Домой Работы Центра В СМИ Случится ли превращение Киргизии в плацдарм для радикализации ЦА?

Случится ли превращение Киргизии в плацдарм для радикализации ЦА?

По-разному можно относится к демократическим процессам, протекающим сегодня в Киргизской Республике, но желание руководства страны, в конце концов, положить конец разгулу религиозным экстремистам в стране, налицо. И то, что либеральные ценности и погружение целого народа в религиозное мракобесие, есть большая разница, сегодня пытаются доказать государственники, которые пришли во власть, в том числе и в спецслужбы.

Конечно, годы фактического беспредела исламистов всех мастей, серьёзные источники финансирования, не жалевшие деньги на исламизацию киргизского общества, особенно молодёжи, общая социально-экономическая ситуация в стране, в конечном итоге не могли не сказаться на превращении Кыргызстана в поставщика боевиков для международных террористических организаций.

Во всех странах, из которых рекрутируются радикальные исламисты на джихад, пытаются всеми возможными и невозможными средствами нейтрализовать вербовщиков, которые в свою очередь предпринимают отчаянные попытки законспирировать свою деятельность.

Информированность о реалиях сегодняшней жизни в стране – один из важных инструментов в борьбе с исламистской радикализацией, особенно молодого поколения.

Такая информация особенно важна для понимания простыми людьми механизмов и инструментов, которые используют агитаторы и пропагандисты международных террористических организаций, вербующих в свои ряды новых членов.

Как всегда, с большой эффективностью действует партия «Хизб-ут Тахрир» используя свое, традиционно сильное женское крыло. Партия, несмотря на официальный запрет деятельности в стране, имеет много своих сторонников в Ферганской долине. Поэтому вряд ли стоит сильно удивляться активности сестры одного из членов партии из городка Узген, что в Ошской области – Таджихон Самиевой. Земляки зовут её «Тожи отинча». Частные уроки швейному делу – лишь прикрытие для хорошо поставленной миссионерской деятельности Тожи отинча среди девушек Ошской области.

Обычно Тожи отинча собирает в группу до 20 девушек в возрасте от 16 до 20 лет и официально обучает их шитью, а на самом деле преподает им основы идеологии Хизб-ут Тахрир, благо знаний и специальной литературы ей не занимать — в доме Тожи отинча достаточно книг «Ислом низоми», «Ислам шахсия» с помощью которых она с успехом внушает молодым девушкам преимущества жизни по нормам шариате в сравнении со светскими традициями государства.

Не удивительно, что выпускницы курсов Тожи отинча уверены, что их жизнь при халифате будет красивой и безоблачной. Зараженные идеологией «чистого» ислама молодые жительницы Ферганской долины активно проповедуют основы Хизб-ут Тахрира среди своих подруг и близких родственников. Так, круги радикального ислама, расходятся по всему региону.

Кого должны винить родители 20-летней Мадины Турсуновой и 18-летней Дилафруз Абдужабборовой, отобранных на узгенском конкурсе чтиц Корана, для обучения идеям «салафизма» в Саудовской Аравии? Вернутся ли они домой? Что случится с ними в родной стране, если примут решение жить рядом со своими близкими? Может быть только самих себя – потому, что никто в Ошской области не препятствует членам партии Хизб-ут Тахрир чувствовать себя вольготно и действовать по своему разумению.

К чему приводит такая активность радикалов на себе испытала одна из жительниц г.Узген, вдова по имени Ризвангуль. Придя домой к Тожи отинча устроила скандал, потребовав вернуть ее единственную двадцатилетнюю дочь Одину, которую та отправила якобы на обучение в Саудовскую Аравию. Почему якобы? Дело в том, через неделю после выезда из Киргизии Одина позвонила матери и скороговоркой успела сообщить, что в данный момент находится в Стамбуле у неизвестных ей людей. Сразу после этого, телефонный разговор прервался, и вот уже месяц дочь не перезванивает своей матери.

Испуганная скандалом Тожи отинча, как могла успокаивала вдову и пообещала бедной женщине устроить встречу с дочерью, оплатить все её расходы на поездку за рубеж. Ризвангуль в очередной раз опрометчиво послушав совета Тожи отинча, собрала свои вещи и улетал за границу. Никакой весточки, обещанной своим родным и соседям Ризвангуль так и не отправила, несмотря на то, прошло уже больше месяца после её отъезда.

Справедливости ради заметим, что в 2014 Тожи отинча была задержана сотрудниками Управления Государственного Комитета Национальной Безопасности по Ошской области по подозрению в причастности к радикалистам из «Хизб-ут Тахрир», однако вскоре (поговаривают, что после дачи взятки правоохранителям в размере 6 тысяч долларов США) уголовное дело в отношении неё было прекращено.

Да и в других областях Кыргызстана партия Хизб-ут Тахрир не дремлет.

В Баткенской и Жалалабадской областей члены местных ячеек, ответственные за распространение листовок и специальной агитационной литературы на хорошем счету у своих амиров – «Нусратга интилиш», «Шом уммати уйгон» «Ислом давлатида таълим низоми», «Одно умма – одно боль» «Конституция будущего халифата», «Умма — Пробудись», «Благословенная революция Шама», «Поддержи мусульман Сирии» попали по назначению – членам партии и им сочувствующим. Вся эта агитационная активность была приурочена и посвящена празднованию Рамадана.

Теперь к традиционной исламистской литературе и листовкам, один из центральных офисов Хизб-ут Тахрир – «Киедат» просит своих активистов распространять среди членов партии и им сочувствующим буклеты, направленные на правовую грамотность, умению правильно себя вести при задержании, участию в митингах, пикетах и демонстрациях.

Рассказывая о деятельности запрещенной в Кыргызстане Хизб-ут Тахрир нельзя не упомянуть о развивающимся сотрудничестве между Россией и этой центрально-азиатской страной. Но, не области экономики, социальной и политической сфере, а о сотрудничестве радикальных исламистов. Возможно, что эти процессы и должны существовать в параллельных плоскостях, но вряд ли правоохранителям из Кыргызстана они доставляют удовольствие.

Когда то, в конце 80-х, начале 90-х Ферганская долина набирала силу, как кузница кадров радикального ислама и с успехом экспортировала идеи Хизб-ут Тахрир в Татарстан, Башкирию и другие регионы Российской Федерации. Теперь времена изменились и вот уже «продвинутые» хихбутчики, да еще при немалых деньгах едут в Кыргызстан поддержать своих «братьев» по вере. Таким эмиссаром башкирского крыла партии можно смело называть пресс-секретаря Хизб-ут Тахрира из Уфы Тагира Минибоева, прибывшего в Узген из Башкирии на помощь местным ячейкам партии.

Задачи, которые решает в Ошской области Т.Минибоев множество и это не только методическая помощь, местному активисту партии Искандеру Камильжанову, в распространении листовок, например, «Близок день нусрата» среди родственников и знакомых местных ячеек партии. Более сложной задачей, которую, которую ставят себе коллеги по партии из России – помощь членам семей, арестованных «тахрировцев», поддержка соратников, которые на воле продолжают мусульманам разъяснять преимущества жизни при Халифате. Доказательством этого может служить информационная компания, проведенная в Ошской области Т.Минибоевым под названием «Одна умма – одна боль мусульман». Верующие получили специально подготовленные листовки, фотографии, плакаты, которые, по мнению активистов компании и организатора из Башкирии, должны сплотить всех мусульман и поддержать своих единомышленников, которые находятся в тюрьмах.

С пропагандистскими задачами Т.Миннибоев справляется успешно, сказывается большой опыт аналогичной деятельности в России – на агитационных материалых, распространённых в Ошской области – дети с плакатами в поддержку, заключенных членов местной ячейки Хизб-ут Тахрир З.Омоновой и Р.Камалова. Среди помощников гостя из Башкирии не только уже упомянутый И.Камильжанов, но и активист Араванской ячеки партии – Абдушукур Солижонов. Добытые ими материалы Т.Минибоев обещал использовать в документальном фильме под громким названием: «Умма пробудись – настало время священного Шама». Главная задача фильма – объединение мусульман вокруг партии Хизб-ут Тахрир для создания Халифата.

Не нравится Т.Минибоеву и его сторонникам активизация местных правоохранительных органов в борьбе с запрещенными религиозно-экстремистскими организациями. Так, проведенная 18 июля спецслужбами Кыргызстана спецоперация под кодовым названием «Экстримист» в Сузакском районе Джалалабадской области вызвала сильнейшее раздражение и недовольство радикалов. Ответная реакция последовала незамедлительно – в подготовленных и распространённых в кратчайшие сроки листовках силовики обвинялись в процессуальных нарушениях при задержании и в ультимативной форме выставлялись требования о незамедлительном прекращении уголовного преследования арестованных мусульман.

Такая бурная деятельность местных активистов партии не может не сказаться своим эффектом – популярность Хизб-ут Тахрир по все стране растет, количество подпольных ячеек увеличивается.

В свое время выпестованные хизбуттахрировцами адепты радикальной исламистской секты «акромитов», также «головная боль» для сотрудников киргизских спецслужб. Последователи секты, бежавших из Узбекистана и которых приютили в соседнем Кыргызстане распространили привнесенные идеи крайнего исламизма среди граждан этой страны. Идеи, судя по действиям новоиспеченных, теперь уже киргизских «акромитов» оказываются не столько мирными, сколько жаждущие мести за «своих», погибших в межэтнических столкновениях в мае 2010 года в Оше и Джалалабаде. Мщение может быть лишь с оружием в руках, поэтому, к примеру, уже совсем немолодой (ему больше 55 лет) Иброхим Содиков, житель колхоза им. Калинина Кара-Суйского района Ошской области, по просьбе своих земляков (ныне проживающих в Турции и странах Ближнего Востока), организовал в своем колхозе схрон с несколькими десятками 74-х «калашниковых», полным боезапасом и стольким же количеством гранат.

Вообще-то «акрамиты» еще в мае 2005 года в соседнем Узбекистане доказали, что умеют не только держать оружие в руках, но умело им пользоваться. Поэтому сотрудники местных спецслужб внимательно изучают ситуацию вокруг И.Содикова, «отличившегося» 10 лет назад в Андижане и двух его сыновей Иномжона и Икрамжона, принявших активное участие вместе со своим отцом в межэтнических столкновениях на территории Ошкой области в 2010 году. В настоящее время сыновья И.Содикова с российскими паспортами проживают где то на просторах РФ, а вот оружие, припрятанное последним, обязательно должно начать стрелять – желание отомстить из уст И.Содикова внушает справедливо опасение киргизских правоохранителей.

Киргизстан облюбовали для себя и различные турецкие «благотворительные» фонды, для которых поддержка радикальных исламистов вне Турции – инструмент политики, пытающейся навязать в тюркоязычных странах модель общества, с которым Анкаре удобно дружить. Лакомым кусочком для таких фондов является уйгурская диаспора Кыргызской Республики. Известная сепаратистская вооруженная группировка – Организация освобождения восточного Туркестана (ООВТ), старается быть активной не только в КНР и в Афганистане, где расположены её основные базовые лагеря, но так же и в Кыргызстане.

В рамках совместной борьбы с уйгурским сепаратизмом стран ШОС, в середине апреля этого года на территории рынка «Мадина», расположенного в столице Республики, были задержаны шесть предпринимателей из числа местных уйгур. Причина — подозрение в причастности к деятельности ООВТ в этой стране. Этот арест вызвал волну возмущений международных правозащитных организаций, все из которых располагают свои штаб-квартиры в Стамбуле и Анкаре. По мнению турецких правозащитников, арестованных уйгур готовят к депортации в КНР, чего ни в коей мере нельзя допустить.

Наиболее активный турецкий правозащитник Керим Мустафаоглы сделал все возможное, что бы представители Бишкекского уйгурского национально-культурного центра «Иттипак» во главе с его председателем А.Хаджиевым обратились в посольства США в Кыргызстане с просьбой не допустить депортацию уйгур в Китай, а если такая все же произошла, способствовать возврату арестованных на территорию республики.

Параллельно К.Мустафаоглы пообещал лидеру уйгурской диаспоры в Кыргызстане организовать серю акций протеста соплеменников, проживающих в настоящее время в Стамбуле. Поддержку в протестных мероприятиях против КНР будет оказывать организация «Туркестон Дарнеги».

Кроме того, К.Мустафаоглы просил членов ООВТ, проживающих на территории Киргизской республики не дожидаться ожидаемых арестов, покинуть страну, переехать в Турцию – финансовыми средствами на смену места жительства турецкие благотворители и правозащитники обеспечат в необходимом количестве.

Однако вновь вернемся к усилиям киргизских властей держать ситуацию с исламизацией страны под контролем. Попытки наверстать упущенное, дают положительный результат. Особенно значимым он становится заметным в проповедях большинства имамов Кыргызстана, которые на основании рекомендаций ДУМК, рассказывают во время пятничных молитв своей пастве о беспокойстве в обществе фактами радикализации мусульманской молодежи. Молодежи, которая поддаётся идеологическо-исламистской обработке, и готовой покинуть родной дом для джихада в Афганистане и странах Ближнего Востока.

Например, имам мечети «Шахид тепа», что в городе Ош, Махаммадамин Усманов во время своих молитв рассказывает верующим о недопустимости построения Халифата в светской стране, какой является Кыргызстан. Кроме того, М.Усманов поясняет молодым мусульманам, что исполнение джихада в арабских странах, где идут гражданские и религиозные войны – серьезная и недопустимая ошибка.

Такие проповеди очень важны и для родителей киргизской молодежи, которых призывают внимательно следить за своими детьми, легко подающихся вербовочной пропаганде.

Со своей стороны представители правоохранительных органов, так же проводят серьезные профилактические мероприятия, разъясняя гражданам об опасностях, которые таятся во взаимоотношениях их самих и, особенно детей, с незнакомыми религиозными деятелями, призывающих молодежь покидать родные дома и уезжать в чужие страны для участия в джихаде.

Оздоровлением ситуации с радикализацией молодежи многие эксперты считают и начавшуюся борьбу с коррупцией, особенно в структурах государственной власти и среди сотрудников правоохранительных органов. Надо помнить, что одним из основных аргументов, которые используют вербовщики, рекрутирующие джихадистов – коррупция, захлестнувшая страну. Идея справедливости, или отсутствие таковой в коррумпированной стране – хорошая почва для успешной обработки, особенно молодых рябят, которые очень остро и болезненно воспринимают несправедливость в отношении к себе или своим родным.

Факт задержания 23 сентября этого года начальника отделения милиции г. Кочкор-ота, Ноокенского района Жусупа Закирова при получении им взятки в размере 50 тыс. сом, сотрудниками спецслужбы Жалалабадской области – хороший пример борьбы против несправедливости, который имеет большое значение в профилактической работе с гражданами области.

Ж.Закиров хорошо известен в своем районе как матерый взяточник, который «крышевал» местных наркодилеров. Да и арестован он был при получении взятки у местной жительницы, попавшейся на сбыте наркотиков. «Оборотень» в погонах пожелал получить 100 тыс. сомов за закрытие уголовного дела, возбужденного в отношении наркоторговки.

Теперь областная прокуратура возбудила уголовное дело против самого начальника милиции за целый букет преступлений, среди которых — вымогательство взятки и злоупотребление должностным положением.

Будем надеяться, что правоохранители продолжат работу по борьбе с проявлениями коррупции в структурах государственной власти и среди сотрудников правоохранительных органов, что в свою очередь позволит наладить позитивный диалог в мусульманском сообществе Кыргызстана. А это, в свою очередь, поможет и свети к нулю поток рекрутов в качестве пушечного мяса для чужих религиозных войн.

Для многих лидеров ТД деятельность секты в Кыргызстане кажется пассивной. В ноябре прошлого года в центральной мечети посёлка Шамалды-сай Жалалабадской области прошла большая встреча последователей идей таблиги. В мечети собралось более 300 местных жителей, сторонников ТД. В работе собрания приняли участие сотрудники отдела «Фетвы» Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК) Сирожддин и Маждум домла. Кроме того в работе собрания принял участие один из видных спонсоров местного ТД, житель поселка Чолдевор из Чуйской области некто Одил. Выступившие на собрании ДУМКовцы подвергли резкой критики пассивную деятельность местных адептов джамаата и призвали их резко активизировать дааваты среди местной уммы.

Маждум домла во время своего байан (наставление) призвал сторонников ТД, имеющих стабильный доход и располагающих свободным временем, проводить дааваты и 12 и 30 и 41 и даже 92 дня. А для того, что бы образованных среди мубаллягов (проповедников) было больше: «…давайте отправлять больше молодежи для учебы в Пакистан и Бангладеш. Там ждут наших сторонников. Финансирование для учебы достаточно. Скажем – спасибо, нашим братьям из турецких благотворительных фондов».

Среди выступивших был еще один лидер кыргызского ТД – Шейх Абдурахман. В своем байан он обвинил местные СМИ в необоснованности осуждении Джамаата, якобы привносящих радикалистскую идеологию в массы. Он пояснил, что главная задача дааватов — призыв неверующих к Исламу, а также наставление грешных или невежественных мусульман на путь Корана и Сунны.

Но, как на самом деле происходит агитация адептов ТД, шейх видимо не знает или скорее не хочет знать. Потому, что свершившейся факт — несколько десятков молодых таблиговцев сегодня это муджахеды группировки ДАИШ в Сирии и Ираке. И завербованы они были именно в Кыргызстане, и именномубаллягами (проповедниками) ТД, и именно ими отправлены в начале в Турцию, а затем и в Сирию.

Приведу пример, подтверждающий вышесказанное. В конце прошлого года из длительной командировки (правильнее сказать двухлетней) из Турции вернулись Мансур Ташбаев, Адыл Кенишев и Нурбек Саитов. На юге Кыргызстана местные таблиговцы знали их как последовательных сторонников ТД. Своим соседям и знакомым молодые ребята объяснили, что работали в Турции и даже показывали сомневающимся документы, подтверждающие их слова.

А сомневались многие не просто так. Дело в том, что М.Ташбаев через некоторое время после своего отбытия в Турцию вызвал к себе свою жену Мавлюда. Так вот, последняя, уже будучи в Турции успела по телефону сказать своим родителям, что они с мужем уезжают в Сирию. Да и после возвращения на родину она рассказала своим родным, что все это время провела не в Турции, а в Сирии.

Родители девушки обратились в правоохранительные органы с жалобой на своего зятя, который обманным путем вывез свою жену в Сирию. Попытки милиции разобраться в ситуации были «предупреждены» представителями богатого благотворительного фонда из Турции, которые забрали молодую семью в Бишкек.

Могут ли родители Мавлюды быть более спокойны за свою дочь, если знают, что чета Ташбаевых сегодня уже находится в России? Вряд ли, ведь их зять сторонник Таблиги Джамаат и какую судьбу он готовит своей семье, вряд ли известно его родным и близким на родине, в Кыргызстане.

Для Таблиги Джамаат Кыргызстан оказался лакомым куском. Единственная страна на постсоветском пространстве в которой миссионеры секты чувствуют себя вольготно и защищено местными законами. Кафила (караваны проповедников) исколесили страну вдоль и поперек. И даже если у ниграна (старшего в караване) нет разрешение на проповеди, то вопрос решается на месте достаточно легко.

Например, Алтынбек Кушаев – нигран кафила из шести мубаллягов (проповедников) прибыл в Ноокенский район Жалалабадской области из Токтогульского района. Разрешение на даават у миссионеров не было, зато были деньги и весточка к человеку, который такую мелкую проблему сможет решить.

Таким человеком явился З.Мамасидиков, по случаю являющийся председателем айильного округа «Достук». Человек деньги взял, даават разрешил и даже пообещал «закрыть» все проблемы с местными правоохранителями, если, конечно, проблемы возникнут. А так, проповедуйте, нам все равно, главное деньги вперед давайте.

Теперь у мубаллягов весь район у ног – 41 дней (чилле) не очень много для даавата, но и не очень мало – если хорошо постараться. И вот, Э.Усенбаев, Н.Алтанбек, Н.Эсаналиев, Н. Тухтаралиев и Т.Суяров проповедники кафила стараются вовсю.

Подворный обход сел Шамалда-сай, Кызыл-туу, Дустук, активная религиозная пропаганда, пояснения в преимуществах жизни по шариату, а не светского государства – основа таблига гостей из соседнего района. Всем сомневающимся в быстрой победе шариата для начала предлагают установить правила теократического государства в своей семье – жены должны строго выходить на улицу в хиджабе, мужчины носить бороду.

Местным мусульманам, живущим, мягко сказать небогато, объясняют: «Будете жить по шариату, поможем отправиться в Турцию. Там для истинно верующих есть хорошая, высокооплачиваемая работа». В доказательство таких возможностей раздают слушателям листочки с телефоном одного важного турка из Бишкека, которого зовут Селимбей и поясняют, что он представляет совсем уж важный и богатый турецкий фонд, который помогает кыргызским мусульман строить жизнь по правилам шариата.

Будем справедливы – местные жители, послушав дарсы и байаны проповедников, пожаловались местным властям и обратились с протестом в правоохранительные органы. Но один из представителей этих самых местных властей, как мы помним – З.Мамасидиков, денежное подношение от таблиговцев отработал полностью. Пресек все разговорчики и пояснил местным жителям и милиции, что кафила выполняет «Правительственную программу по повышению религиозных знаний. Так, что бы — защитить население от влияния международных террористических организаций».

О, как! Красиво звучит, но как далеко от реального положения дел.

Конечно, официальное разрешение на деятельность Таблиги Джамаат, позволяет многим последователям идей крайнего исламизма или фундаментализма одевать на себя личину таблиговца. Кстати, очень удобно – сегодня, ты джихадист, завтра таблиговец, а после завтра опять джихадист или салафит. Что бы не быть голословным расскажу о двух близких родственниках, правильнее сказать об отце и сыне, которые как раз и меняли свою принадлежность от одной секты к другой. В поселке Ладанкара Сузакского района Жалалабадской области Омонхожи Абдисаттаров и его сын Умар недавно признались, что идеи Таблиги им гораздо ближе, чем идеи джидистов. Джихадистами же они считали себя последние годы.

Немного истории. В 2010 году Усмон – имам центральной мечети Сузакского района, нуждался в помощнике для создания худжры (школы) джихадистов у себя дома. Самым близким и удобным помощником в таком специфическом деле для Усмона был его отец. Несколько недель обработки собственного отца идеями салафитов и результат готов – Омонхожи приобщился к идеям джихада и стал твердым сторонником саудистской секты.

Почти два года просуществовала семейная худжра отца и сына Абдисаттаровых, пока в 2012 году семейная пара не была задержана сотрудниками правоохранительных органов за незаконную проповедническую деятельность и распространение идей джихадизма среди местной молодежи.

Однако, после профилактической работы отца и сына отпустили, правда, Усмона лишили права быть имамом в центральной мечети Сузакского района.

Целый год о Абдисаттаровых ничего не было слышно, никакой активности. Но вот, присмотрелись они к сложившейся ситуации и объявили себя последователями ТД. По их мнению разница в идеологии между сектами не существенна. Приобретя легальность «святое семейство» продолжает свою активную вербовочную деятельность. И им есть чем гордиться. Из учеников Абдисаттаровых некоторые уехали на заработки в Турцию, откуда присылают деньги в свои семьи и это, наверное, не совсем плохо.

Только вот родители из распространенных во всемирной паутине видеороликах ДАИШ среди боевиков этой террористической группировки узнали своих сыновей. Тех, молодых ребят, кто учился на дому идеям джихада у Усмона и Омонхожи Абдисаттаровых.

Родители этих ребят отправились в Турцию, пытаясь встретиться со своими детьми, а привезли с собой лишь сына аксакала поселка по имени Акмал. Последний лишился своей руки в длительной командировке на заработках то ли в Турции, то ли в Сирии.

Что же произошло с Акмалом — осталось за кадром. Потому, что за юношу заступились сотрудники могущественного турецкого благотворительного фонда, аккредитованного в Бишкеке. Они то и не рекомендовали сотрудникам правоохранительных органов прояснить картину с вернувшимся из Турции молодым человеком.

Несмотря на то, что в Кыргызстане партия исламского возрождения – Хизб-ут Тахрир официально запрещена и часть наиболее активных членов партии находится в заключении, сказать, что последователи салафитского воззрения на ислам, основанного Набхани Фалистини — находятся в глубоком подполье, будет неправильно.

В некоторых районах тахрировцы чувствуют себя достаточно вольготно. Их проповедническая работа достаточно эффективна и салафитские идеи, внедряемые в сознание местных мусульман, дают ожидаемый от них эффект.

Казалось бы, доброе дело, когда из закоренелого преступника, активного члена организованной преступной группировки Аксыйского района, можно сделать правоверного мусульманина, живущего по законам Корана. Такие изменения действительно произошли с местным бандитом по кличке «Трайлер», имя, которому данное при рождении Нурлан, кстати, по совместительству стороннику сопредседателя партии «Республика-Атажурт», К.Тешаева.

Возможно, что на Нурлана определенное «позитивное» влияние оказал его родной брат – Мирзахол Кучимкулов, которого в 2009 году осудили на 10 лет, за активное участие в деятельности партии Хизб-ут Тахрир.

Так вот, Нурлан Кучимкулов бросил свое бандитское прошлое, присоединился к местной ячейке Хизб-ут Тахрир, изменил свое имя на более благозвучное «Абдуллох».

Некоторое время, потраченное на штудирование основополагающих книг партии, не прошли для него даром. Но в его поступках все же сказался бунтарский характер. Почему? Да потому, что с ноября прошлого года «Абдуллох» воюют в одном из бандформирований ДАИШ в Сирии.

Вообще же в Кыргызстане традиционно сильно женское крыло партии Хизб-утТахрир. Женщины, как показывает практика, очень эффективно и умело работают с членами своих семей и соседями. Особенно опасны активистки, когда с раннего детства внушают идеологию салафизма своим детям, близких родственников или соседей. Будущее молодых ребят, выросших на идеях Набхани, нетрудно предсказать. Для этого достаточно немного познакомиться с периодической литературой партии.

С оперативной точки зрения, женщины менее уязвимы для сотрудников спецслужб – так думают адепты партии, перекладывающие на женские плечи вербовочную работу Хизб-ут Тахрир среди населения Кыргызстана.

Такое высокое доверие реализует в реальные действия, например, Зулхумор Мумын Казы из поселка Кызыл-джар, что в Аксыйском районе.

Раньше активистка партии жила в Сузакском районе Жалалабадской области. Определение – активистка, не просто красивое слова. Зулхумор реально умело и эффективно работает. Постоянные собрания сторонников Хизб-ут Тахрир, правильнее сказать сторонниц, увеличение числа членов партии, сочувствующих – это не полный список успешных дел Зулхумор.

Возвращаясь к параллельной структуре, так же с помощью женщин борющейся за души местных мусульман – Таблиги Джамаат, нельзя не упомянуть некую Айшу, жительницу поселка Шамалда-сай, о котором немного упомянуто в предыдущей части.

Так вот Айша – жена Абдумаджида Насирова одного из активных таблиговцев, так же собирает женщин своего поселка и проводит с ними постоянные дарс о «истинном» исламе.

Правда у Айши периодически случаются конфликты с жителями соседних сёл. Правильнее сказать, с родителями старшеклассниц, которых уговорили посещать проповеди Айши. Две из таких девчушек, наслушавшись дарс от Айши, вначале сбежали в Бишкек, а потом позвонили родителям из Турции и сообщили, что они приняли решение уйти в джихад и уезжают в Сирию.

Здоровым силам в правительстве, спецслужбах и правоохранительных органах Кыргызстана сегодня приходится лишь наблюдать и констатировать возросшую активность сторонников Таблиги Джамаат (ТД) на территории страны, особенно в её южных областях. Либеральная законодательная база в отношении деятельности иностранных религиозных сект, движений и организаций, заигрывание с исламистами и радикалами со стороны властных структур, в конечном итоге привело к тому, что пришлые эмиссары чуждых воззрений на ислам завоевываю души киргизской уммы.

Обеспокоенность ростом религиозных настроений в обществе, чаще всего замешанного на фанатизме, выплескивается во множество киргизских СМИ. Доказательства такого роста и публичная информация о деятельности религиозно-экстремистской секты – возможно помогут здоровым силам Кыргызстана изменить отношение к таблиги и остановить скатывание страны в лоно очередной, на этот раз, религиозной революции.

Возможно, что активисты ТД чувствуют, неоднозначность отношение к своей деятельности в киргизском обществе, поэтому в последнее время стараются увеличить обороты своей агитации и пропаганды и закрепить свои воззрения в умах местных жителей.

Примерами такой активности могут служить южные области Кыргызстана, в которых вновь прибывшие из других регионов страны активисты Джамаата ведут свою пропагандистскую работу. Причев в последнее время дааваты таблиговцы проводят не только в мечетях, но в общественных местах – рынках, базарах, торговых центрах, магазинах, автостоянках, посещают дома местных граждан.

И всё это при полном попустительстве местных властей, имамов официальных мечетей, которые обеспечивают приезжих жильем, питанием и всем необходимым для эффективной пропаганды идей радикального ислама.

Причем, и местные активисты ТД своей активности не снижают, а наоборот —  наращивают.

Особенно активны члены Кадамжайских ячеек таблиги, которые ведут свою «работу» в семьях местных мусульман. В поселке Кайтпас Кадамджайского района всем хорошо известна семья активных таблиговцев – Акаевых, во главе со старшим из всех Акаевых шестидесятипятилетним Абдуллой. Всего же семейных активистов в Акаевых, чьи даават вынуждены слушать жители Каламджайского района – шестеро.

Местная власть и правоохранительные органы закрывают глаза на откровенную пропаганду клана Акаевых, несмотря на то, что в их дааватах слышны призывы не подчинятся светской власти и жить строго по нормам шариата.

Не менее активными в этом районе юга Кыргызстана можно назвать Акрама Сайитова и его супругу Айсули. В своих дааватах, кроме традиционных призывов к жизни по законам шариата и игнорированию светской власти в стране, они так же рассказывают о «зверствах», которые чинят российские военные в Сирии. При этом часть вины за атаки на ДАИШ, которые проводят российские ВКС они возлагают на власти Кыргызстана, обвиняя их в пособничестве русским.

А вот еще одна необычная семейная пара из городка Кызил-кия, того же Кадамджайского района. Он – Шамсиддин Таштанов, активист местной ячейки таблиги; в созданной им школе на дому – худжры обучает молодежь основам сектантского движения. Его супруга Муножат Нуралиева так же на дому «работает» с женщинами, проживающими в соседних махалях. Правда, в отличии от своего супруга она обучает женщин основам запрещенной радикально-экстремисткой организации Хизб-ут тахрир.

Кстати, Акаевы и Сайитовы – ученики известного в Кыргызстане лидера кадамджайской ячейки ТД Мухаммадрасул Абдупаттоева (религиозный псевдоним «Абдурасул»), жителя поселка Галча.

На своих ежемесячных «семинарах» Абдурассул рассказывает активистам движения (таким как Акаевы и Сайитовы), последние установки лидеров ТД из Пакистана, Индии и Бангладеш, с которыми он регулярно встречается в центрах подготовки амиров таблиги.

Активность ТД в этом регионе Кыргызстана проявляется не только лишь в словесной агитации за шариат, но активном противостоянии имам, которые не согласны с чуждыми идеями для киргизской уммы.

Например, выпускник Исламского Университета Бишкека Акрам Саидов был смещен с должности имам-хатиба мечети «Хайдарали», что в поселке Кыргыз-киштак Кадамджайского района за открытые высказывания против деятельности местных ячеек ТД, объясняя прихожанам мечети ошибочность идей таблиги.

Решение о смещение с должности имама-хатиба А.Саидова «протолкнули» односельчане последнего – Акрам Юлдашев, Зиевуддин Абдусаттор уулу(имам мечети «Урикзор») и Шермат Турсунов (экс-имамом мечетиу «Хайдарали»). Они активисты местных ячеек ТД. Для информации. Сын Ш.Турсунова – Ойбек летом прошлого года отправился в Сирию, где с оружием в руках воюет с неверными на стороне ДАИШ. 

Отдельно необходимо упомянуть и об активных финансистах местных ячеек ТД. Среди них особенно выделяется Абдилкасим Давлатов из поселка Кек-тала Кадамджайского района. На строительство местной мечети спонсор таблиговцев выделил более 20 тыс. долл. Может быть это и не удивительно, с учетом того, что имамом новой мечети стал его отец Насир Ажы Давлатов, активный сторонник ТД.

Давлатовы хорошо известны местным правоохранителям, к которым проповедники таблиги обращаются с призывами вести образ жизни по нормам шариата. Дааваты с призывами покинуть свою работу постоянно слышат и военнослужащае Хайдарканского погранотряда.

Постоянную финансовую поддержку своим единомышленникам по ТД оказывает и кыргызстанец — Рузибек Муратов. У него очень тесные связи с единомышленниками в Турции, которые щедро поддерживают своих сторонников в Кадамжайском районе.

Чем больше понимание во властных структурах Кыргызской Республики опасности скатывания страны в лоно радикального исламизма, тем выше понимание необходимости принятия срочных решений по нейтрализации действия чуждых кыргызскому народу проповедников. Такая ситуация не может не вызывать беспокойство у эмиссаров, привнесенных в мусульманскую жизнь страны сект, фактически превративших Кыргызстан в опорную базу для радикалов в Центральной Азии.

Если здоровым силам местного истеблишмента, обеспокоенного ростом числа молодых ребят с киргизскими паспортами, с оружием в руках, строящих ДАИШ, удастся продавить решение на запрет деятельности радикальных  исламистских организаций, то это будет означать крушение планов по имплементированию салафитских воззрений в умму всего региона.

Этого не могут допустить многие и в частности амиры киргизских ячеек Таблиги Джамоат (ТД). Поэтому не удивительно, что со стороны местных таблиговцев слышатся обвинения в адрес спецслужб Кыргызстана, в якобы начале атаки на активистов Движения в стране.

Так , 5 февраля этого года в местечке Майли-сай Джалалабадской области произошло резонансное ДТП. Легковая машина столкнулась с бензовозом. В результате страшной аварии три пассажира, находившиеся в момент столкновения в легковой машине погибли.

Это ДТП вызвало неоднозначную реакцию на юге страны и еще не известно — к каким последствиям оно может привести.

Дело в том, что в машине находились члены местной ячейки ТД, среди которых был двадцатипятилетний Зиедулло Абдулхаиров, житель поселка Учкурган Кадамжайского района. З.Абдулхаиров был не просто рядовым членом ТД, но и сыном имама мечети «Атибе», (которая расположена в поселке Учкурган) Жунайдулло Абдулхаирова, видного активиста киргизского Таблиги Джамоат.

Для справки. Жунайдулло Абдулхаирова подозревался спецслужбами Кыргызстана в причастности к религиозно–экстремистской организации. Именно по этой причине  сотрудники правоохранительных органов Джалалабадской области неоднократно проводили с ним профилактические беседы.

«Жаноза» (похоронные мероприятия) были проведены в мечети «Атибе». На пятничную молитву в мечеть пришли более 3 тыс. прихожан из городка Кызыл-кия и поселка Учкурган Кадамджайского района. Мероприятие было не столько массовым, сколько значимым по составу принявших в нем участие.

В мечете присутствовали не только все наиболее известные активисты местных ячеек ТД, салифитов и Хиз-бут Тахрир, но и руководство айыл Укуматов, правоохранительных органов.

По пути следования к месту захоронения, расположенному в местечке «Хужа махалла» поселка Учкурган участники похоронной процессии перекрыли автодорогу «Учкурган-Кызыл-кия». Сотрудники дорожной милиции безуспешно пытались восстановить какой-либо порядок – в ответ им неслось «Алла́ху акба́р».

Похороны З.Абдулхаиров и его двоюродного брата Аххлидина (состоявшие чуть позже), также трагически погибшего в той злополучной аварии, породили слухи, которые активно поддерживаются членами секты ТД. Суть этих слухов – в смерти молодых людей виноваты сотрудники киргизских спецслужб, которые специально подстроили эту аварию, а ДТП со смертельным исходом будут продолжаться. Цель — постепенное уничтожение всех наиболее активных членов Джамаата.

Эти слухи не только поддерживаются, но и активно распространяются таблиговцами среди мусульман юга Кыргызстана. Более того, мусульманам внушается мысль, что только протестами против светского правительства, актами массового неповиновения можно добиться права всем, кто исповедует ислам жить по законам, предписанным Аллахом.

К сожалению, сегодня в Кыргызстане можно констатировать факт длительного заигрывания властей с исламистами и радикалами всех мастей. Рост социальной напряженности в обществе не способствуют стабильности светской власти. Исламские радикалы во всех бедах киргизского народа винят лишь государственную бюрократию, а в качестве альтернативы предлагают построение теократического государства и жизнь по законам шариата.

Если инстинкт самосохранения киргизского административного аппарата и ответственность за будущее страны в очередной раз отойдут на второй план в борьбе за личное благосостояние, то мы наверняка станем свидетелями еще одного переворота. Но этот переворот произойдет уже под зелеными или черными знаменами, а повтор ДТП, описанного выше, может служить той самой ожидаемой спичкой, которая подожжет фитиль новой киргизской революции.

Клубок конфликтов, связанных с Ближнем Востоком, Сирией и Турцией, казалось бы создал такие проблемы правительству Турции, что им не до других тюркоязычных стран, которые, по мнению лидеров Партии Свободы и Справедливости должны плестись в хвосте политики пока еще несостоявшейся Османской Империи. Ан, нет. В Анкере грезят величием, а Эрдоган представляет себя великим султаном всех тюрков на земле и в Центральной Азии тоже.

Иначе как объяснить непомерную активность граждан Турции в единственной стране региона – Кыргызстане, в которой, будем надеяться – пока, не закрыли лазейки для внедрение в мусульманское общество радикальных идей салафизма. Справедливости ради заметим, что в других странах Центральной Азии, радикализовать общество с помощью, турецкого капитала силами турецких проповедников уже невозможно.

Наверное именно поэтому желание создать себе плацдарм не только пантюркизма, но и панисламизма в этом, достаточно сложном регионе представляется для Анкары важной задачей.

Для решения такой задачи исламистам Турции ничего не жалко, ни денег, ни специально подготовленных религиозных лидеров, готовых бороться за мусульманские души Кыргызской Республики.

В стране достаточно давно действует сеть мечетей и медресе, контролируемых турецкой, религиозно-экстремисткой организации «Сулеймания»(основателем секты является гражданин Турции Сулейман Хилми Туннахан), которая тесно связана с опасным террористическим движением —«Нурджулар».

По общедоступной и многократно подтвержденной информации в медресе«Сулеймания» ведётся преподавание достаточно радикальных трактовок ислама, а в мечетях имамы не стесняясь проповедуют идеи крайнего исламизма.

За координацию деятельности, подконтрольных «Сулеймания» мечетей и медресе (а их 16, причем 11 мужских и 5 женских), с турецкими бизнесменами и имамами отвечает некто Умар Абий. Этот же гражданин Турции отвечает и за офисы секты, которые сегодня абсолютно легально действуют во всех областных центрах Кыргызстана.

Кстати, в медресе, подконтрольных «Сулеймания», обучает около 100 студентов не только теологии, но и светским наукам. Почему? Потому, что завершают свою учебу студенты в Стамбуле, а рекомендуют кураторы выпускникам «Сулеймания» устраиваться на работу в систему государственных органов Кыргызстана. Для этого необходимо знание и светских наук, поэтому этим дисциплинам в «Сулеймания» уделяют большое внимание, но все же радикальным религиозным воззрениям отдается предпочтение.

У кыргызского отделения «Сулеймания» достаточно много спонсоров, турецкие бизнесмены, наводнившие страну, почитают за честь финансировать строительство новых мечетей. Этим безусловно пользуется Умар Абий – его влияние на турецкое бизнес сообщество в этой центрально-азиатской стране достаточно велико. Поэтому недостатка в финансовых средствах для строительства новых мечетей и медресе, лидеры местной секты «Сулеймания» совершенно не испытывают.

Важным аспектом деятельности Умара Абий и его людей является установление более тесных и прочных связей с местными имамами, вовлечение их в орбиту интересов секты «Сулеймания». Для этих целей используются простые и надежные методы.

Например, проведение конкурсов на правильное чтение Корана. Дело благородное и даже богоугодное. Только вот наградой служит не только доброе слово и похвала, а дорогостоящие подарки. А это согласитесь не совсем одно и тоже. И таких примеров можно привести не мало.

Жаль конечно, что местные власти, так неумело проигрывают борьбу за души кыргызской молодежи, которой ой как много сегодня воюют и гибнет за чуждые стране идеалы в Сирии и Ираке.

Всплеск религиозного фанатизма, который невозможно не заметить в сегодняшнем Кыргызстане, кажется испугал и власти этой страны. Принятая под давлением обстоятельств, сложившихся в религиозной жизни страны «Концепция Кыргызской Республики по развитию духовной политики 2014 – 2020 годы», возможно и систематизирует взаимоотношения в духовной сфере. Косвенным доказательством некого успеха реализации указанного документа служит раскол, произошедший в рядах «Таблиги Джамоат» (ТД), вросшей в жизнь Кыргызстана. Причем, заостряя внимание на слове – «жизнь», имеется ввиду не только религиозная составляющая человеческого бытия, но и, что самое опасное – сфера государственного управления.

Эмиссары ТД, начиная свою деятельность в середине 90-х, и не скрывали одну из своих целей – попытка создания из сторонников своего учения прослойки чиновников в государственных органах власти и силовых структурах. С этой задачей идеологи ТД в Кыргызстане справились успешно. Насколько глубоко проникли идеи ТД в бюрократическую систему этой страны, включая силовые структуры, достаточно много написано.

Но вот, что удивительно. Та самая Концепция, о которой упоминалось выше, заставила государственных чиновников всех структур и уровней – последователей «Даъвата» несколько изменить внешние основы поведения ТД в Кыргызстане.

Во-первых, внешний вид сторонников Таблиги должен соответствовать киргизским национальным традициям. Во-вторых, ДУМК запретил «даъват» без своих разрешительных документов, что ударило по бесчисленным эмиссарам Таблиги странствующим по стране без всякого контроля.

В Кыргызском ТД произошел раскол, разделивший Таблиги на две группы – «Сабабчилар» и «Якинчилар» (близкие к Аллаху).

Первая, «Сабабчилар», в большинстве своем представлена чиновниками, которые предпочитают считать себя умеренными сторонниками Таблиги, а вторая, «Якинчилар», защищает агрессивные идеи «даъвата».

Некое закручивание гаек в Кыргызстане, который лидеры ТД в Индии, Пакистане и Шри-Ланки совершенно справедливо считают своей вотчиной, вызвало сильно раздражение и недовольство в столицах этих стран.

Сложившаяся ситуация вокруг ТД в Кыргызстане даже послужила причиной расширенного собрания Таблиги в Индийском  Нью-Дели.  Виновниками раскола в Кыргызском ТД,  были названы сторонники «Сабабчилар», которым настоятельно рекомендовали не вмешиваться в каноны Таблиги, установленные много лет назад и воспринимать деятельность движения как данную Аллахом.

Сторонники «Сабабчилар» в свою очередь все же стараются придерживаться той самой Концепции, стараясь максимально затруднить деятельность непокорных «Якинчилар», запретив обеспечивать последних жильем, транспортом, деньгами.

Более того, представители «Сабабчилар»  используя административный ресурс, стараются выдавить радикальных сторонников ТД из некоторых сел, в которых последователи традиционного «даъвата» ведут агрессивную агитацию идей Таблиги.

Один из самых рьяных последователей «Якинчилар» житель городка Кара-балта Чуйской области, Юнус Охун, видный киргизский таблиговец, объясняет ужесточение по отношению к своим последователям карой Аллаха. Причина — недостаточно последовательное следование предписаниям ТД. В своих проповедях Юнус Охун призывает своих сторонников не следовать предписаниям государственных властей, называет чиновников из «Сабабчилар»   предателями идей и положений Таблиги, которым грозит божье наказание.

Чем закончится противостояние двух групп киргизского ТД, вряд ли так уж и интересно. Кажется, что к наиболее информированным чиновникам в киргизском политическом истеблишменте, приходит понимание тупикового варианта открытой деятельности Таблиги Джамоат в стране вообще.

И чем скорее будут приняты адекватные меры к откровенно вербовочной деятельности «даъватавцев» в этой стране, тем меньше шансов рекрутирования киргизской молодежи в террористические группировки в Афганистане и Сирии. И тем меньше шансов превращения Кыргызстана в плацдарм для радикализации ЦА.

Начиная цикл статей под таким броским названием, автор и не подозревал, что, во-первых, материалы будет пополняться всё новыми и новыми фактами с такой быстротой, во-вторых, ответ на вопрос, вынесенный в заголовок может превратиться в риторический. К сожалению, доказательств, того, что опасность исламизации для всех центральноазиатских государств исходит именно из Кыргызстана, становится всё больше. Более того, просачивающаяся в СМИ информация свидетельствует, о том, что проблема радикализации части мусульманского населения из Кыргызстана исходит не только для стран бывшего СССР, но и для соседнего Китая.

Рост исламизации в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) — большая головная боль центрального правительства, которое очень озабоченно воспринимает влияние радикально настроенных уйгур из ЦА на своих граждан.

Дело в том, что по данным, опубликованным в некоторых турецких СМИ, спецслужбами этой страны были задержаны около100 граждан СУАР Китая, которых готовили к переброске в боевые подразделении ДАИШ в Сирию.

Два факта в этой истории привлекли к себе внимание. Первый — все-таки значительное количество рекрутов, а второй — все они имели паспорта …Кыргызской Республики, естественно, фальшивые.

Такое масштабное задержание рекрутов для ДАИШ турецкими спецслужбами, само по себе кажется необычным. Обычно сотрудники турецкой MİT, хотя и стараются контролировать поток рекрутов в Сирию, но редко его прерывают, когда дело касается пополнением армии ДАИШ боевиками из стран ЦА. В данном случае аресты китайских уйгур с киргизскими паспортами просочились в прессу, скорее всего именно из-за масштабности спецоперации MİT. Факт подделки такого значительного количества паспортов, причем для иностранных граждан, стал полной неожиданностью и для турецких спецслужб и для их коллег из Бишкека.

Возможно, что «разбор полётов» о том, как 100 уйгур с китайскими паспортами въехали в Кыргызстан, а уже из него выехали в Турцию 100 граждан Киргизии и приведет к арестам чиновников разного уровня, но придаст ли силы сторонникам более жесткого курса в борьбе с исламизации внутри страны – большой вопрос.

Сигнал светской власти Киргизии о том, ситуация с не подконтрольностью над местными и иностранными исламскими радикалами, прозвучал достаточно громко. Хватит ли у нынешних руководителей политической воли и желания остановить процесс скатывания страны в средневековье?

А между тем, стало известно, что в Турции сотрудники MİT свою спецоперацию завершили лишь арестами китайских граждан, а сам канал рекрутирования потенциальных боевиков из Киргизии в Сирию, продолжает исправно работать. Такой вывод можно сделать из того, что ключевая фигура в организации переброски джихадистов – Неъматулло Юсупов продолжает оставаться на свободе и, лишь расстроен сорвавшейся выгодной сделкой, не более того. Кстати, упомянутый Н.Юсупов, приходится племянником тому самому опальному экс-имаму мечети «Ас-сарахсия» Рашоду Камалову, осужденному Кара-Суйским районным судом Кыргызии за «Возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды», «Хранение и распространение экстремисткой литературы» и ряда других преступлений. Активность семейного подряда, когда дядя в мечети вербовал рекрутов для ДАИШ, а племянник переправлял их через турецко-сирийскую границу, была приостановлена лишь частично. А жаль.

Возвращаясь в очередной раз «Концепции Кыргызской Республики по развитию духовной политики 2014 – 2020 годы» понимаешь, что вседозволенность или правильнее сказать анархию, царящую в религиозной жизни страны, которые фактические привели к приватизации радикально настроенными исламскими духовниками систему образования киргизской молодежи. Ситуация, когда исламизация общества, даже в традиционно консервативных сельских общинах, вызывает резкий протест граждан, в этой центрально-азиатской стране, сегодня становится нормой.

Удивительный факт – на строительство мечетей местные администрации некоторых районов Баткенской области финансовые средства находят, а на школы и детские садики нет. Причем, на строительство мечетей, финансовые потоки, пополняемые гражданами Саудовской Аравии, Турции, Пакистана и некоторых других мусульманских стран, не иссякают.

Частные предприниматели и просто состоятельные жители этих районов также вынуждены под давлением чиновников выделять часть своих доходов для строительства всё новых и новых мечетей.

В поселках Кыргыз-Киштак и Кайтпас, уже упомянутой Баткенской области возводятся новые мечети, которые будут вмещать по 200 прихожан каждая. Активным помощником иностранных инвесторов в местные мечети называют губернатора области — Жениша Раззакова, который используя свой административный ресурс, оказывает давление на местных бизнесменов, заставляя их присоединять свои денежные средства к иностранным капиталам, выделенных на строительство мечетей. Деньги на строительство мечетей также «выбивают» и из простых, малоимущих граждан.

Абсурдность ситуации, когда денег на строительство мечетей — море, а детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ и капли не наберется, вызвала резкий протест у жителей Кыргыз-Киштак и Кайтпас. Инициативная группа селян в количестве 40 человек предъявила своё возмущение местной администрации, которая идет на поводу у областного начальника и ничего не делает для решения проблемы обучения детей, потому как школы в поселках так и не построены. Зато спонсоры строительства мечетей в этих поселках из Саудовской Аравии с воодушевлением контролируют возведение храмов, требуя пополнения кассы денежными средствами местных жителей, которые и так живут достаточно скромно.

Для тех, кто давно не был в Кыргызстане и вздумал бы проехать по Ошской или Баткенской области, с удивлением обнаружил бы бесконтрольно возведенные мечетей, которые при всем желании местные имамы заполнить прихожанами не могут, даже в праздничные дни. Мечетей слишком уж много. А вот со школами и детскими садиками проблемы тянутся с еще далеких советских времен.

При этом создается впечатление, что инвесторы в религиозную жизнь Кыргызстана удовлетворены результатами своей деятельности. Школ нет, дети должны где-то учится, вот родители и отправляют их в жалкие подобия медресе при местных мечетях, в которых малограмотные имамы не могут дать детям даже элементарных знаний.

Кому нужна страна, где сельская молодежь многих сельских районов фактически лишенная возможности получить основы грамоты? Вопрос скорее риторический и ответ на него достаточно простой.

Но почему центральная власть не обращает внимание на жизнь сельской молодежи, её образование — совершенно непонятно. Зато вряд ли стоит удивляться тому, что в Кыргызстане всегда есть запал (необразованная, нищая молодежь), к которому можно в любой момент подвести фитиль и очередной раз взорвать всю страну, погрузив её в пучину революционно-религиозных войн.

Одним из серьезных факторов, мешающих государственным структурам власти Кыргызстана бороться с всё возрастающим радикализмом населения, навязанным извне, остается коррупция в силовых структурах. Для некоторых сотрудников силовых структур Кыргызстана получение взяток – норма. Взятки берут деньгами, дорогими подарками, всем, что представляет собой некоторую ценность. Некоторые сотрудники спецслужб Кыргызстана берут взятки бензином.

Дармовой бензин не так уж плохо. Но вот если этот бензин заливает в баки служебных и частных автомобилей Кызыл-киинского Управления государственного комитета национальной безопасности Баткенской области некий Илёс Марипов, чей родной брат – Алишер участвовал в боевых действиях в Сирии, наводит на некоторые размышления.

Алишер Марипов хорошо известен спецслужбистам Баткенской области. Год назад он, будучи активным «нурчистом», попал под влияние турецких салафитов и уехал воевать в Сирию на стороне ДАИШ. Через полгода, в октябре 2015 он вернулся в Турцию, где ему выправили документ, о том, что с мая по октябрь он все же находился в Турции. Уже находясь дома, в родном городке Кызыл-кия А.Марипов с гордостью показывал сотрудникам внутренних дел доказательства своего постоянного присутствия в Турции.

Давление на правоохранителей оказали и представители одного из влиятельных турецких благотворительных фондов (поговаривают, близкого к руководству Кыргызстана) в РОВД Кызыл-кия. Что оставалось делать оперативникам и следователям Баткенской области? Правильно – им оставалось лишь ретироваться. Но уйти просто так, зная, что отец двух братьев Тохиржон Марипов серьезный бизнесмен, известный в местной строительной индустрии, как владелец предприятия по производству металлоконструкции, было негоже.

Учитывая факт того, что Илес Марипов — владелец автозаправочной станции в Кызыл-кия правоохранители и решили, что раз посадить Алишера не могут, то хотя бы бензинов бесплатно будут заправлять служебный, а заодно и личный транспорт. Такое вот специфическое наказание Мариповых, за недоказанное участие одного из членов семьи, в боевых действиях на стороне ДАИШ в Сирии.

Виктор Михайлов

http://antiterrortoday.com/eksklyuziv/9474-sluchitsya-li-prevrashchenie-kirgizii-v-platsdarm-dlya-radikalizatsii-tsa-ch-1