Домой Мир Терроризма. База данных Лица Террора ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА, РАДИКАЛИЗАЦИИ И ТЕРРОРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ. РОЛЬ ЖЕНЩИН В ЭКСТРЕМИЗМЕ...

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА, РАДИКАЛИЗАЦИИ И ТЕРРОРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ. РОЛЬ ЖЕНЩИН В ЭКСТРЕМИЗМЕ И ТЕРРОРИЗМЕ

Информация о религиозно экстремистских организациях (РЭО), привнесших свою деструктивную идеологию насильственного экстремизма и терроризма в жизнь современного Узбекистана, обязательна для понимания правильных механизмов противодействия распространения этим идеям.  

Еще в начале XX века определенные центры стали использовать исламизм, как эффективную, политтехнологическая систему. При этом идеологи таких центров имплементировали его в самые разные социальные, экономические и даже этнические ниши, используя при этом самые разнообразные посылы, иногда и противоречащие друг другу. В таком случае, исламизм очень умело использует естественное желание человека жить в социально справедливом обществе, которое может быть построено лишь в соответствии с законами, установленными самим Аллахом.

Исламские фундаменталисты определенным образом разъясняют и используют нормы шариата, который якобы призван сгладить социальные противоречия в современном обществе, при этом объявляют своей главной целью – равные возможности всем мусульманам.

Стремление к политическому влиянию на жизнь мусульманского общества, не обошло стороной и Узбекистан. В этой части СССР еще с начала перестройки наступил этап:

  • с одной стороны – идеологического вакуума в обществе, которое старались строить на коммунистических догмах;
  • с другой стороны – серьезных экономических проблем в жизни простых граждан.

Еще до того момента, когда в конце 80-х, начале 90-х в Узбекистане, появились первые миссионеры с Ближнего Востока, пропагандирующие идеологию «чистого ислама» (как единственно верную форму решения социально-экономических проблем), в регион хлынул поток исламистской литературы салафитского толка.

Молодежь, к началу 90-х годов, была благогатной почвой для исламских проповедников, различных исламских сект, приехавших в Узбекистан из Саудовской Аравии, Египта, Пакистана.

На фоне крушения СССР, ослабления институтов государственной власти, всплекса интереса к Исламу произошла политизация мусульман Узбекистана, в первую очередь Ферганской долины.

Подпольные религиозные школы, самопровозглашенные «имамы», призывающие к смене безбожной власти на исламскую форму правления, жизнь по законам шариата, споособствовали росту духу крайней нетерпимости и враждебности ко всем прочим религиям. Неудивительно, что именно в этом регионе появились первые в стране исламские политические и военизированные организации, программы которых включали создание на территории Центральной Азии Исламского Государства Туркестан[1].

Так, в 1991 году в Наманганской области появилась добровольная инициативная группа под названием «Адолат уюшмаси» («Общество справедливости») (далее «Адолат»)[2].

В уставе Адолат было зафиксировано, что инициативная группа принимает форму общественного движения, которое ставит перед собой цель – охранять общественный порядок, вести беспощадную борьбу против негативных явлений в обществе: посягательств на имущество честных тружеников; взяточничества; местничества; наркомании; проституции и т.д.

Примерно в это же время руководство «Адолат» инициировало создание в Наманганской области более радикальной структуры «Ислом лашкарлари» («Воины ислама»). Лидером новоявленной структуры назначали Тахира Юлдашева (Тохира Юлдаша). «Адолат» фактически сформировало полувоенную организацию с многочисленными боевыми ячейками. Руководство каждой такой группы, состоящей из 25-30 человек, осуществлял эмир и его заместитель. Лишь в одном Намангане было сформировано 24 такие группы.

Практически одновременно в Намангане и других населенных пунктах Ферганской долины были созданы аналогичные «Ислом лашкарлари» исламистские группировки: «Товба» («Покаяние») во главе с Тохиром Юлдашевым и Джумабоем Ходжиевым (Джумой Намангани), насчитывающая около 300 активных членов; «Ислом уйгониш хизби» — во главе с Т.Мамаджановым, Ш.Мадалиевым; «Ислом Маркази» — во главе с З.Махмудовым.

Большинство лидеров этих группировок были амбициозными людьми, фактически – авантюристами, старавшимися заработать политический капитал на волне исламизации общества. Их политические воззрения и желания, не в последнюю очередь, были замешаны на личных интересах, хотя декларировали они возврат к религиозным, национальным и культурным истокам.

В реальности позиция новоявленных радикальных религиозных групп и организаций отличалась резкой конфликтностью, радикализмом и абсолютной бескомпромиссность. Амиры организаций требовали создания исламского государства, введения шариата в качестве основы законодательства. Члены организаций предпринимали активные попытки создания властных структур, альтернативных государственным учреждениям.

Пиком активности движения группировки Тохир Юлдаша стал 10-тысячный несанкционированный митинг 19 декабря 1991 года в Намангане, участники которого захватили здание бывшего обкома партии и потребовали объявить Узбекистан исламской республикой, а Ислам – государственной религией. А это были уже политические лозунги, которые явно указывали на системное руководство деятельностью этого движения со стороны лидеров исламистских структур с целью захвата власти радикалами на определенной части территории Узбекистана, в частности, в Ферганской долине. Планировалось даже переименовать город Наманган в «Исламабад».

В 1992 году непримиримая позиция правительства страны по отношению к радикально настроенным исламистам, выдавила последних в соседний Таджикистан, охваченный гражданской войной. В Таджикистане лидерам узбекских фундаменталистов — Тахиру Юлдашу и Джуме Намангани, удалось сформировать Исламское Движение Узбекистана (ИДУ), превратившееся через некоторое время в мощную террористическую организацию. Перебазирование боевых отрядов ИДУ в Зону племен на пакистанско-афганской границе (после окончания гражданской войны в Таджикистане), под крыло Мулло Омара (лидера Движения Талибан) и Усамы-бен Ладана (лидера Аль-Каиды) укрепило Движение в финансовом и в военном плане[3].

В конце концов, из чисто узбекского ИДУ превратилось (в 2003 году) в интернациональное — новые боевики из Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана, с Северного Кавказа и даже из Турции еще более усилили мощь бандформирования. Смена названия на Исламское Движение Туркестана (ИДТ) предопределила и смену приоритетов, теперь главная цель, поставленная спонсорами из Афганистана — свержение светских режимов в ЦА и установление на этой территории теократического исламского государства. Для Тахира и Джумы цель казалось вполне достижимой, несмотря на провал боевой вылазки в 1999 году в кыргызском городе Баткене. Еще бы — под ружье ИДТ в то время было поставлено более 4 тысяч хорошо обученных бандитов и террористов, опытных полевых командиров, прошедших боевую школу в Чечне и Таджикистане.

После 11 сентября США совместно с партнерами по НАТО начали крупномасштабную операцию в Афганистане: «Несокрушимая свобода», целью которой было уничтожение не только всех военных образований Движения Талибан и Аль-Каеды, но и многочисленных террористических организаций, которые им подчинялись.  До конца 2001 года международной коалиции удалось фактически разрушить основную военную инфраструктуру всех террористических организаций в это стране.

В октябре 2001 года в провинции Кундуз прямым попаданием с беспилотника был уничтожен главнокомандующий сил сопротивления Движения Талибан и Аль-Каеды, военный лидер ИДУ, Джума Намангани.

Однако, успехи коалиции не привели к окончательному крушению Движения Талибан, Аль-Каеды, ИДУ, других террористических организаций, которым несмотря на серьезные потери в живой силе удалось перебазироваться, в так называемую «зону племен», в горные районы Вазиристана, которые лидеры террористических организаций старались превратить в начальную точку процесс реанимации и реформирования всей системы джихадистской деятельности.

Именно на этом этапе началась новая страница в истории трансформаций ИДУ. Возникшие внешние и внутренние факторы, положили начало центробежным тенденциям, результатом которых стал выход боевиков ИДУ из подчинения Т.Юлдашева и попадание их под прямой патронаж Аль-Каиды[4].

В 2003 году из ИДТ выделилась еще одна террористическая организация с наиболее боеспособными полевыми командирами, возглавляемая Нажмитдином Джалоловым. МТО получила название Союз исламского джихада (СИД[5]). Организация также, как ИДУ финансировалась Аль-Каидой, по прямому распоряжению Усама бен Ладана. Целью СИД было не только проведение боевых операций на территории Афганистана против вооруженных сил официального Кабула, коалиционных вооруженных сил, но и специальных операций на территории Узбекистана.

Серьезные потери в живой силе заставили лидеров ИДТ и СИД реанимировать подпольную и вербовочную деятельность, отработать маршруты переброски молодых людей, желающих присоединиться к джихадистам в Афганистан в лагеря подготовки боевиков.

Так в Узбекистане и России начали действовать первые вербовочные джамааты террористических организаций, в которых большинство полевых командиров, выходцы из Узбекистана. Лидеры этих организаций, принявшие в ряды боевиков из разных государств: России, Турции, Кыргызстана, Таджикистана, стран Ближнего Востока, теперь называют Международные террористические организации.

К 2004 вербовочные джамааты постепенно начали набирать обороты и из России, и из Узбекистана первые рекруты через Азербайджан, Иран и Пакистан начали прибывать в лагеря подготовки ИДТ и СИД[6].

Но и в Узбекистане, к этому времени правоохранительные органы приобрели достаточный опыт не только по противодействию экстремизму и терроризму, но в широко масштабной профилактической работе с привлечением различных государственных структур и институтов гражданского общества. В СМИ была развернута работа по правовой грамотности, на телевидение имамы объясняли деструктивную деятельность запрещенных РЭО – «Хизб ут Тахрир», «Акромийлар», «Таблиги Джамаат», «Нурчилар», «Салафия» и других.

К началу 2000 года в Узбекистане уже была заложена достаточно эффективная законодательная база в области предупреждения экстремизма и терроризма и борьбы с ними, определяющая понятийный аппарат и компетенцию государственных органов в этом направлении, включая базовые принципы обеспечения защиты прав и свобод граждан.

Чуть позже, кроме соответствующей законодательной базы, включающей национальное уголовное право, Узбекистан ратифицировал ряд международных конвенций ООН, подписал двусторонние и многосторонние соглашения в сфере противодействия экстремизма и терроризма.

Республика Узбекистан постепенно становится активным участником всех основополагающих международных универсальных актов по борьбе с экстремизмом и терроризмом, а также таких авторитетных организаций, как:

  • Контртеррористический комитет Совета безопасности ООН;
  • Антитеррористическое подразделение Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе;
  • Антитеррористический центр Содружества независимых государств;
  • Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС).

К середине 2000 годов в Узбекистане были практически ликвидированы все ячейки РЭО, лидеры и наиболее активные члены организаций осуждены.

Вместе с тем некоторые ячейки ушли в подполье, продолжая вербовочную деятельность. Причем многие теологи, эксперты считают идеи международная религиозно-экстремистская организация «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»[7] наиболее опасными. Еще одной причиной для беспокойства активности ХбТ является активной вовлечение в члены партии женщин.

Как указывается в «учредительных документах» и агитационной литературе «ХбТ», стратегической целью организации является создание единого всемирного
халифата, у которого должна быть не федеральная, а унитарная структура. В программных документах запрещённой партии халифат
трактуется как исламская система правления: «Исламское государство» –
страна, где ислам всесторонне (сознательно) применяется и которое несет
призыв к вере во внешний мир. Вся власть в таком государстве должна
принадлежать религиозным деятелям ислама и подчиняться законам
шариата.

В Республике Узбекистан организация «ХбТ» решением суда признана экстремистской и её деятельность запрещена. К настоящему времени «ХбТ» пытается вести развернутую активную пропагандистскую и организационную деятельность в разных странах.

Вот, что пишет Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф в своей книге «Религия –насиха»[8] о Хизб ут-Тахрир аль-Ислами: «Хизбут тахрир ал-ислами» является политической партией, которая, опираясь на мысль как на главное оружие, призывает к восстановлению исламского халифата. Отсюда происходят шариатские «иджтихады» этой организации, которые подверглись критике всех мусульманских ученых.

Если большинство последователей хизба («ХбТ» ) в первый раз слышат о некоторых программных книгах «Хизбут тахрир» из этого списка. Ибо члены хизба сначала привлекаются самыми простыми и заманчивыми книгами. Такие фразы, как «Нынче жизнь тяжела, а мусульмане в безвыходном положении от того, что нет халифа. Если установим халифат, жизнь сильно изменится. Это — джихад. Самое богоугодное дело…», действуют как магнит на вербуемых, состоящих в основном из молодежи.

 Таким образом они располагают людей к своим идеям, и только потом предлагают им поклясться. И в то же время они подчеркивают, что после клятвенной присяги назад пути нет. Те, кто дал клятву, считаются настоящими членами хизба. Они объединяются в ячейки (халка), состоящие из пяти человек. Для каждой из них назначается учитель (мушриф). Вначале ученики (дарисы) изучают книгу «Устав Ислама», в которой обобщены аналитические взгляды хизба. Ежемесячный журнал «Ал-Ваъй» («Разум») также напичкан политическими идеями. Они выдвигают идею о том, что религия — это прежде всего политика.

 Извращенные идеи «Хизбут тахрир», категорически противоречащие идеям мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа и большинства мусульман, мелкими порциями, среди сотен привлекательных мыслей, в завуалированном виде, постепенно внедряются в сознание учеников с помощью красивых, привлекательных, высокопарных высказываний».

 Идеология ХбТ не только допускает участие женщин в своей деятельности, но и рассматривает их, как наиболее эффективных, фанатичных, активных пропагандистов и вербовщиков партии. Именно поэтому привлечение женщин в члены партии всячески приветствуется амирами организации.

«Женское крыло» ХбТ было создано в Ташкенте в 2003 году[9]. Тогда были сформированы две разветвленные группировки, действовавшие в Ташкентской области и Ташкенте с условными названиями «Назарбек-1» и «Назарбек-2». После ареста регионального лидера незаконной религиозной организации Наргизы Миртолибовой, её деятельность была ослаблена. В ходе судебного расследования установлено, что причастные к деятельности организации того периода Салима Закирова и Феруза Рустамова инициировали возрождение деятельности ХбТ с января 2008 года.

Они продолжали разыскивать прежних членов организации и привлекать новых, создавать систему небольших групп, в которой члены одной не знали о существовании другой. Ими был организован сбор средств в специальный фонд (таборот).

Представители «женского крыла» занимались распространением литературы экстремистского содержания. В частности, журнала «Ал-Ваъй», в котором содержатся призывы к антиконституционному изменению государственного строя, устранению законно избранного правительства, руководителей органов местной власти на местах, разрушению единого Узбекистана.

Источниками для пополнения женского крыла партии в первую очередь служат родственные связи членов ХбТ – жены, матери, сестры, тети, а также родственные связи женщин-осужденных членов партии за экстремистскую деятельность, для которых характерна обида на власть. Кроме этого, вербовка женщин в ряды организации ведется и многочисленными нелегальными религиозными преподавателями-женщинами [10].

По некоторым данным[11], число женщин членов партии ХбТ превышает 10%. Опасность участия женщин в деятельности ХбТ заключает в жесткой и безапелляционной пропаганде идей халифата, жизни по законам шариата, неприятия светской власти и светского образования.

Активисток партии ХбТ задерживают во всех странах ЦА постоянно. Например, в Ташкенте и Ташкентской области в сентябре 2021 года были задержаны 29 участниц ХбТ[12], а в январе 2022 года еще 12[13].

Еще боле опасным являются участие активисток ХбТ в воспитании детей. Таких активисток называют «биби-ханым». В импровизированных детских садах на дому, в маленьких группах по 8-10 детей активистки воспитывают их в соответствии с принципами извращенных идей, противоречащих ханафитскому мазхабу.

Женское крыло организации имеет схожую с мужской структуру управления. В ее деятельности прослеживаются несколько принципов:

  • пополнение женских структур должно осуществляться только по рекомендации накибы — женщины-руководителя или ее помощницы;
  • ячейки должны состоять только из женщин. Мужчина может проводить занятия в женской ячейке только в том случае, если он приходится членам ячейки близким родственником;
  • женщина не может занимать ответственную руководящую должность в структуре организации;
  • женщина не должна быть занята на работе, требующей ежедневных усилий в связи с их физиологическими особенностями;
  • женская часть организации не имеет права участвовать в принятии важных решений, в собраниях руководства организации, состоящего из мужчин.

Но женщины активны не только в деятельности религиозно-экстремистских организациях, но их роль значительна и в жизни международных террористических организациях.

Роль женщин в различных МТО в Афганистане и Сирии, в которых в основном воюют выходцы из Узбекистана, условно можно разделить на несколько направлений.

При этом, необходимо констатировать тот факт, что большинство женщин, оказавшихся в зонах боевых действий, уехали в Афганистан или Сирию сопровождая своих мужей.

  1. Интервью с женщинами, которые вернули из зон боевых конфликтов, следует, что уехали они в Афганистан или Сирию, лишь выполняли свой долг добропорядочной мусульманской жены.

Однако это не всегда так. Достаточно часто случаются и иные мотивы, по которым молодые женщины оказываются в МТО. Это мотивы принудительного характера: шантаж, прямое принуждение мужа, манипуляции желанием отомстить за потерю близкого человека.

  1. Гораздо реже женщины принимают самостоятельное решение присоединиться к МТО. Такие решения чаще всего связаны с особенностями психоэмоциональноиго состояния женщины, желания заработать, развитыме чувством феминизма, а также стремлением к самоутверждению.

В МТО, в которых идеология «джихадизма» близка к Аль-Каеде, за женщиной закреплены стандартные обязанности – быть женой и матерью. Причем, женщина должна не только поддерживать уют в доме, но и быть опорой своему мужу, который находится на пути «джихада», постоянно поддерживать его боевой дух.

Не менее важная обязанность для жены боевика —  воспитание детей в духе джихадизма, борьбы с неверными. Обычно женам боевиков объясняют, что их дети должны знать лишь арабский язык, чтобы постоянно учить Коран и элементы арифметики. Все остальные знания должны концентрироваться на использовании стрелкового оружия, умении собирать самодельные взрывные устройства и некоторых других примитивных военных знаниях. Именно жена боевика, мать должна внушать детям, что их долг перед Всевышним – «джихад» и желание стать «шахидами».

  1. Еще одной важной задачей, которая ставится перед женщинами, вовлеченными в деятельность террористических организаций – распространение идей экстремизма, призывы присоединиться к МТО в Афганистан или Сирию. Роль женщин в вербовочной деятельности считается эффективной. Сегодня в узбекоязычном пространстве распространяется множество видеороликов, в которых женщины призывают мужчин присоединиться к истинным мусульманам, которые совершили «хиджру» и воют с неверными, защищая мусульман в странах, в которых идет «джихад».

Необходимо констатировать, что женщины достаточно убедительны в таких деструктивных посылах, в особенности, когда они обращаются к мужчинам с призывами быть настоящими мусульманами и не прятаться за спины родителей или девушек/жен.

  1. Меньшая часть женщин, которая оказалась в МТО в Афганистане и Сирии – это последователи движения секс-джихада. Такое явление гораздо более распространено в отрядах, которые подчиняются полевым командирам, принесшим клятву лидерам ИГИЛ.

Пропаганда Аль-Каеды менее активна в секс-джихаде, чем PR-менеджеров ИГИЛ, однако призывы выехать в зоны боевых конфликтов незамужним девушкам, все же случаются.

Понятие “секс-джихад”[14], или, как иначе его называют, джихад аль-никах, ввели европейские журналисты. Поводом к тому послужило выступление шейха Мухаммеда аль-Арифи. Известный сторонник радикального исламского течения издал указ (фетву), призывающий суннитских мусульманок добровольно отправляться в Сирию и удовлетворять потребности повстанцев, борющихся против режима Башара Асада.

Аль-Арифи привел в качестве примера аят 24 суры 4 Корана, в котором не исключается заключение между мусульманами временного брака. Этот брак может длиться один день, а может и 99 лет. После публикации данной фетвы многие молодые девушки отправились добровольно в Сирию для оказания секс-услуг боевикам МТО. Если убивали мужа на войне, то женщина могла заключить брак с другим мужчиной. Убивали второго, могла тут же выйти замуж за третьего, и так до бесконечности. По сути дела, это узаконенная проституция. Число таких мужей у секс-волонтерши могло доходить до 100 человек. Большинство ученых суннитского направления (умеренный ислам) осудили эту фетву, назвав это грубейшим нарушением шариата.

  1. Непосредственное участие в боевых операциях женщин в МТО, которые тяготеют к идеологии Аль-Каеды крайне редки. В отличие от ИГИЛ. Однако факты использования фактора женщин в МТО, связанных с Аль-Каедой все же известны. Например, инструкторы минно-взрывного дела в рекомендациях советуют использовать женщин, а ещё лучше девочек — для закладки взрывных устройств на различных объектах потому, что они меньше вызывают подозрение у окружающих.

Женщины, проповедующие запрещенные формы ислама в мусульманском мире явление относительно новое[15]. Если 15 лет назад женщины были подвержены деструктивным религиозным воззрениям скорее в отместку за своих погибших братьев или мужей, то некоторое время назад появился новый тренд – женщины создают собственные террористические группировки.

В 2014 году, спустя несколько месяцев после того, как террористическая группировка ИГИЛ захватила сирийский город Ракка, она создала особую женскую бригаду «Аль-Ханса». Бригада, получившая свое название в честь знаменитой древнеарабской поэтессы, взяла на себя различные функции – в числе прочего, она патрулировала улицы города и следила за тем, чтобы женщины соблюдали нормы шариата, решала проблемы связей с общественностью.

Как свидетельствуют результаты последних исследований, женщины составляют около 10% от общего числа боевиков ИГИЛ. Более того, женщины становятся активными сочувствующими идеологии этой МТО, участвуя в ее пропаганде, не только в реальном пространстве, но и через социальные сети. Анализ 40 тысяч аккаунтов в социальных сетях, поддерживающих действия ИГИЛ, выявил, что 16 тысяч из них принадлежат женщинам. Таким образом, женщины в террористических и экстремистских организациях в настоящее время занимают более значимую позицию, чем считалось ранее.

  1. Непосредственное участие в террористических атаках женщин «шахидок». Это явление тщательно исследовано, определены причины, по которым женщины становятся смертницами- «шахидками». По мнению некоторых исследователей,[16] независимо от особенностей мотивации женщин-террористок, смертницы – это люди, которым уже нечего терять в этой жизни и ничто для них не является ценным.

К сожалению, это страшное явление, когда девушки добровольно становятся смертницами, не обошло и Узбекистан. Весной 2004 страну потрясла серия терактов, в которых приняли участие молодые девушки.

Хронология событий тех страшных дней важна, для понимания того ужаса, с которым столкнулись граждане нашей страны. Важна и потому, что радикализации молодежи, в том числе и женщин нельзя допускать.

Тогда всё началось 28 марта 2004 года в 22:00 по местному времени в одном из частных домов кишлака «Кахрамон» Ромитанского района Бухарской области, в котором произошел взрыв. В результате погибли 10 человек – члены семьи и другие граждане, в том числе малолетний ребенок. Сам хозяин дома и 3 члена его семьи получили ранения.

При осмотре места происшествия в этом доме обнаружены и изъяты 50 пластмассовых пол-литровых емкостей, начиненных самодельной взрывчатой смесью алюминиевого порошка и селитры. Кроме того, было найдено 920 кг алюминиевого порошка, инструкции по изготовлению взрывных устройств, автомат «Калашникова», два пистолета с большим количеством боеприпасов к ним, литература «Хизб ут-тахрир». Кроме того, изъяты различные средства радиосвязи и комплектующие к ним.

Позже стало известно, что лидеры СИД готовили в Узбекистане военный захват власти. Боевики должны были начать военные действия, после многих десятков террористических атак по всей стране. План сорвали взрывники, которым удалось изготовить лишь маленькую часть самодельных взрывных устройств (СВУ) и передать своим сторонникам. По каким-то причинам, они сами подорвались на собственных СВУ. Сотрудники силовых структур по всему Узбекистану были приведены в состояние боевой готовности. Лидеры СИД приняли решение начать использовать шахидов, среди которых были девушки-смертницы. 

 

28 марта 2004 года в 22:30 по местному времени в Хамзинском районе Ташкента сотрудники ДПС остановили «Жигули». Находившиеся в машине два пассажира оказали сопротивление и, бросив две хозяйственные сумки, попытались скрыться с места события. Один из них был задержан, а в сумках было обнаружено 10 СВУ.

29 марта в 01:40 по местному времени возле текстильного комбината «Тоштукимачи» Яккасарайского района Ташкента группа неизвестных с применением огнестрельного оружия напала на двух сотрудников милиции. Один из них в результате полученных ранений скончался, другой в тяжелом состоянии был госпитализирован в больницу. Преступники завладели табельным оружием одного из милиционеров и скрылись с места происшествия.

29 марта в 5:00 по местному времени на милицейском посту «Гульсанам» на территории Мирзо-Улугбекского района Ташкента неизвестные лица из огнестрельного оружия совершили убийство 2 сотрудников милиции и завладели их табельным оружием.

29 марта в 8:00 по местному времени на КПП, который расположен на дороге из Кибрая в Ташкент, появилась машина Daewoo Tico. Милиционеры пытались ее остановить, но машина миновала пост. Вскоре, однако, она остановилась и из нее вышла женщина, после чего Daewoo взорвалась. Женщина, которая в результате взрыва получила ранения, попыталась добежать до остановки и сесть в рейсовый автобус, но не успела. Тогда женщина взорвала бывший при ней пояс шахида. При этом пострадали несколько милиционеров.

Сразу же после этого по блокпосту был открыт ураганный огонь из автоматического оружия. Милиция открыла ответный огонь и боевики, отстреливаясь, стали отступать в сторону микрорайона. При этом они разбились на несколько мелких групп. После боя правительство сообщило о 20 погибших боевиках, в числе которых были женщины.

29 марта в 8:00 по местному времени у входа в магазин «Детский мир», расположенный на территории рынка «Чорсу» в Ташкенте, подорвала себя террористка-смертница. В результате теракта 21 человек получил ранения, среди них – 11 сотрудников милиции. Сама террористка, два работника милиции и один малолетний ребенок скончались на месте взрыва.

29 марта в 8:30 по местному времени на автобусной остановке рядом с рынком «Чорсу» подорвала себя вторая женщина-шахидка. Работник милиции, попытавшийся предотвратить теракт, от полученных ранений скончался в больнице.

30 марта в 7:20 по местному времени в ширкатном хозяйстве «Умид» Кибрайского района Ташкентской области в махалле «Бойжигит» была обнаружена группа вооруженных боевиков. Во время задержания 20 террористов подорвали себя, используя СВУ.

Таким образом, печальный опыт использование молодых девушек и женщин, участвовавших в террористических атаках, как смертницы, подорвавшие не только себя, но и окружающих людей, включая ребенка, изменил принципы проведения профилактических мероприятий, фокусируя их в том числе и на женщин.

Виктор МИХАЙЛОВ. Директор Центра изучения региональных угроз

[1] Шариат в движении. Они боролись с узбекскими властями и спецназом США. Их цель — исламское государство.
https://lenta.ru/articles/2019/01/26/na_dvizheniakh/

[2] Ожидает ли регион Центральной Азии исламистский кошмар?

Ожидает ли регион Центральной Азии исламистский кошмар?

 

[3] «Исламское движение Узбекистана»: джихад как идеология «Изгоев»

https://cyberleninka.ru/article/n/islamskoe-dvizhenie-uzbekistana-dzhihad-kak-ideologiya-izgoev

[4] ИСЛАМСКОЕ ДВИЖЕНИЕ УЗБЕКИСТАНА. ИСТОРИЯ ТРАНСФОРМАЦИЙ. (ЧАСТИ I, II). https://ia-centr.ru/experts/iats-mgu/islamskoe-dvizhenie-uzbekistana-istoriya-transformatsiy-chasti-i-ii-/

[5]Что такое «Союз исламского джихада»

https://www.fergananews.com/articles/6311

[6] Как вербуют экстремистов. https://crss.uz/2014/09/18/kak-verbuyut-ekstremistov/

[7] Международная религиозно-экстремистская организация «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами»

Международная религиозно-экстремистская организация «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами»

[8] Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф: «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» — Корни идей и убеждений https://crss.uz/2021/12/20/shajx-mu%d2%b3ammad-sodi%d2%9b-mu%d2%b3ammad-yusuf-xizb-ut-taxrir-al-islami-korni-idej-i-ubezhdenij/

[9] 12 активисток женского крыла «Хизб ут-Тахрир» приговорены к различным срокам лишения свободы https://crss.uz/2009/06/17/12-aktivistok-zhenskogo-kryla-xizb-ut-taxrir-prigovoreny-k-razlichnym-srokam-lisheniya-svobody/

[10] Интервью А.П. Новикова информационному агентству ИТАР ТАСС https://www.cisatc.org/132/164/1240/8575

[11] Ряды “Хизб ут-Тахрир” пополняются женщинами.

https://zonakz.net/2002/09/09/ряды-хизб-ут-тахрир-пополняются-же/

[12] В Ташкенте и Ташобласти задержаны 29 участниц экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир» https://nuz.uz/proishestvie/1207738-v-tashkente-i-tashoblasti-zaderzhany-29-uchastnicz-ekstremistskoj-organizaczii-hizb-ut-tahrir.html

[13] Задержаны 12 женщин по подозрению в создании ячейки «Хизб ут-Тахрир»

https://uz.sputniknews.ru/20220119/zaderjany-12-jenschin-po-podozreniyu-v-sozdanii-yacheyki-xizb-ut-taxrir-22264057.html

[14] Джихад аль-никах. Жены секс-милосердия https://www.caravan.kz/gazeta/dzhikhad-alnikakh-zheny-seksmiloserdiya-86920/

[15] Тактика и социально-психологические особенности терроризма http://stopterror.uz/ru/base/tactics/116/

[16] Женщины и террор: участие женщин в террористическом движении

https://www.vestnik-isras.ru/files/File/Vestnik_2016_17/Il’chenko.pdf