ребят, попадающим под влияние радикальных идей крайнего экстремизма, Абу-Салоха хорошо известен – харизматичен, хорошо аргументирует те или иные положения ислама, шариата, которыми обосновывает призывы совершить «хиджрат» и присоединиться к джихаду в Сирии.

Неудивительно, что семь молодых парней увлеклись проповедями Абу-Салохи, которые, к сожалению, с завидной периодичностью появляются в различных социальных сетях. Почему семь, спросите вы? В начале статьи я упомянул о восьмерых арестованных. Всё правильно – семерым двадцатилетним предложил познакомиться с проповедями Абу-Салохи 34-летний Алишер Касымов, уже давно знакомый с методиками вербовки в МТО.

Последний — не новичок в террористическом пространстве. А.Касымов уже был осужден на 5 лет за участие в запрещенной в Узбекистане радикально-экстремистской группировке.

Восьмерке молодых людей в своих «лекциях» Абу-Салоха помогал увидеть простейшее решение сложных проблем, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни – надо лишь взять в руки оружие и начать бороться с кафирами.

Где? Парни говорили: «Мы хотим в Сирию, мы готовы взять в руки оружие».

Но какой полевой командир возьмет таких ребят в свой отряд? А вдруг они «засланные казачки»? У рекрута должны быть поручители, обычно это хорошо проверенные вербовщики, все участники логистической цепочки от Стамбула до проводников на границе Турции и Сирии, те, кто встречает, размещает, кормит, перепроверяет, – на всё это уходит не менее 2-3 месяцев. Только в таком случае полевые командиры, сведя к минимуму возможное внедрение агентуры спецслужб, готовы выплатить за будущего моджахеда определенный гонорар.

В противном случае потенциальным шахидам советуют доказать своё умение бороться с кафирами у себя на родине – докажите, мол, свою преданность джихаду, а там посмотрим.

Так и в случае с парнями, которые с гордостью рассказывали о созданном ими «Куйлюкском джамаате», людьми Абу-Салохи был дан совет: подготовить «коктейли Молотова» и бросить их в приёмную ташкентского хокимията (мэрии) и в один из оперпунктов ГУВД в столице Узбекистана.

Молодые люди гордились своим сообществом, причисляя себя к воинам ислама, зомбируя себя день за днем, собираясь по несколько раз в неделю для просмотра видеопроповедей Абу-Салохи и, как им казалось, готовили «серьезный» джихад против местных структур власти, правоохранителей. А, в случае удачи, рассчитывали прославить себя и своего учителя-гуру Абу-Салоху на весь интернет.

Но не случилось. Родители одного из парней, видя, как сына переформатируют прямо на их глазах, понимая, что теряют его, обратились за помощью к сотрудникам МВД.

В то же время, совершенно естественно, что родители желают свободы своим детям, многие из них уверены, что те совсем молоды и не могут нести ответственность за всю эту историю.

Моя долгая беседа со следователем Талатом Эльбековым, короткие разговоры с парнями, информация о том, что фигуранты расследования гордятся своей причастностью к «Куйлюкскому джамаату» показали, что парни и не думали ничего скрывать от следователя.

При этом я понимаю правозащитницу, рассказавшую о пытках, которые, по ее словам, применялись к этим ребятам. К сожалению, она не попыталась встретиться со следователем и выяснить детали дела – написала со слов их родных, и все дела. В такое многим легко верится. Но, к сожалению, в реальности «факты», указанные в опубликованной статье, не соответствуют действительности.

Виктор Михайлов

Статья по теме:

У восьмерых молодых людей в подвале МВД одиннадцать дней выбивали признания в терроризме