Домой Новости Центра Наши мероприятия В Ташкенте завершил работу четвертый круглый стол: «Вопросы свободы вероисповедования и совести...

В Ташкенте завершил работу четвертый круглый стол: «Вопросы свободы вероисповедования и совести в Республике Узбекистан»

Организатор круглых столов – Неправительственная некоммерческая организация «Центр изучения региональных угроз» (ЦИРУ).

Участники работы четвертого круглого стола: КПДР при Кабинете Министров, Министерство Юстиции, ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан, представители конфессий, независимые эксперты, представители неправительственных некоммерческих организаций, независимый журналист.

Работу круглых столов поддерживает фонд «Search for common ground» (США).

Заседание четвертого круглого стола проводилось в гостинице Куш-Беги 6/1 31 мая 2022 года.

Цели, которые поставил ЦИРУ перед участниками четвертого круглого стола:

1)  Продолжение работы диалоговой площадки для представителей гражданского общества, экспертов и религиозных групп по проблемам профилактики распространения экстремизма и радикализации граждан Узбекистана;

2)  Продвижение ценностей толерантности и межконфессионального и межнационального диалога;

3) Пояснить лидерам религиозных конфессий позицию Узбекистана в недопущении вовлечения граждан страны в различные экстремистские и международно-террористические организации.

Тезисы мероприятия:

  • Определить вредоносные нарративы, продвигающие в современных условиях противостояние, в первую очередь, в сети Интернет: нетолерантность, идеи радикализма;
  • Выявить причины, по которым граждане Узбекистана оказываются завербованы в различные секты, а также международные террористические организации (МТО);
  • Определить пути, инструменты и механизмы противостояния этим явлениям для недопущения экстремизма в Узбекистане, участия граждан страны в МТО;
  • Роль лидеров конфессий, экспертного пула, представителей гражданского общества в недопущении влияния деструктивных идей экстремизма и радикализма на граждан Узбекистана.

Тема круглого стола:

«Влияние деструктивных идей на формирование сознания, восприимчивого к идеям экстремизма, способствующего вербовке граждан Узбекистана в МТО».

С основным докладом на данную тему выступил директор ЦИРУ В.Михайлов.

Основные тезисы доклада:

  1. В феврале 2019 года в «Отчете Совета Безопасности ООН по ИГИЛ и Аль-Каеде в Сирии» было указано, что несколько десятков боевиков этих международных террористических организаций, являющихся гражданами Узбекистана, будут пытаться через Турцию вернуться в Южную Корею, где они ранее находились в трудовой миграции и были рекрутированы в зону боевых действий.
  2. В Отчете также упоминается факт того, что трудовые мигранты из Узбекистана в Южной Корее живут в этнической диаспоре, в которой подвергаются радикализации и затем вербуются в МТО.
  3. Тщательное исследование ЦИРУ подтвердило этот тезис Отчета. При этом в исследовании ЦИРУ были показаны уязвимости и причины, по которым граждане Узбекистана были завербованы в МТО, а также показана вся цепочка, раскрывающая путь гражданина Узбекистана от родного дома до баз террористов в Сирии.
  4. Исследование показало, что большинство граждан Узбекистана, позже оказавшихся в лагерях МТО в зоне боевых действий, попали в группу уязвимых, еще находясь в своих родных селениях.
  5. Там они попали под влияние пасторов-миссионеров различных, не зарегистрированных в Узбекистане сект, протестантского и иного толка, прибывших в Узбекистан в качестве туристов из Южной Кореи.

В результате миссионерской деятельности в качестве значимого бонуса, который предлагали миссионеры-прозелиты, являлась так называемая «религиозная» виза, которая позволяла вновь обращенным находиться в Южной Корее и осуществлять трудовую деятельность. Такая виза для многих трудовых мигрантов является привлекательной, так как позволяет избежать оплаты высокой стоимости (более 8 тыс. долл. США) обычной трудовой визы в Южную Корею. Эта страна для трудовой миграции является более предпочтительной, в сравнении с другими странами СНГ, по причине более высокой зарплаты и юридической защищенности.

  1. Однако граждане Узбекистана, отказавшиеся от Ислама и попавшие в узбекские общины в Южной Корее, подверглись давлению радикально настроенных членов сообщества и теперь вновь отказываются уже от христианства и принимают Ислам. Более того, часть из них подвергается жесткому давлению со стороны вербовщиков в МТО с требованиями доказать свою преданность религии предков, но теперь в земле Шама (Сирии), оказывая помощь братьям-мусульманам, находящимся в джихаде против неверных.
  2. Таким образом часть, вернувшихся в Ислам, вынуждена под давлением членов общины выехать в Сирию в зону боевых действий и оказаться в рядах МТО.
  3. Вот о такой радикализации и указано в Отчете СовБеза ООН.
  4. В докладе В.Михайлова также позвучала информация о «имамах», запрещенной в Узбекистане партии исламского возрождения – «Хизбут тахрир аль Ислами» – Абдульмумине, который имеет достаточно большую аудиторию среди молодежи и трудовых мигрантов. Абудьмумин (Холдаров) в своих проповедях призывает к смене демократического общества в Узбекистане на Халифат, обвиняя во всех грехах демократические и либеральные реформы в стране.

Докладчик В. Михайлов предложил участникам круглого стола: обсудить ситуацию с миссионерством, прозелитизмом; результатами такой деятельности, а также просил выработать рекомендации, по сложившейся ситуации государственным органам власти.

Проф. Б.Бабаджанов — исламовед, историк пояснил, что на многих международных форумах, посвященных теме межконфессионального согласия и толерантности, он упоминал особенности ментальности узбекского народа, сложившейся на протяжении многих веков. Эта ментальность позволяет, с одной стороны, быть толерантными к другим религиям, чьи представители проживают на территории Узбекистана в мире и согласии с мусульманами, но с другой стороны, не принимать миссионерскую деятельность представителей некоторых религиозных течений.

Именно по этой причине Б.Бабаджанов высказал мнение о том, что государство должно регулировать взаимоотношения между различными конфессиями в стране таким образом, чтобы нивелировать возможные конфликты в результате, в первую очередь, незаконной деятельности.

Ф.Талипов — директор ННО «Караван знаний» задал вопрос о психологии миссионеров, которые понимают, что вновь обращенные христиане по статистике опять принимают Ислам?

Ответ – такова работа миссионеров и дискуссия по этой проблеме привела Ф.Талипова к мысли, что в этой конфликт-чувствительной теме важна роль лидеров официально зарегистрированных конфессий, которые должны пояснять своим прихожанам реальности, сложившиеся в стране.

А.Ахмедов — представитель УМУ пояснил позицию организации, которую он представляет – незаконная миссионерская деятельность, прозелитизм приводят к многочисленным человеческим трагедиям. Конечно, право каждого человека исповедовать ту веру, которую он для себя выбрал или не исповедовать никакой, но все должно происходить таким образом, чтобы наши граждане не сталкивались с проблемами, которые порой невозможно решить. Представитель УМУ считает, что новая редакция Закона «О свободе совести и религиозных организациях» дает всем конфессиям равные права, однако необходимо учитывать особенности узбекского общества, а нарушения закона должны пресекаться.

Б.Эргашев – директор Центра исследовательских инициатив «Маъно» поделился своими научными данными, которые собрали ученые Центра в Бухарской области, в Кагане. Во время глубинных интервью выяснился факт, что религиозно активные миссионеры организации «Свидетели Иегова», проводя прозелитскую деятельность, приносят несчастье во многие семьи этого города. Раскол близких людей, ненависть родителей к детям, раздел и отъем имущества, судебные разбирательства, иски, слезы, жесткие конфликты – изменили жизнь граждан в целых селениях.

Многие истории о таких жестко-негативных последствиях деятельности «свидетелей Иегова» свидетельствуют о том, что государство должно более широко обсуждать с гражданами изменения в таком важном Законе, как — «О свободе совести и религиозных организациях».

По свидетельству Б.Эргашева, исходя из интервью в Бухарской области, граждане выступают категорически против незаконной миссионерской деятельности и фактов прозелитизма, в частности религиозной организации «свидетелей Иегова».

А.Григорян — руководитель армянской апостольской церкви, также категорически против деятельности религиозной организации «свидетели Иегова» в Республике Узбекистан. Он также привел известные ему примеры негативного влияния миссионеров этой организации на узбекское общество. Прозелиты «свидетелей Иегова» не учитывают менталитет местного населения, активно используя финансовый фактор в привлечении на незаконные молитвы местных граждан. Они фактически вводят их в заблуждение различными посулами, предлагая различные бонусы для вступления в организацию и отказа от религии предков.

А.Григорян также поделился своим негативным опытом, с которым он столкнулся от деятельности «свидетелей Иегова» еще в Армении, назвав такую миссионерскую работу недопустимой в такой стране, как Узбекистан.

В.Шмидт – председатель Евангелистской лютеранской церкви обратил внимание участников круглого стола на тот факт, что жертвами прозелитизма становятся в большой степени наиболее уязвимые граждане страны, часть из которых готова за решения собственных финансовых проблем поменять вероисповедование. Но, по его мнению – это не желание души, а именно корыстные интересы, что не соответствует религиозным догмам и нравственности.

В.Шидт также считает, что в стране должен действовать Закон и тогда мы не будем обсуждать такие проблемные случаи.

Г.Бабаджанова – директор ННО «Центр переподготовки журналистов» также высказала свое мнение о деятельности миссионерских организаций в стране. Она сообщила, что впервые ознакомилась с информацией о том, как переход из веры в веру приводит граждан Узбекистана в ряды МТО. Однако сообщила, что также знакома с фактами, когда миссионерская деятельность, незаконная в стране, приводит к разрушению семей и негативным последствиям, особенно в сельской местности.

По мнению Г.Бабаджановой государственные структуры должны выполнять свои защитные функции населения и не допускать запрещенную деятельность.

А.Хегай – руководитель буддийского храма сообщил, что как этнический кореец вынужден подтвердить, что протестантские пасторы из Южной Кореи некоторое время назад достаточно активно действовали в регионах Узбекистана, привлекая трудовыми визами мусульман в иную веру, иногда проповедуя даже на узбекском языке. Привлекательность работы в Южной Корее для трудовых мигрантов из Узбекистана однозначно выгоднее, чем в других странах, по причине более высокой зарплаты и более защищенных прав на рабочих местах. Однако сейчас активность таких миссионеров снизилась. По его мнению, в стране незаконные действия должны пресекаться.

Д.Пирмухамедов — представитель ЦИРУ поделился своим опытом и знаниями о результатах деятельности прозелитов. У таких миссионеров хорошо выстроенная структура с хорошим финансированием. Они оказывают конкретную финансовую помощь тем, кого привлекают в церкви – решают конкретные проблемы с медикаментами, лечением в больницах, продуктами питания. Все это взамен смены веры и переход из Ислама в лоно другой церкви.

Проблемы, о которых говорили другие участники круглого стола действительно случаются уже потом. Например, когда такой «неофит» умирает и начинаются многие конфликты с захоронением – одни родственники настаивают на захоронении на мусульманском кладбище, другие заявляют, что «изменникам веры» нет места для захоронения. Все приводит к страшным трагедиям.

Д.Пирмухамедов привел примеры Франции, в которой он обсуждал проблемы законности деятельности религиозных организаций. В этой стране, по информации представителя ЦИРУ, религиозные организации немедленно лишаются лицензий и закрываются в случае нарушения законодательства. А незарегистрированные миссионеры высылаются из страны.

А.Исахаров — председатель еврейской религиозной общины также призвал участников круглого стола рекомендовать Министерству юстиции использовать все механизмы для пресечения незаконной деятельности миссионеров, занимающихся прозелитизмом. По его мнению, сегодня в Узбекистане сложилась благоприятная ситуация с регистрацией религиозных организаций, число заявителей на регистрацию снижено. Между конфессиями существует дружеская атмосфера, религиозные праздники отмечаются вместе, представители религиозных конфессий поздравляют друг друга.

Р.Сагидов – независимый журналист рассказал, что недавно принял участие в работе конференции в Душанбе, проводимой Internews и на которой обсуждались вопросы религиозной толерантности, где рассказал о работе круглых столов, которые проводит ННО «Центр изучения региональных угроз», опыте совместного обсуждения насущных проблем представителей различных конфессий и независимого экспертного пула.

По его информации такой площадки, финансируемой фондом «Search for common ground» в других странах Центральной Азии сегодня нет.

И.Умархунов – представитель фонда «Search for common ground» предложил представителям органов, регистрирующих религиозные организации стран Центральной Азии встречаться и обмениваться опытом, что очень важно, для дальнейшего продвижения толерантности, мира и согласия в регионе.  И.Умархунов просил ЦИРУ продумать формат таких встреч и пообещал поддержать такой проект.

В заключении модератор круглого стола В.Михайлов подвел краткие итоги работы представителей конфессий и независимых экспертов, которые с данной справкой будут переданы в Министерство Юстиции Республики Узбекистан.

Рекомендации участников круглого стола «Вопросы свободы вероисповедования и совести в Республике Узбекистан» по итогам четвертого заседания Министерству Юстиции.

  1. Либеральные и демократические реформы в стране, в том числе, закрепленные в новой редакции Закона «О свободе совести и религиозных организациях» позитивно сказываются на религиозной деятельности в Республике Узбекистан.
  2. Однако в стране по-прежнему активны миссионеры и прозелиты, грубо нарушающие действующее законодательство. Такая деятельность приводит к крайне негативным последствиям для граждан, подвергшихся такому воздействию и радикализированные в результате смены вероисповедания.
  3. В связи с этим все участники круглого стола просят соответствующие правоохранительные органы принять все законные меры по недопущению деятельности миссионеров и прозелитов, активных в Республике Узбекистан, среди которых особенно выделяется религиозная организация «свидетели Иегова».
  4. Участники круглого стала и впредь в своей работе будут придерживаться основной темы: «Вопросы свободы вероисповедования и совести в Республике Узбекистан», которая позволит основным религиозным конфессиям жить в мире и дружбе, толерантном согласии, которое не должно нарушаться незаконными действиями миссионеров и прозелитов различных сект и организаций.

В.Михайлов, Директор ННО «Центр изучения региональных угроз»