Сегодня во всем исламском мире и в России в частности сложилась очень сложная внутриконфессиональная обстановка. Противоречия внутри одной конфессии достигли уровня вооруженного противостояния, в котором государственный аппарат страны, особенно его силовая составляющая, становится на сторону одной из противоборствующих группировок. В чем же причина этого противостояния и подобного поведения государства?
Если говорить о причинах роста радикализма в исламском мире, то их не так много, как это может показаться на первый взгляд. Если быть более точным, то это, скорее, некий процесс, который порождает явления, вследствие которых и возникают причины, способствующие росту радикализма. Причины, благодаря которым молодежь попадает в среду экстремистов и вступает в ряды незаконных вооруженных формирований.
Обратившись к экспертам, занимающимся вопросами радикализма и экстремизма, мы услышим более десятка причин, по которым в молодежной среде растут радикальные настроения. Причинами, способствующими и вовлекающими молодежь в ряды экстремистов и террористов, называют суицидальные настроения, когда ребенок, не получивший в детстве должного внимания от родителей, остается с душевной травмой и пытается уйти из жизни путем вступления в ряды смертников. В эту группу, как правило, попадают дети из трудновоспитуемой категории (беспризорники, сироты, дети из малообеспеченных семей).
Есть и чисто религиозные причины, когда молодёжь, одержимая некоей идеей, пытается революционным путем установить «справедливое общество». Такие попытки, как правило, заканчиваются еще большей несправедливостью — резней и гражданской войной.
По мнению экспертов, одной из важных причин роста экстремизма в обществе, и особенно среди молодежи, является вопиющая социальная несправедливость, когда люди с обостренным чувством справедливости пытаются бороться с ней радикальным образом. Как правило, в эту категорию попадает как молодежь из малообеспеченных семей, так и вполне обеспеченных и богатых слоев общества.
Однако все эти ответы не до конца раскрывают суть вопроса. Тема религиозного экстремизма слишком многогранна, сложна и глубока, чтобы можно было объяснять ее простой борьбой с социальной несправедливостью.
Все названные и неназванные факторы вступления молодежи на радикальный путь — лишь следствие большого явления, которое можно объяснить лишь цивилизационными изменениями, происходящими в мире, в том числе исламском.
Небольшой экскурс в историю вопроса
Если мы окинем взглядом историю развития исламского мира, то обнаружим, что он прошел несколько этапов реформации. За годы своего существования исламский мир пережил периоды:
— период «Праведных халифов»;
— период «Правления королей»;
— период «Правления диктаторов».
Сегодня исламский мир возвращается в ту фазу, о которой предупреждал Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Это — фаза правления «Праведных халифов». Если переложить это явление на современный язык, можно сказать, что период праведных халифов был периодом «исламской демократии», периодом максимально упрощенного Ислама с высокой степенью социальной справедливости, к которой сегодня стремятся, призывают и за которую борются исламисты-радикалы. То есть процессы, происходящие сегодня в исламском мире в среде мусульманской уммы (без географической привязки), с точки зрения единого социума являются революцией, вызванной попыткой реформации ислама.
Возникает вопрос — что привело исламскую умму к революционной ситуации, осознанию того, что Ислам нуждается в реформах?
Ведь революционная ситуация возникает не спонтанно, а является итогом общественно-политического кризиса, «когда низы не могут жить по-старому, а верхи не хотят управлять по-новому«.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться во всем многообразии исламских веяний, или хотя бы с теми сторонами, между которыми идет противоборство. На сегодняшний день мы имеем две стороны: так называемый «традиционный Ислам» в виде суфизма и сунитских школ – «мазхабов» и «нетрадиционный Ислам» в виде «салафизма» и «ваххабизма».
Если говорить о так называемом «традиционном Исламе» на Ближнем Востоке (который серьезно отличается от так называемого «традиционного Ислама» в России и бывших постсоветских государствах), то нужно отметить, что он был установлен исходя из реалий родоплеменного и отчасти рабовладельческого строя, в котором жили арабы на заре ислама. Ислам регламентировал тот образ жизни, ту общественно-политическую формацию того общественного строя, в котором тогда пребывали арабы.
Сегодня мир прошел многие фазы культурных и социальных перемен — от индустриальной революции к постиндустриальному обществу, от модернизма к постмодернизму, в котором сегодня живем все мы, в том числе народы и государства исламской культуры и вероисповедания. Совершенно естественно, что молодежь, живущая в постмодернистском обществе, не может разделять точку зрения на Ислам представителей старой формации, сформировавшейся в период родоплеменных или рабовладельческих отношений, называемой ныне «традиционным Исламом». А значит, такая общественно-политическая формация, такие социально-культурные отношения, которые свойственны традиционному обществу, не могут удовлетворять постмодернистскую исламскую молодежь, подвергнутую интернационализации (космополитизации) современным миром и, в частности, западной индустриализацией.
Что касается непосредственно нашей страны, то так называемый «традиционный Ислам» сложился у нас в период колониальных завоеваний сначала татаро-монгольского периода, потом времен Тамерлана. В нынешнем виде он сформировался в жесточайший период диктата коммунистической идеологии, а значит, следуя пророчеству по своей сути, является Исламом, сформированным для служения интересам диктаторских режимов, и не может отвечать интересам и веяниям времени. А значит, опять же, следуя пророчеству, он должен уступить место «демократическому Исламу» — прогрессивному, социально-ориентированному Исламу, существовавшему в период «праведных халифов», к которому стремится прогрессивная исламская молодежь.
Это означает, что сегодня исламский мир переживает период глубокой исламской реформации — переход из одного состояния исламской уммы, ее социально-политических и общественных отношений, в совершенно в другую форму. Этот весьма болезненный процесс изменения, естественно, вызывает отторжение у старого, отжившего свой век представления об Исламе и образе общественно-политического устройства исламского мира.
В этой связи нужно отметить, что поддержка силовой составляющей российского государства (или любого другого государства, где проходят эти процессы) так называемого «традиционного Ислама» является совершенно естественной. Ибо силовая структура в любом государстве — это наименее поддающаяся реформам система, и в целях защиты себя и своего строя она будет защищать себе подобных. Но это никак не означает, что эта защита идет во благо государству как таковому.
Модернизация и урбанизация – причины конфликта на религиозной почве в России
Как мы уже отметили выше, исламская умма не может оставаться в стороне от процессов, происходящих во всем мире, когда человеческая цивилизация вступила в постмодернизм. Мы не можем оставаться и в старой общественно-политической и культурной формации. И не потому, что мы этого не желаем, а потому, что западный мир, хотим мы того или нет, влияет на процессы, происходящие в исламском мире. На сегодняшний день Запад, в силу ускоренных темпов развития технологий, науки, искусства, строительства городов и т.д., является «законодателем моды» в смене общественно-политических формаций.
Именно развитие цивилизации – рост численности и уровня жизни населения, переезд сельского населения в города (урбанизация) мусульманского мира — является генератором реформации Ислама. Сельское население, приезжающее в города в поисках работы и лучшей доли, не может отказаться от «традиционного воспитания». Однако, как бы мы того не хотели, с традиционным взглядом на мир, в частности на Ислам, они не могут выжить и влиться в городскую – урбанизированную — среду. А значит, они входят с представителями городской культуры в противоречия и борьбу, в которой, в конечном итоге, обречены на поражение.
Уклад жизни традиционных обществ, сохраняющийся в сельской среде, нежизнеспособен в городских условиях. Попадая в городскую среду, сельский житель сталкивается с совершенно другим устройством «джамаатов», организованных не по признаку родоплеменных отношений, а на совершенно иных взглядах на жизнь. Что, естественно, вызывает у пришлых «традиционалистов» негативную реакцию и конфликт интересов.
Именно по этой причине в чеченском обществе, как и во всех других, центром протестных явлений в среде мусульман являются города. Образ жизни урбанизированного молодого человека сформировался, исходя из городских отношений, которые во многом космополитичны и резко отличаются от отношений в селе или глубинке. Старая общественная формация, свойственная сельской среде, и отношения внутри этой среды мусульман не могут отвечать потребностям вновь зародившейся и разрастающейся городской формы социальных и общественно-политических отношений.
Это приводит к конфликту между молодым поколением мусульман, живущих в новых общественно-политических формациях (в городской урбанизированной среде), со старыми консервативными взглядами на ислам и образом социальных отношений в исламе, сформированными в консервативной сельской среде, не тронутой индустриализацией, урбанизацией и другими цивилизационными изменениями, то есть в отживших свой век общественно-политических формациях.
Неудивительно, что так называемый «традиционный Ислам» и «традиционное общество» всячески сопротивляются такому положению дел, так как в своей основе они глубоко консервативны. Однако эти благородные потуги традиционалистов в конечном итоге обречены на провал. Традиционный Ислам не может существовать и доминировать в урбанизированном обществе: городское население неминуемо будет принимать форму салафитского — реформированного — Ислама. В случае же продолжения противостояния между так называемым традиционным и нетрадиционным исламом существует опасность, что молодежь вообще будет отказываться от религиозных взглядов, что вызовет волну нигилизма и повторения событий октября 1917 года, когда уставшая от противоречий молодежь совершит свою революцию и полностью отречется от Бога. К чему и стремится сатана!
Мусульмане должны понять, что нынешнее противостояние внутри Ислама губительно для всего исламского мира, а значит, должны найти форму сосуществования друг с другом.
Сайдаев Ислам, эксперт по антитеррору (Грозный)
25.03.2015
Источник: Кавказский геополитический клуб