Исламизм — религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения с их участием будут решаться на основе норм шариата[1].
Источники и свойства исламизма
Профессор Дамаскского университета Садик Аль-Азм считает, что исламизм «представляет собой защитную реакцию против долговременной эрозии главенствующей роли ислама в общественной, институциональной, экономической, социальной и культурной жизни мусульманских обществ в 20-ом столетии». По его мнению, исламизм вводится в практику через «возрождение понятия исламского джихада (священной войны) в его самых сильных формах».[2]
Аль-Азм перечисляет следующие неотъемлемые свойства исламизма:
- фундаментализм — как возвращение к основам ислама
- салафизм — возрождение активной веры и обрядов
- интегрализм — объединение всех сфер жизни общества и государства под законами шариата
- теократизм — восстановление Аллаха как верховной власти
- теономизм — буквально «главенство законов Господа», прямое, буквальное и всестороннее применение норм шариата
- терроризм — как способ наносить врагу максимальный урон без учёта любых долговременных последствий
Даниэль Пайпс — известный американский историк, публицист, писатель и политический комментатор, специалист по исламу и ближневосточному конфликту считает, что[3]:
Исламизм — третья тоталитарная идеология (после фашизма и коммунизма) — предлагает нелепый средневековый подход к проблемам современной жизни. Ретроградный и агрессивный, он притесняет немусульман, угнетает женщин и оправдывает распространение власти ислама с помощью силы.
Ряд исследователей полагают, что исламизм это реакция клерикальных кругов на научное и материальное отставание исламского мира в XX столетии, на модернизационные процессы современного мира и т. п.[4][5]
Практика исламизма
По мнению Владимира Мейстера, крайняя антизападная направленность фундаменталистов приводит к отрицанию ими: равенства полов, свободы совести, всеобщей грамотности и т. п., а также порождает реакционно-утопические стремления возродить мусульманское Средневековье.[6] Аналогичного мнения придерживается французский политолог Тьерри Вольтон. Он считает исламизм формой вырождения и деградации традиционного ислама[7].
В зонах расселения мусульман в разных странах мира исламизм распространяется через формирование альтернативной идентичности, то есть мусульмане начинают считать себя не гражданами того или иного государства, а лишь членами уммы (всемирного сообщества мусульман), которая на деле подменяется конкретной исламистской организацией.
Исламисты пытаются установить контроль над сепаратистскими, ирредентистскими и протестными движениями. Так, сепаратистское движение в Чечне на первых этапах не было исламистским, но затем его стали контролировать исламисты.
Исламисты стремятся к реисламизации и к вовлечению в борьбу за достижение целей исламистов так называемых «этнических мусульман», то есть людей, чьи предки были мусульманами, но сами они верующими мусульманами не являются. Это, например, значительная часть секуляризованных татар, башкир, представителей кавказских народов в России, второе и третье поколение иммигрантов из исламских стран, живущих в странах Западной Европы, Америки, Австралии. Также используется прозелитизм среди тех, кто не является даже «этническими мусульманами» — известно немало случаев участия в насильственной деятельности исламистских организаций русских, европейцев, американцев из немусульманских семей, которые перешли в ислам.
Идеология исламистов предполагает допустимость и даже обязательность джихада против всех неверных — как немусульман, так и, что крайне важно, тех мусульман, которые не являются и не желают быть исламистами. Такие мусульмане объявляются вероотступниками в результате такфира, признания их неверными. Исламисты, используя специфически толкуемые положения шариата, допускают и рекомендуют совершение террористических актов, в том числе «слепых» (направленных против случайного набора людей в местах их концентрации), использование террористов-смертников.[1].
Аналитики и учёные полагают, что террористические акты 11 сентября 2001 года в США стал результатом деятельности международной сети исламистов Аль-Каида.[8] Ей же приписывается целый ряд терактов, начиная с 1992 года.
Примером, когда практическая деятельность исламистов[8] привлекла критическое внимание мировых СМИ и правозащитных организаций, стал случай 11 марта 2002 года, когда в Саудовской Аравии, при пожаре в школе для девочек, сотрудники религиозной полиции не выпускали учениц из горящего здания, потому что они не были должным образом одеты, и не допускали в здание спасателей, чтобы предотвратить телесный контакт между мужчинами и женщинами. В результате противодействия сотрудников религиозной полиции спасателям, 14 учениц погибли.[9][10]
В Иране летом 2011 года за переход из ислама в христианство и распространение христианства среди мусульман был приговорён к смерти 35-летний Юсуф Надархани. Предыдущий такой приговор был приведён в исполнение в Иране в декабре 1990 года[11].
Примечания:
1. ^ Игнатенко А. А. От Филиппин до Косово // Независимая газета, 12.10.2000
2. ^ Садик Дж. Аль-Азм Что такое Исламизм?
3. ^ Даниэль Пайпс Без друзей на Ближнем Востоке // National Review Online, 8 ноября 2011г
4. ^ Сюкияйнен Л. Р. Ислам и перспективы развития мусульманского мира // Полит.ру, 19.09.2006
5. ^ Исламизм как реакция на модернизационные процессы. Голос России. Проверено 21 сентября 2013.
6. ^ Мейстер Владимир Идеология и проблема «Восток — Запад» // Скепсис
7. ^ Коваленко Юрий Французский политолог Тьерри Вольтон: «Исламизм — это вырождение ислама, его деградация» // Известия, 24.01.2006
8. ^ Исламизм после 11 сентября 2001 года и начала глобальной антитеррористической операции // НИИ Социальных систем МГУ имени М. В. Ломоносова
9. ^Saudi police ‘stopped’ fire rescue
10.^Saudi Arabia: Religious Police Role in School Fire Criticized
11.^Иранскийрежим — противсобственногонарода
21.^ Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации экстремистскими и террористическими (рус.). Официальный сайт Федеральной службы безопасности.Проверено 11 октября 2012. Архивировано из первоисточника 19 октября 2012.
22.^ Разливаев А. А. Радикальные исламисты Турции // Известия Алтайского государственного университета : журнал. — Барнаул: Алтайский государственный университет, 2008. — В. 4-3. — С. 219-223. — ISSN 1561-9443.
Ссылки:
Р. Г. Ланда. Политический ислам: предварительные итоги (М., 2005)
Аль-Азм С. Что такое исламизм?
Мирский Г. И. Исламизм и джихадизм
Малашенко А. В. Исламизм на все времена
Семинар «Исламизм после 11 сентября 2001 г. и начала глобальной антитеррористической операции»
Пайпс Д. Как исламисты стали доминировать в европейском исламе
Islamic Terrorism Timeline (англ.)
Ислам в международных отношениях
Али Мухиэддин. Исламизация политики или политизация ислама?
Баунов А. Г. Взорвать к праведникам
Густерин П. В. «Весна» на «арабской улице»