Идеология Аль-Каиды, основанная на антиамериканских, антиизраильских и антисемитских взглядах, находит больше последователей среди групп джихадистов-салафитов из Центральной Азии, которые считают своей почетной миссией продолжать боевой путь Усамы бен Ладена. и Айман аз-Завахири.
Одним из решительных сторонников «Аль-Каиды» является «Катибат аль-Таухид валь Джихад», в состав которого входят боевики из Центральной Азии, в основном узбеки Ферганской долины. Следует отметить, что эта группа была создана уроженцем южного Кыргызстана Абу Салохом (настоящее имя Сироджиддин Мухтаров) в 2014 году в Сирии, которая объединила отколовшихся боевиков от Исламского движения Узбекистана, Катибата Имама Аль Бухари и Туркестанской исламской партии.
Поддерживаемая «Аль-Каидой» Катибат аль-Таухид валь-Джихад входит в повстанческую группировку «Хайат Тахрир аш-Шам» и в настоящее время ведет борьбу против режима Башара Асада в провинции Идлиб в Сирии. Сегодня боевики Абу Салоха являются наиболее боеспособной и хорошо вооруженной группой среди центральноазиатских групп джихадистов-салафитов на Ближнем Востоке. Но не только военная мощь этой группы представляет собой главную угрозу безопасности и стабильности для стран постсоветской Центральной Азии, России и Синьцзяна Уйгурского автономного района Китая. Наибольшую опасность представляет идеологическая доктрина «Катибат аль-Таухид валь Джихад» и ее способность успешно распространять идеи «Аль-Каиды» в глобальном масштабе.
Лидер группы Абу Салох, свободно владеющий узбекским, уйгурским, русским и арабским языками, в начале 2000-х получил теологическое образование в Исламском университете Аль-Фатх аль-Исламия в Сирии. Именно там он стал идейным сторонником Аль-Каида глубоко изучила богословские труды исламских ученых, основателей радикального течения салафизма и ваххабизма Ибн Таймия и Абд аль-Ваххаба. После окончания университета он вернулся в Кыргызстан, работал ассистентом имама в одном мечети в Ошской области.
Духовным наставником Абу Салоха был известный исламский проповедник в Центральной Азии Рашод Кори Камолов, который был приговорен к 10 годам тюремного заключения за разжигание религиозной розни, а также за хранение и распространение экстремистских материалов. Как ученый, изучающий идеологию радикального ислама Я встречался с ним несколько раз и полемизировал по поводу враждебности идеологии салафизма и ваххабизма в нашей Ферганской долине. Очень печально, что ученик Рашида Кори Камолова из села Кашкар-Кыштак Кыргызстана Абу Салох выбрал путь исламского терроризм и экстремизм, за что он должен быть справедливо наказан перед законом.
Лидер Катибат аль-Таухид валь Джихад, Абу Салоха
Постоянное изучение ваххабитской литературы и любовь к салафитской идеологии привели его обратно в Сирию в 2012 году, и он присоединился к террористической группе Катибат Имам аль Бухари. Благодаря его глубоким знаниям Корана, ораторского мастерства и лидерских навыков, Абу Сало быстро вырос через ряды стал духовным наставником моджахедов. В боях с сирийскими правительственными войсками он был ранен в глаз и лечился в городе Газиантеп в Турции. Осенью 2014 года Абу Салох решил покинуть Катибат имам аль Бухари и организовал свою собственную группу, которую он назвал Катибат аль Таухид валь Джихад. Новая группа включала граждан Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и некоторых уйгуров Западного Китая, которая стала структурной единицей Аль-Каиды, поддержанной Джабхат ан-Нусра.
Каждый день через веб-сайт группы и через онлайн-сервисы социальных сетей Telegram, Facebook, VK, Odnoklassniki и YouTube Абу Салох активно распространяет свои публичные выступления, аудио- и видеоклипы , которые включают в себя истории военных сражений узбекских боевиков в Сирии. На канале Telegram под ником Jihod Shomali («Ветер джихада»), Tavhid Xabarlari («Новости Таухида»), Abu Salohdarsliklari («Лекции Абу Салоха»), Saad Muhtor, «Голос Шама» (Voice of Sham), более 200 аудио и видео проповеди Абу Салохааре распространяются с призывом к джихаду. У его защищенной личной страницы в Telegram несколько тысяч подписчиков. Зашифрованная личная страница в Telegram насчитывает несколько тысяч подписчиков.
Проведя всесторонний анализ аудио- и видео публичных выступлений Абу Салоха, как эксперта по радикализации идеологии ислама, я должен отметить, что он обладает глубокой религиозной эрудицией, знает наизусть аяты Корана и хадис имама -Бухари. Он ярко и эмоционально выражает свои мысли, уверенно держится среди толпы и способен вдохновить новое поколение моджахедов на атаки террористов-смертников.
Известно, что лидер «Катибат аль-Таухид валь Джихад» организовал три взрыва в разных частях света с помощью террористов-смертников. Впервые он использовал 19-летнего узбекского юношу Бабура Исраилова из Джалал-Абада на юге Кыргызстана в качестве шахида, когда осенью 2015 года в сирийском городе Аль-Фуах он взорвал броневик, начиненный взрывчаткой, сзади вражеские линии. Второй раз он выбрал уйгурского боевика (его имя неизвестно, но у него был поддельный паспорт на имя гражданина Таджикистана Зоира Халилова) для нападения смертника на посольство Китая в Кыргызстане в августе 2016 года . Третьей жертвой был Акбаржон Джалилов этнический узбек из Оша, Кыргызстан, который взорвал петербургское метро в апреле 2017 года, в ходе которого 14 пассажиров погибли и около 50 человек получили ранения.
Теперь Абу Сало стал фанатичным последователем Усамы бен Ладена и Аймана аль-Завахири, ярого пропагандиста идеологии Аль-Каиды и самого разыскиваемого террориста на постсоветском пространстве. Благодаря ораторскому искусству ему нет равных среди лидеров террористов Группы из Центральной Азии в масштабах и эффективности пропаганды идеологии Аль-Каиды. Бен Ладен остается героем и мучеником лидера узбекских джихадистов, а стратегия и тактика Аль-Каиды использует их в качестве образца в борьбе против «крестоносцев» Запада. В идеологической работе Абу Салох принял стиль, методы и формы предоставления информации Аль-Каиде, так что узбекские джихадисты теперь находятся на переднем крае глобального джихада. Сегодня, после падения Халифат в Сирии и Ираке, число сторонников ИГИЛ в Центральной Азии заметно сократилось,но Абу Салох успешно продолжает набирать новых добровольцев в ряды «Аль-Каиды». Ниже мы рассмотрим некоторые идеологические фрагменты из публичных заявлений лидера «Катибат аль-Таухид валь Джихад», направленные против США, Израиля и России.
Джихад как завет бен Ладена
В своих публичных выступлениях, аудио и видео материалах Абу Салох подчеркивает продолжение джихада против евреев, христиан и политических режимов в Центральной Азии.
Например, в одном из выступлений под названием «Аяты и хадисы, призывающие к джихаду» Абу Салох говорит: «Ислам является самой чистой религией в мире. Перед намазом мы совершаем духовное и физическое очищение гусл (ритуальное очищение всего тела, обязательное перед намазом) и вуду (исламская процедура омовения частей тела, тип ритуального очищения). Намаз делается только в чистом месте. Поэтому мы стараемся, чтобы дома не было мусора. Дом мусульманина всегда должен быть чистым и опрятным. Сегодня в Афганистане, Сирии и Ираке базируются военные США и России. Они загрязнили эти страны. Наша задача — очистить священную землю ислама от «мусора». Мы должны изгнать неверных с исламских территорий. Америка — большая страна, у нее есть современные ядерные ракеты, самолеты и мощная военная техника. Сложно конкурировать с Америкой в открытом бою. Но мы полагаемся на Аллаха. А кто сильнее? Конечно, Аллах! Вера в Аллаха делает нас сильнее врага. Поэтому мы проводим джихад против крестоносцев в Афганистане и Шаме. Это наш священный долг перед Аллахом».
Эти слова Абу Салоха логически развивают мысль Аймана аз-Завахири о том, что Америка — первый враг мусульман всего мира. Как уже известно, в заявлении, распространенном at-Tamkin Media от 20 марта 2018 года, лидер «Аль-Каиды» Завахири пытается объединить джихадистов и других мусульман вокруг идеи нанесения удара по США. «Моджахеды победят Америку, если позволит Аллах, ради Аллаха и ученых, работающих и искренних создателей дуа и объединенной уммы под знаменем Таухида (единобожия)», — сказал лидер «Аль-Каиды». Как мы видим Призыв Завахири к джихаду против Америки был поддержан лидером узбекских боевиков Абу Салохом.
Джихад в Сирии открывает путь в Палестину
Тема джихада Абу Салох получила дальнейшее развитие в его речи, которая называется «Почему мы проводим джихад в Сирии?». Он говорит: «Если они спрашивают, почему вы делаете джихад в Сирии? Почему вы не проводите джихад в Центральной Азии, где многие невинные мусульмане находятся в заключении? Аллах ни в Коране, ни в аятах не говорит, что мусульмане должны проводить джихад только на своей родине. Осама бен Ладен сказал, что джихад в Афганистане является подготовкой к освобождение священной земли Палестины. Он утверждал, что если нет возможности совершать джихад дома, то мусульмане должны совершить хиджру (миграцию или путешествие мусульман) в другую страну, чтобы лучше подготовиться к джихаду. Мы не делали этого. есть возможность вести джихад в Центральной Азии, а мы совершили хиджру в Афганистане и Шаме. Джихад в Шаме — это подготовка к освобождению плодородной земли Палестины и Центральной Азии от неверных. В Шаме мы проходим настоящую боевую подготовку. Здесь мы научились делать бомбы, сбивать вражеские самолеты, управлять танками и безжалостно бить в сердце врага. Дома у нас не было бы возможности узнать это. Мы готовы освободить Палестину от евреев. Мы пойдем туда. Это только вопрос времени».
Абу Салох также сказал: «Центром Омейядского халифата был Шам, где мы сегодня участвуем в джихаде. Омейядский халифат принес ислам в Центральную Азию в 7 веке. Сегодня потомки Омейядов находятся в сложной ситуации. Крестоносцы наступают на землю Шама. Мы пришли сюда, чтобы помочь потомкам Омейядов и провести джихад против врагов ислама. Мы выполняем свой долг перед Омейядами, которые открыли наши сердца Всевышнему Аллаху».
Эти слова Абу Салоха синхронно повторяют основную идею бен Ладена и Завахири о необходимости «освобождения Палестины и уничтожения сионистского режима Израиля». В январе 2009 года Усама бен Ладен объявил «священную войну» против Израиля планировалось освободить Палестину от реки Иордан до моря ». Мы не признаем ни одного клочка еврейской земли на территории Палестины», — сказал он.
Судьба Палестины остается главной темой в выступлениях Аймана аль-Завахири , которого он пытается вдохновить новым поколением исламистов на джихад против возглавляемого США альянса «сионистских крестоносцев». Их обращение было услышано лидером Катибат аль-Таухид валь Джихад Абу Сало, продолжавший генеральную линию Аль-Каиды по освобождению палестинских земель от «угнетения сатаны». Он добавил в список также Центральную Азию, которая должна стать частью будущего Исламского халифата.
Закончился ли джихад в Сирии?
В своих публичных выступлениях Дава (проповедь ислама), аудио и видео Абу Салох часто критикует религиозных лидеров и имамов Центральной Азии за то, что они «предали ислам и служат интересам официальных властей». Так, в одном из выступлений под названием «Закончился ли джихад в Сирии?», Он сказал, что «руководители Духовного управления мусульман Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана теряют веру. Они пропагандируют ересь и пропагандируют отступничество».
Абу Салох говорит: «Некоторые муфтии Центральной Азии называют моджахедов, сражающихся в Шаме, «заблудшими» и утверждают, что время джихада прошло. Но они лгут. Потому что время джихада только начинается. Я хочу напомнить им историю из хадисов. После завоевания Мекки и Медины Пророк Мухаммед (мир ему) попросил сахабов (сподвижников) сложить оружие, расстегнуть своих лошадей и вернуться домой. По их мнению, они победили врагов ислама, и время джихада закончилось. И тогда пророк Мухаммед ответил им, что джихад не заканчивается, он только начинается. Сегодня те, кто называют моджахедов «сбитыми с толку» и призывают их вернуться домой, выступают против воля пророка Мухаммеда (мир ему). Они сгорят за свои грехи в аду.
Его утверждение о том, что джихад не закончился в Сирии, четко синхронизировано с мыслями Аймана аль-Завахири. Продолжение джихада в Сирии важно для дальнейшей мобилизации групп салафитов-джихадистов вокруг Аль-Каиды, поскольку ее фундаментальная идеология основана на концепции джихада против «неверных». Эмир «Аль-Каиды» подчеркнул , что «Левант сегодня является надеждой мусульманской уммы (всемирного сообщества мусульман)», и призвал продолжить джихад для создания «правильно управляемого халифата».
Американские рычаги против Катибата аль-Таухида валь Джихада
Как показал этот анализ, Катибат аль-Таухид валь-Джихад, несмотря на свой молодой возраст, уже занял лидирующую позицию среди групп салафитов-джихадистов по расширению влияния и распространению идеологии Аль-Каиды в центральноазиатском регионе. это принадлежит лидеру группы Абу Салоха, который своими эмоциональными лекциями успешно продолжает набирать молодых боевиков в ряды региональных отделений Аль-Каиды. Будучи религиозным учеником Аймана аль-Завахири, он предан Аль-Каиде, активно борется с врагами ислама не только оружием в Сирии, но и ведет идеологическую войну против влияния Запада.
Проповеди Абу Салохи представляют большую опасность, чем боевые действия всех маргинальных групп джихадистов из Центральной Азии, которые участвуют в джихаде в Сирии и Афганистане. Поскольку он, как успешный пропагандист салафизма, сумел заразить тысячи и тысячи людей в Ферганской долине с идеологией Аль-Каиды, завоевать огромную аудиторию и вдохновить их вести джихад против США, России и светских режимов в Центральной Азии. Это означает, что Аль-Каида недавно значительно усилила свою глобальную сеть в Центральной Азии и создала тайные ресурсы, которые могут быть мобилизованы в случае местных потребностей и чрезвычайных ситуаций. В случае обострения политической, экономической, социальной и религиозной ситуации молодое поколение сторонников «Аль-Каиды», о которых говорится в проповедях Абу Салоха, может дестабилизировать все область, край.
Недавно Государственный департамент США назначил центральноазиатскую группу джихадистов Катибат Имам аль Бухари в список глобальных террористических организаций. Учитывая, что Катибат аль Таухид валь Джихад представляет угрозу интересам США на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, власти США должны рассмотреть возможность включения это также в списке глобальных террористических организаций. Я знаю, что такие меры со стороны США очень эффективны и отрезвляют для центрально-азиатских джихадистских групп. После того, как эта террористическая группа была назначена террористической группой, ее активность значительно снизилась, даже после того, как ему пришлось опубликовать специальное оправдательное заявление в свою защиту. Из-за возможных точечных воздушных ударов США многие джихадистские группировки из Центральной Азии стараются не попасть в список Госдепартамента США.
Уран Ботобеков