Домой Конфессиональные аспекты Рост религиозности в светском государстве в Узбекистане, миф или реальность»?

Рост религиозности в светском государстве в Узбекистане, миф или реальность»?

Сегодня мы однозначно наблюдаем увеличивающееся количество верующих и это касается не только   этнически местного населения. Мы видим активизацию верующих различных конфессий по всему миру. Люди снова, как это бывает в сложные времена, обращаются к духовности и ищут возможность структурировать неопределённость будущего и упорядочить хаос…

Мы наблюдаем это, особенно по большим праздникам и каждую неделю по пятницам, когда огромное скопление верующих собирается возле мечетей, строительство которых в последнее время активизируется.

Мы видим, в большом количестве и молодых людей, которые активно способствуют исламизации, активно выступая в социальных сетях.

Вера и молитва помогает им, вероятно, справляться со своими проблемами, примиряет их с неизбежным и непредсказуемым, дают им необходимую духовную опору.

После молитвы можно видеть, как лица людей, выходящих из мечетей, светятся   умиротворением и покоем…

Но в то же время, мы наблюдаем и попытки некоторых последователей    религии постепенно, мягко, но настойчиво пытаться разворачивать нашу страну в сторону еще большей религиозности, что ведет к более глобальной исламизации нашего общества, которое мы официально декларируем светским …

Мы наблюдаем попытки некоторых верующих решать какие-то вопросы и даже конфликты в обществе по законам Шариата и пытаться вводить какие-то традиционные правила поведения на уровне своих семей и на уровне небольших сообществ.

Здесь важно упомянуть, так называемую, теорию изменений, разработанную Куртом Левиным, немецким психологом и исследователем коммуникации и организационного развития.
Курт Левин предложил трехэтапную теорию изменений, широко известную как «Разморозь», «Измени», «Заморозь».
Эта теория часто подвергалась критике за ее «упрощенность». Много что изменилось с момента ее первого появления в 1947 г., но до сих пор она является актуальной и многие современные модели изменений базируются на ней.
Трехступенчатый подход Левина говорит о том, что суть изменений предполагает осознание понятия стабильности.
Факторы, которые «подталкивают» к изменениям, и силы, направленные на сохранение стабильности, он назвал соответственно «побуждающими» и «ограничивающими» силами.
При равенстве этих сил в организации или же в отдельно взятой стране сохраняется устойчивое положение.  Данный  подход Левина рассматривает  любые изменения, как нарушение равновесия.
В условиях наших реалий эта теория может объяснить тот непростой период больших изменений, в котором сейчас находится наше общество и который мы все переживаем. Как мы знаем понимание необходимости изменений в нашем обществе началось уже давно. Осознание самого факта, что перемены необходимы, и обществу важно выработать готовность двигаться вне своей «зоны комфорта» мы чувствуем уже более 20 с лишним лет. Этот период начинался, как стадия поиска стимулов и побуждений к изменениям.

Многие в стране ощущали необходимость предпринять какие-либо действия, чтобы сломать существующую практику, несмотря на то, что большинство людей было крайне привержено старым методам ведения дел и отрицало любые попытки изменений, и, вместе с ними, те радикальные шаги, цель которых заключается в том, чтобы представить   информацию о текущем положении дел, которой они предпочитали  пренебрегать.

Постепенно необходимость перемен была четко обоснована и подробно сформулирована. Оставалось разъяснить предлагаемые методы реформ населению, но на мой взгляд, этот разъяснительный процесс не был достаточно хорошо выполнен, что и выразилось в том, что граждане не восприняли реформы с тем энтузиазмом, который ожидался со стороны устроителей этих реформ.

Важно понимать, что изменение — это не кратковременное событие, а процесс, то есть, по пути развития этого процесса внутреннее движение-реакция на изменения неизбежна. Эта реакция, в свою очередь, запускаетcя, как ответный процесс на совершаемые необходимые изменения.

Люди, как бы «размораживаются» и направляются навстречу новому способу существования.  При этом, данный этап является одним из сложнейших, поскольку люди не уверенны в последствиях дальнейшего хода событий.

И на этом этапе людям необходима поддержка, как друг друга, так и со стороны властей, а ошибки необходимо воспринимать как часть процесса.

Ролевые модели и возможность принимать собственные решения способствуют свершению перемен. В данной ситуации необходимо поддерживать у людей ясное видение желаемых перемен и выгоды, которые эти перемены принесут, а также возможно планировать изменение поведения.

На следующем этапе «заморозки» важно установить стабильность после того, как изменение произошло и постепенно становится нормой.

На этом этапе люди обычно начинают создавать новые отношения и постепенно возвращаются к своим рутинным делам.

Этот этап может занять значительную часть времени.

Необходимость этого этапа зачастую не согласуется с современным осмыслением перемен, как некоего постоянного процесса, перемены — это все же   хаотичный процесс, где требуется значительная гибкость.

Таким образом, при определенной гибкости осуществления перемен, процесс «разморозки» для следующего изменения пройдет проще, чем предыдущий, но вопрос упрочение новой практики тоже очень важен. Пренебрежение же этим этапом может привести к возврату прежних условий и методов работы. В тоже время необходимо одновременно убеждать людей в эффективности новых методов, пропагандируя выгоды новой системы.

Если считать, что движущая сила изменений в нашей стране — это модернизация, то сила, которая связывает развитие — это возврат к традиции, таким образом, данная трехэтапная модель изменений описывает текущее состояние как статус-кво.

Если обратиться к истории, то новый импульс для изменений, после периода обретения независимости  в нашей стране  был задан после смерти Ислама Абдуганиевича Каримова, когда страна должна  была осознать новую реальность, порвать с прошлым и признать, что старый способ ведения дел больше не приемлем, как стал неприемлем  в период распада  советского союза, например, воинствующий атеизм и коммунизм.

Принять новое видение будущего не легко, пока оно не отделится от структур и методов управления, которые больше не работают, и которые это новое видение будет стремиться сломать. (здесь мы имеем в виду авторитарный или тоталитарный стиль управления). Прежний тип поведения   и прежние установки должны быть окончательно отвергнуты и больше не практиковаться, если мы активно стремимся стать модернизированной страной и частью мирового сообщества. Подобное отрицание должно было создать достаточное чувство безотлагательности, чтобы такое изменение произошло. В нашем случае, основными изменениями должны были стать реформы, но то, как проходили эти реформы, как мы знаем, часто приводило к тому, что население стало ощущать отсутствие психологической безопасности.

Это проявлялось в том, что в обществе усилились негативные настроения и возросло сопротивление этим реформам. Радикально стремительная пропаганда новых взглядов и новых моделей поведения форсировали волю населения и за этим последовала реакция, выразившаяся в том, что не все изменения были восприняты как, это ожидалось…

Более того, в этот период  многие стали упоминать в  качестве сравнения  с данными реформами  неудачную  попытку проведения реформ Иранского Шаха Реза Пехлеви, которые вследствие  их неудачного проведения привели к  Иранской революции и установлению власти Аятоллы Хомейни…Эти сравнения навязывались сами собой и за ними последовало много опасений.

Видение будущего не было очевидным для всех.

Общество было раздираемо противоречиями и складывалось такое впечатление, что разрушительная энергия проявившаяся, например, в виде активных сносов жилья и бурной деятельности застройщиков, вызвали негативную реакцию большинства населения. И это было реально ощутимо. В обществе эту бурную деятельность стали называть не иначе, как «имитацией реформ».

Несмотря на то, что на бумаге была создана целая концепция изменений, у общества не было единого понимания и видения того, куда это вся активность должна его привести и каким будет это новое общество?

Затем появилась еще одна концепция нового Узбекистана, декларируемая, как «третий ренессанс», которая вероятно должна была стать «организационной мечтой», побуждающей людей переосмыслить то, что возможно».

Идентификация с «эпохой ренессанса», как образцом для подражания (в данном случае, вероятно имеется в виду «первый ренессанс в Европе» и «исламский ренессанс в странах Востока), модель для развития новых отношений и поведения, на мой взгляд, не была доведена до сознания   простых людей.

У большинства населения складывалось такое впечатление, что это выборка из нескольких фрагментов информации, взятых из объективной реальности не очень связана с решением конкретных каждодневных проблем.

Вроде бы и был очерчен круг реальных проблем, которые давно ждали своего решения, но основной центр усилий, как многим казалось, не был направлен на решение этих, понятных основной массе людей, задач.

И, как мы знаем, непредвиденные обстоятельства в виде пандемии и других крупных и мелких катаклизмов запустили сразу несколько неуправляемых механизмов, таким образом, что параллельно возникло сразу несколько экстремальных ситуаций, требующих незамедлительных решений.

Эти проблемы  и  имеющиеся в наличии методы  их решения продемонстрировали, что помимо конструирования и введения в жизнь новой идеологии, было бы неплохо изначально сделать анализ хозяйственной ситуации –того, в каком состоянии находится страна, с точки зрения нормального уровня жизнеобеспечения.

Как мы все помним, все трудности и проблемы настоящего периода, начиная от пандемии и заканчивая энергетическими коллапсами Президенту страны и его  команде приходилось регулировать, практически, в ручном режиме…на фоне интенсивного сноса и бурного строительства и недовольства всем этим граждан, которые  быстро осознали, что саморегулирующая система за эти годы так и не была создана, а все проблемы решаются, в режиме кризисного менеджмента…

Пришло четкое понимание, что для того, чтобы произошли реальные перемены необходимо, чтобы все проблемы решал именно сам Президент.

И в этих условиях   религиозная составляющая стала обретать стабилизирующее значение. Обращение людей к вере и ежедневная 5 разовая молитва во многом обеспечивают сегодня, то хрупкое равновесие в обществе, которое даёт человеку ощущение внутреннего умиротворение и гармонии с самим собой.

И это очень хорошо ощущают и поощряют религиозные деятели, а некоторые, спекулируют этим фактором, стремятся продвигать исламизацию узбекского общества.

Властям пока удается регулировать ситуацию, не допускать того, чтобы ситуация  вышла из-под контроля.

Проявления экстремизма и радикализации внимательно отслеживаются, но усиливающийся уровень ретрадициональности в обществе возрастает.  Возникают опасения того, что эта ситуация однажды может оказаться не регулируемой.

Здесь важно понимать, насколько все эти процессы совместимы с модернизацией, которую мы активно декларируем на фоне того, что фрагменты традиций и инноваций тесно переплетаются друг с другом.

Модернизация, как известно, все же, изначально европейский проект.

В наш   центрально-азиатский регион модернизация изначально приходила извне, в так называемой, форме «неорганической вторичной модернизации».

Этот термин обычно употребляется в отношении стран-бывших колоний и полуколоний в период после обретения ими политической независимости.

В научной литературе упоминаются четыре идеальных типа- моделей адаптации к процессу модернизации, согласно Максу Веберу, которые на сегодняшний мы можем наблюдать в мире:

  1. Имитационная модель, секуляризация общества по образцу западных стран
  2. Модель религиозного реформирования
  3. Традиционная модель
  4. Модель фундаменталистского общества

Например, современная Турция образовалась в результате распада Османской Империи   после её поражения в Первой мировой войне и последовавшей национально-освободительной войны.  Турецкое национальное государство появилось, как явная модель имитации Запада, где произошло отделение религии от государства, а   Турецкое общество провозглашалось светским.

Ближе к этой модели развивалась и модель модернизация стран центральной Азии, но это происходило опосредованно через модернизацию России и затем СССР.

Здесь можно вспомнить, что приблизительно таким же образом пытался действовать и Шах Ирана- Реза Пехлеви, инициируя различные реформы, имплементация которых   вышла из-под контроля, и в итоге, привела к Иранской революции 1979года, когда к власти пришёл аятолла Хомейни, последовательно выведший страну в ранг страны исламского фундаменталистского режима с жёсткой формой правления. Несмотря на то, что Реза Пехлеви следовал примеру Мустафы Кемаля, он не имел достаточно ясного и чёткого видения будущего своей страны, чего нельзя сказать об аятолле Хомейни ставшим основоположником Исламской Республики Иран. В типологии Макса Вебера -этот тип адаптации к вызовам модернизации характерен для четвёртой модели адаптации к вызовам модернизации, когда форма правления страной, в итоге приобретает форму исламского фундаментализма. К такой же форме правления, по модели можно отнести и режим движения Талибан в Афганистане.

Группа государств, соответствующая второй модели адаптации к вызовам модернизации, это модель религиозного реформизма, свойственна странам Магриба: Тунису и Марокко. В этих странах считали необходимым оставаться ближе к традициям, основанным на религии. В то же время, было понимание важности реформирования ислама, как вероучения.

Ответом на вызов модернизации было желание сохранить религию не только в частной жизни, но и в публичном пространстве.

Стремление к переустройству жизни у руководителей этих стран сочеталось с представлением о том, что ислам и модернизация совместимы при условии, что само вероучение будет по-новому интерпретировано. Но реформы в этом случае, как мы знаем, споткнулись об исламское право (случай в тунисском праве в 1958 году, случай марокканском праве в 1957-м и в 2004 годах)

Третий подход  и форма адаптации к вызовам модернизации – «традиционалистская форма» организации взаимоотношения религии и государства,  характерна для  стран Гольфа, таких как Саудовская Аравия и монархии стран Персидского Залива (ОАЭ, Оман, Катар, Иордания) Представители этих стран полагают, что форма исламского правления, сложившаяся у них,  не просто идеальна, но совершенна, по сравнению со всеми остальными формами, которые можно встретить в «деградирующем» западном мире. Правители этих стран считают, что их общество гораздо более стабильно и утверждают, что шариата вполне достаточно для того, чтобы регулировать все аспекты жизни и поэтому менять ничего не следует.

На самом деле, им пока, что удаётся поддерживать свой статус-кво за счёт нефти и иностранных специалистов, которых они нанимают на эти же нефтяные деньги. По сути, они остаются государствами-рантье, их экономика практически полностью зависит от наличия полезных ископаемых или же территорий, сдаваемых в аренду.

Но особая форма организации общества, с точки зрения адаптации страны к модернизационному процессу, которая больше всего занимает сегодня умы людей, в силу своей непредсказуемости, это, конечно же, страны с   четвёртой формой адаптации к вызовам модернизации.

Он касается стран с фундаменталистской формой   правления. Эта форма организации общества, свойственна очень активной группе стран, которая очень быстро реагирует на все провалы в политике государств со светскими формами правления. Представители этих стран также очень внимательно исследуют взаимоотношения религиозно модернистских стран с государствами Запада, в контексте степени взаимной непримиримости таких контактов.

Представляя ислам, как высшую форму религию, а исламское общество — как самое высокодуховное и справедливое общество по сравнению со странами с капиталистической и социалистической моделью правления. Представители этих стран   очень внимательно следят и за провалами арабских и мусульманских стран, которые когда-то пошли по пути имитации Запада, и призывают их вернуться к истокам и фундаментальным основам религии, требуя воссоздать «Золотой век ислама» времён правления пророка.

Знаменитый лозунг аятоллы Хомейни: «Ислам, как третий путь и способ высшей организации общества, где развитие экономики не цель, а средство» — основополагающий тезис идеологии, которая там конструируется.

Если говорить о странах Центральной Азии, то считается, что радикальные изменения в Центральной Азии стали происходить в период её завоевания Россией в конце 19 и в начале 20 века. С одной стороны эти завоевания давали новый импульс в развитии региона, а с другой стороны отрезали его от остального мусульманского мира.

В советское время происходила тотальная трансформация центрально-азиатского общества, особенно в его последней фазе, предшествующей независимости. Изоляция Центральной Азии в течение 70 лет советской власти произвела своеобразную конфигурацию отношений между исламом, политикой и социальной жизнью, но религия в обществе, тем не менее, выжила, несмотря на репрессии и уход в подполье. После обретения независимости в 1991 году она всё же, как бы этого не хотели представители власти, религия не стала связующим звеном, интегрировавшим страны Центральной Азии в остальной мусульманский мир. Но новые веяния, как позитивные, так и негативные все же коснулись стран Центральной Азии.

На начальном этапе   можно говорить об этом, как о феномене консервативной исламизации общества, когда официальный ислам продолжал контролироваться со стороны государства. Но все же, в политическую жизнь региона в это время проникает и радикальный ислам, оспариваемый авторитарными режимами.

Открытие границ в период независимости предоставило всему миру возможность прямого доступа к региону. Следствием   этого стало появление   множества вызовов, которые повлекла за собой глобализация.

К этому моменту центрально азиатские страны во многом уже можно считать модернизированными, но проявление местной культуры и религии жестко подавлялось. Изначально этим занимались большевики, а затем и представители советской власти.

Как мы знаем из теории, так называемые «модернизированные» общества продвигаются экономической рациональностью и идеями научного прогресса, которые подвергают сомнению все религиозные рассуждения.

В соответствии с этими теориями предполагалось, что в этом новом обществе человек должен обрести себя и найти тех, с кем он хотел бы ассоциироваться для обретения своей идентичности и смысла существования, а также и обрести определённую автономию от других.

И если в традиционных обществах религия обычно сохраняла свою роль, стремясь объяснить человеку жизненные принципы и модели поведения, то пост колониальная Центральная Азия, а это специфически развиваемая зона в структуре СССР, после обретения независимости, теоретически страна должна была определиться с выбором дальнейшего пути: традиционного или модернизированного.

Все 5 республики региона к настоящему   моменту, как мы знаем, находятся в разной степени своего индустриального развития. Вопрос модернизации ислама, как оказалось, стал прерогативой государства, и как мы видим, остается таковой по сей день.

Как известно из истории, во многих западных империях и их колониях, власть, чаще всего, находилась далеко на континенте и не воздействовала напрямую на структуры стран, которые империя колонизировала.

Советский союз же отличался от Западной империи тем, что, с точки зрения политического интегрирования, региональные элиты полностью ассимилировались в культуру политического управления и были представлены на местах. Это во многом обеспечило стабильность и плавный переход к независимости  в странах Центральной Азии(за исключением Таджикистана, где все же произошла гражданская война)в то время, как  в  бывших колониях Запада на Ближнем Востоке, после  ухода  представителей Имперского правления, построение национальных государств происходило с нуля, и плавного перехода от одной системы правления к другой просто не получилось.

Важно отметить, что в советский период страны Центральной Азии уже не называются «традиционными» поскольку они уже отчасти подверглись модернизации в период доминирования здесь Российской империи, а затем СССР. Это была, в некотором смысле, насильственная модернизация со стороны, которая глубоко трансформировала традиционные общества и оставляла драматический след в виде коллективной травмы, влекла за собой определённые потрясения в традиционной и религиозной практике, но за этим не последовало отказа от религии, а только видоизменило её форму проявления. Важно отметить, что в данном процессе не было ничего специфического, свойственного только советскому режиму. Данная тенденция полностью вписывалась в общую эволюцию развития региона и общую тенденцию в сторону секуляризации общества.

Религия и её составляющие: верования, религиозная практика, требования и запреты) всё равно присутствовали и оставались на разных уровнях интенсивности, даже частью самых модернизированных обществ. Большевики считали, что религия постепенно исчезнет из общественной жизни, но этого не случилось несмотря на то, что индустриализация и урбанизация, в соответствии со стратегией большевиков, неизменно должны были привести к всеобщему атеизму.

Сегодня нашу постсоветскую эпоху нельзя назвать периодом религиозного возрождения, потому что, на самом деле, никакого разрыва в религиозной практике не было, особенно, если это касалось религиозных чувств: возможно просто происходили некоторые изменения в её публичном выражении.

Напряжённость между русскими интересами и интересами исламских стран Центральной Азии не подвергли ситуацию особому изменению и после революции 1917 года, хотя  был очень короткий период, когда марксисты искали поддержку в национальных идеях  стран Центральной Азии и на различных партийных съездах заверяли  представителей этих страны о конце царского угнетения. В этот период в конфликт вошли марксистские тенденции и националистские интересы, но это был конфликт политики большевиков и националистических стремлений, которые были опрокинуты на втором и третьем съезде интернационала, в пользу политики контроля над националистическими идеями, которые были подвергнуты критике как средневековые и реакционные идеи.

Советский опыт, тем не менее, сыграл очень большую роль в общем процессе модернизации. Этот процесс   продвигался энергией волюнтаризма «нового человека», когда происходили разрушения определённых критериев традиционного общества и исчезали некоторые древние устои и устаревшие формы власти. Сталин административными решениями, разделяя этнические группы, соединял различные нации друг с другом, пытаясь организовать субординацию их интересов нуждам КПСС и Советского Союза.

Таким образом, Туркестан в 1924 году был разделен на 5 самостоятельных Советских Социалистических Республик. Между ними устанавливались границы и людям пришлось выбирать свои национальности, которые обязательно указывались в документах. Тем самым, культурное и социальное единство стран Центральной Азии и источники движения панисламизма и пантюркизма был полностью   нейтрализованы. Туркестан утратил своё единство, свою общность, общий язык и общую судьбу. Политика Сталина заключалась в противопоставлении одной этнической группы другой. А пространство религии, как «последнее пространство духовной свободы людей» было сведено на нет, как признак феодального и реакционного прошлого, которое противопоставлялось новой советской идеологии.

Советы поддерживали во всех регионах атеистические кампании, религиозные школы закрывались, а религиозные лидеры преследовались, школы религиозного образования сокращались. Закрывались и реформаторские школы джадидов, а их основатели подвергались гонениям. Эти школы обычно создавались в рамках модернистского движения и с 1883 года внедряли новые технологии в систему образования.

Было разрушено множество мечетей и могил святых, а влиятельных религиозных деятелей расстреляли. В этом связи нельзя недооценивать появляющееся в тот период движение басмачества, как реакцию на действия властей.

После Второй мировой войны, в 50-х годах, КПСС возобновляет антирелигиозные кампании несмотря на то, что они вызывают только отторжение и не отличаются особой эффективностью. Именно начиная с этого периода, многие религиозные движения уходят в подполье, то есть в сложившихся условиях продолжает свое развитие, в основном, движение суфизма. Как оказывается потом, именно суфии остаются единственными хранителями ислама на территории Центральной Азии в связи с особенностью своей организационной подпольной структурой. Правление Сталина продолжает подавлять все формы религиозного протеста через централизованный контроль из Москвы, и уничтожает большое количество верующих на местах при активном участии коренных жителей. Попытки превратить регион в источник природных ресурсов, а также в производителя хлопка, масла, газа и гидроэнергетики повлекло огромные экологические последствия. Надежда на то, что население Центральной Азии будет работать только потому, что люди будут бояться умереть с голода не оправдались. Все эти события укрепляли мусульманский дух в народе несмотря на то, что открыто это не проявлялось.

После Второй мировой войны руководство СССР пытается удержать ислам в рамках своих границ, путём создания официального ислама. В этот период разрешаются службы в мечетях, публикуется религиозная литература, но муфтии официально назначаются Советом по делам религии. Всё это делается с целью инструментализировать религию и при ее содействии управлять обществом, а также и для того, чтобы предохранить коммунистическую индоктринацию в школах и учебных заведениях.

В целом в 1980 году по всей Центральной Азии насчитывается около 400 мечетей, а медресе в Бухаре с 1958 по 1980 годы обучало религиозных муфтиев для всего региона. Хадж позволялось совершать только единицам верующих и это было исключением. Ограничения, накладываемые на так называемый «официальный» ислам, в конечном итоге способствовали успеху данной формы независимого «популярного», «народного» ислама. Так сложилось, что эта форма ислама была также популярна и у местных коммунистов, среди которых были религиозные люди, принадлежащие к различным суфийским братствам. В это время увеличивается количество паломников к священным местам, появляются подпольные незарегистрированные имамы и бродячие суфийские дервиши.

Есть несколько факторов, которые тормозят реализацию принципа концепции светского государства, потому что мы иногда забываем, что каждый гражданин страны заключает общественный договор-социальный контракт с государством. Это означает, что люди частично отказываются от своих суверенных прав в пользу государства, чтобы обеспечивать свои интересы через его посредство. В свою очередь, в соответствии с этим договором, в ответ на послушание, государство обязуется обеспечивать его безопасность и благополучие …

Однозначно необходимо вспомнить, что для обеспечения безопасности и благополучия граждан государство должно быть эффективным и осуществляя руководство, иметь реальную стратегию модернизации экономики, инфраструктуры и социальных институтов.

Очевидно, что, когда социальные институты не работают или работают плохо, в обществе возрастает тревожность и неопределенность, что в свою очередь не способствует безопасному самоощущению и стимулирует желание населения примкнуть к различным группам, в которых больше порядка определенности и предсказуемости. Этим настроением, например можно объяснить очевидный рост поклонников движения Талибан-достаточно жесткой иерархически выстроенной структуры-определенной и предсказуемой. Успех такого явления, как приход к власти представителей движения Талибан, после длительного периода неопределенности и нестабильности, обеспечили населению этой страны удовлетворение потребности в порядке и определенности и предсказуемости будущего.

Таким образом, нам очень мешает отсутствие:

-прозрачного законодательства, которое работает;

-предсказуемости и стабильности избранной власти:

-эффективности работы социальных институтов.

Это те  факторы,которые тормозит развитие страны. Очевидно, что это обнеизвестные вещи, которые почему-то так сложно воплотить в жизнь, а именно:

1.Создать правовое пространство, которое обеспечивало бы верховенство законов на всех уровнях…и справедливость   в распределении обўих ресурсов, а также создать условия равных возможностей для всех

2.Выстроить эффективную экономику, систему образования, здравоохранение и возможности для развития социально ответственного бизнеса…

Речь в целом идёт о необходимости повышать уровень и качество жизни людей, а также и о необходимости повышать уровень доверия общества к государству, исключая, конечно же, методы дешевого популизма и изощренно манипулятивные политические технологии…

Важен очень и вопрос гендерного равенства.

Очевидно, что в обществе обесценивается женщина и ценность ее жизни… несмотря на все выступления с высоких трибун.

Женщины, как это подробно описывается в учебниках психологии «интерьоризируют», то есть присваивают себе это отношение общества к женщине и сами начинают себя обесценивать.

Это можно наблюдать по общей тенденции новостей и увеличению уровня насилия в обществе, где именно женщины и дети оказываются в числе жертв.

Я не могу сказать точно, что это влияние ретрадиционализации общества и исламских ценностей, но когда я советуюсь с исламоведами — они мне цитируют конкретные тексты из Корана и других священных книг, подтверждающие, что в Исламе не предусматривается гендерного равенства, например:

(2:282). О вы, которые уверовали! Если берете в долг между собой на определенный срок, то записывайте это. И пусть записывает между вами писец, по справедливости. И пусть не отказывается писец написать так, как научил его Аллах, и пусть он пишет, и пусть диктует тот, на котором обязательство. И пусть он боится Аллаха, Господа своего, и пусть не убавляет там ничего. А если тот, на ком обязательство, мало умён или слаб, или не может сам диктовать, то пусть диктует его близкий, по справедливости. И берите в свидетели двух из ваших мужчин. А если не будет двух мужчин, то — мужчину и двух женщин, на которых вы согласны, как свидетелей, чтобы если собьется одна, то напомнила бы ей другая. И пусть не отказываются свидетели, когда их зовут; и пусть не наскучивает вам записывать его — малым или большим — до его срока. Это — справедливее пред Аллахом, и прямее для свидетельства, и ближе, чтобы вам не сомневаться. Разве только, если это будет торговлей наличной, которую вы обращаете между собой, — тогда на вас не будет греха, что вы не запишете этого. И ставьте свидетелей, когда уславливаетесь между собой, и не должно причинять неприятности писцу и свидетелю; а если сделаете, то это — распутство у вас. И бойтесь Аллаха; поистине, Аллах вас учит, и Аллах знает о всякой вещи!

(4:11). Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну — долю, подобную доле двух дочерей.

(4:34). Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины — благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, — поистине, Аллах возвышен, велик!

Если говорить о  толерантности, как условии светского государства, то сразу можно понять , что толерантность очень сложная концепция…Сама по себе эта концепция может быть принята человеком ,только при наличии у него высокоразвитой   системы ценностей…Основная масса людей  движима  довольно простыми понятиями, в  соответствии с известной Пирамидой Маслоу…Естественные нужды , эмоции и чувства, подогреваемые принципами общества потребления, такими, как  конкуренция и соперничество за ресурсы, желаниями влияния и обладания властью и т.д. Действующий  принцип «свой» и «чужой», принцип «своя» и «чужая» стая…

В период острых социальных кризисов и в ситуации неопределённости, на уровне базового, так называемого «рептильного» мозга человеку, как и любому биологическому существу, свойственно защищать представителей своего вида. И чтобы мыслить в рамках концепции толерантности, ему необходимо преодолеть в себе свою собственную «примитивную» природу…Но, тем не менее, зная все это, я призываю всех нас верить в человечество, в достоинство, в справедливость …

И если определить то, что же самое важное в данной теме, то, наверное, это вопрос качества жизни и счастья людей нашей страны.

Что нужно для того, чтобы люди стали более счастливыми?

Как мне кажется, очень важно возвращать человека в реальность и не давать ему из неё уходит в мир фантазирования.

Нам всем важно признать очевидное.

Осознать, что сейчас мы вот здесь-вот в таких обстоятельствах и перед нами есть вот такие-то трудности и проблемы (объективные и субъективные), которые необходимо решать. И это то, что происходит здесь и сейчас.

И вокруг есть то, что мы видим, и это не светлые ожидания и не замечательное великое прошлое, а сегодняшний со всеми его проблемами мир.

К сожалению, очень многих людей предложение жить ситуацию «здесь и сейчас» – коробит и возмущает. Для них честное признание нынешних обстоятельств означает одновременно «ты сам виноват и так тебе и надо» и «теперь ты позади навсегда и никогда не выберешься вперед и можешь забыть про свои рейтинги навсегда». Это   наши собственные проблемы и никаким высокими рейтингами их не прикрыть.

И пусть человеку ужасно не нравится разговаривать о неприглядном сегодня и его постоянно тянет мечтать о светлом завтра, но наши собственные проблемы лучше нас никто не сможет решить.

Построить прямую линию между двумя точками можно только тогда, когда положение обеих точек в пространстве известно.

В этом сложном пути важно сверяться с планом: туда ли я иду? То ли я делаю? Приближает ли это меня к желаемому результату или нет?

Так что осознать ситуацию сегодня, здесь и сейчас – всё-таки имеет смысла не продолжать жить в мире фантазий, ожидая чудесного спасения от спонсоров, инвесторов или еще кого-то.

Важно понимать, что если не наказывать тех, кто виноват, если не давать возможность действовать, тем кто знает как решить ту или иную проблему  то мы так и останемся там, где мы нам не хочется находиться.

Есть такая теория Арнольда Бейссера , которую он воплотил всей своей жизнью, она звучит так: изменения происходят тогда, когда человек становится тем, что он есть на самом деле, а не тогда, когда он пытается стать тем, кем не является. Это очень важно быть полностью вовлечённым в настоящее.

Что это означает на практике?

В какой-то момент человек осознаёт, что его жизнь его не устраивает. Какое-то время пытается поменять ситуацию самостоятельно. Терпит ряд неудач… Здесь важно обращать внимание на детали и уточнять: а что именно в нынешнем состоянии не так?

Чего не хватает или, наоборот, чего слишком в избытке – для того, чтобы чувствовать себя счастливым?

Без внимательного исследования нынешнего положения вещей не понятно в каком направлении мы двигаемся.

Это не должны быть хаотичные действия…

При глубоком исследовании сегодняшнего становится понятно, что необходимо менять.

И если действовать в режиме про активности, не допуская ситуацию, когда   приходится решать многие задачи в режиме кризисного менеджмента, а предотвращать, насколько это возможно, проблемы и стрессовые ситуации и негативные процессы. Как правило любые кризисы можно увидеть и распознать еще в зародышевом состоянии.

Осознание того, кто именно я есть и где я нахожусь даёт твёрдую точку опоры для проживания нынешнего момента.

Это осознание важно каждому из нас,как для  понимания того, что необходимо менять в моменте и в будущем.

Саида Арифханова, PhD психологии,МА Международная журналистика, MS социология

1.С.Арифханова,Ислам и Центральная Азия,

https://crss.uz/2021/01/19/islam-i-centralnaya-aziya/

2.С.Н.Арифханова,Семинар в Кыргызстане,

https://crss.uz/2019/06/22/seminar-v-kyrgyzstane/

  1. Что Такое Трехэтапная Модель Процесса Изменений Левина?

https://blog.visual-paradigm.com/ru/what-is-lewins-three-stage-change-process-model/