Домой Лента новостей Онлайн-пропаганда религиозного радикализма в Центральной Азии в рамках проекта сети раннего оповещения...

Онлайн-пропаганда религиозного радикализма в Центральной Азии в рамках проекта сети раннего оповещения КТУ ООН. Республика Узбекистан

Исследование подготовлено ННО «Центр изучения региональных угроз» в рамках технического задания КТУ ООН и содержит отчет, посвященный интернет-пропаганде и потенциальному влиянию ситуации в Афганистане на религиозную и ситуацию, связанную с противодействием насильственному экстремизму в Республике Узбекистан.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ДТ- Движение Талибан

МТО – международная террористическая организация

РЭО – религиозно-экстремистская организация

ИДУ/ИДТ — Исламское движение Узбекистана/Туркестана

СИД – Союз исламского джихада

КИБ — Катибатуль Имам аль-Бухари

ИГВХ — ИГИЛ- Вилоят Хоросан

ВВЕДЕНИЕ

К концу 2023 года, проблемы безопасности на международном и национальном уровнях остаются тесно переплетенными, процессы глобализации и затухающий, но все же продолжающийся военный конфликт в Сирии, вспыхнувшая война между Израилем и Хамас на Ближнем Востоке, продолжающаяся вблизи территории Республики Узбекистан нестабильность в Афганистане, оказывают серьезное воздействие на национальную, региональную и глобальную безопасности.

Угрозы для стабильности государства и общества в Узбекистане обусловлены различными внутренними и внешними факторами.

Серьезные риски для стабильности внутри страны создают потенциал для радикализации, связанной с распространением идей насильственного экстремизма, которые раскручивают, так называемые «имамы» (вещающие из-за рубежа), взывающие к политическому Исламу; жизни по законам шариата; отказу от демократических ценностей, протестам против светского устройства государства.

Эти «имамы» проповедуют в узбеко-язычных социальных сетях, а сторонники и последователи этих «имамов» — модераторы закрытых интернет-платформ, всячески подстрекают молодых людей к насилию, что ведет к утрате ими чувства национальной идентичности, культурных, нравственных и семейных ценностей. Такая интернет пропаганда, создает условия для вербовки молодых людей в МТО и РЭО.

Движущими силами радикализации выступают структурные условия, сложившиеся в стране: коррупция, обманутые ожидания, ошибки при управлении политическими преобразованиями, относительная депривация, неудовлетворенные социальные и экономические потребности, а также культурные и религиозные факторы, связанные с падением уровня общего образования и понимания ценностей мира, толерантности, межконфессионального и межнационального согласия.

В свою очередь, трудовая миграция по целому ряду уязвимостей, уровень которых значительно возрастает вдали от родного дома (родные люди рядом — сдерживающий фактор радикализации), облегчает работу вербовщиков в РЭО и МТО.

К внешним факторам угрозы стабильности можно отнести ситуацию в соседнем Афганистане, развитие которой никто не берется предсказать. С территории Афганистан в адрес Узбекистана слышатся угрозы МТО, которые там имеют свои лагеря размещения.

Еще одни фактором угрозы можно считать онлайн пропаганду идеологов ДТ, их сторонников и последователей, направленную на молодежную аудиторию.

ГЛАВА 1. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

С момента запуска в 2010 году и на протяжении трех этапов реализации совместный региональный проект Контртеррористического центра ООН (КТЦ ООН) Контртеррористического управления ООН (КТУ ООН) и Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии (РЦПДЦА) «На пути к всеобъемлющей реализации Контртеррористической стратегии ООН в Центральной Азии» достиг значительного прогресса в реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН в Центральной Азии (ГКТС ООН). Основным достижением первой фазы проекта стало одобрение государствами Центральной Азии Совместного плана действий (СПД) по реализации ГКТС ООН в регионе. На момент утверждения это был первый в мире региональный план такого рода. В ходе двух последующих фаз проекта государствам Центральной Азии была оказана всесторонняя помощь в таких областях, как борьба с финансированием терроризма, охрана границ, использование Интернета, роль СМИ и религиозных лидеров в предотвращении насильственного экстремизма.

Фаза IV проекта СПД, начавшаяся в декабре 2021 г., направлена на дальнейшее укрепление сотрудничества и координации между странами Центральной Азии с целью снижения потенциальных рисков вторжения воинствующих экстремистских и террористических группировок в приграничных районах с Афганистаном, а также на укрепление безопасности границ путем наращивания потенциала соответствующих правоохранительных органов и органов безопасности государств-членов ЦА, трансграничного сотрудничества, обмена информацией по вопросам безопасности и борьбы с терроризмом.

Сложившаяся ситуация в Афганистане и приграничных регионах Центральной Азии требует усиления сотрудничества и координации между правоохранительными органами государств-членов региона, включая своевременный обмен информацией. В целях содействия развитию регионального сотрудничества в области обмена информацией по вопросам, связанным с Афганистаном, в рамках четвертой фазы проекта была разработана инициатива создания Сети раннего оповещения в области контртерроризма (EWN) для Центральной Азии. Проект предусматривает подготовку два раза в год общего оценочного отчета, включающего общую оценку ситуации, анализ основных тенденций, выводы и рекомендации на национальном и региональном уровнях. Частью исследовательской деятельности является разработка двух предварительных исследований по следующим темам: во-первых, комплекс исследований политической ситуации в Афганистане и ее потенциального влияния на соседние страны Центральной Азии и каждую из пяти республик ЦА; во-вторых, комплекс исследований религиозной ситуации в регионе и каждой из пяти республик Центральной Азии с акцентом на оценку потенциального влияния интернет-пропаганды из Афганистана..

 ГЛАВА 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования — описать влияние онлайн пропаганды идеологов, поддерживающих ДТ в Афганистане, а также их сторонников и последователей, на рост радикализации среди молодежи Узбекистана.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить основные странички социальных сетей, которые используют идеологи, продвигающие нарративы ДТ, а также их сторонники и последователи.
  2. Понять какая часть молодежи подвержена такому влиянию по определенным маркерам.
  3. Описать основные понятия и определения, связанные так или иначе с радикализацией молодежи и онлайн пропагандой.
  4. Изучить интервью, проведенные с молодежью/студентами Университета журналистики, а также глубинными интервью с экспертами Узбекистана, которые позволят сделать выводы и предложить рекомендации по профилактике распространению радикализации молодежи Узбекистана.

 

ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решение указанных задач, использованы:

  • онлайн источники, включая официальные интернет-сайты талибов, их социальные медиа аккаунты;
  • интервью с фокус группой молодежью/студентами Университета журналистики Узбекистана;
  • глубинные интервью с экспертами страны

по предложенным вопросам, связанным с влиянием онлайн пропаганды на молодежь Узбекистана.

ГЛАВА 4. РЕЛИГИОЗНЫЙ РАДИКАЛИЗМ И ОНЛАЙН-ПРОПАГАНДА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  • Религиозный радикализм

Для того, чтобы разобраться с определением «Религиозный радикализм», в применении к данному исследованию разобьем понятие на три части:

  • Радикализация
  • Религиозный/ «Исламский радикализм»
  • Радикализация молодежи

Радикализация[1] означает процесс, посредством которого индивидуум все больше исповедует или поддерживает экстремистские идеи. Это понятие имеет различные интерпретации в научных и политических кругах. Радикализацию можно определить, как процесс, который подразумевает отступление от традиционных и общепринятых норм общества («статус-кво») и переход к экстремистским взглядам, которые могут или не могут привести к насилию. Таким образом, радикализация зависит от ряда стимулирующих и тормозящих факторов в обществе. Статус-кво может представлять собой политический порядок (например, Конституция страны, выверенная система управления, или правительство в целом), религию, религиозные традиции и догмы (например, следование тому, что считается правильным путем в религии или терпимостью в отношение последователей других религий) или социальные нормы и основные ценности общества (такие, как отношение к правам человека, правам женщин, этническому или языковому плюрализму и т.д.).

  • Религиозный радикализм — это идеология, которая выражается в насильственном экстремизме, основанном на религиозных убеждениях. Религиозные радикалы следуют убеждению, что вера является истинной и, что они обязаны бороться за ее распространение или защиту. Религиозные радикалы считают, что убийство, насилие или террористические акты оправданы во имя веры. Религиозный радикализм приводить к конфликтам и насилию, как среди приверженцев веры, так и между конфессиями, угрожая миру и безопасности.

«Исламский экстремизм» предлагает простые и ясные идеологические решения проблем, с которыми сталкиваются молодые люди, создавая чувство принадлежности к миру, в которым они смогут что-то контролировать.

  • Радикализация молодежи идеями «исламского экстремизма» — процесс, в результате которого молодые люди склонны к принятию радикальных решений/действий, основанных на интерпретациях ислама, которые призывают к насильственному экстремизму.

Такая форма радикализации вызвана различными факторами/уязвимостями, включая социальные, экономические, политические, а также результатом воздействия исламисткой пропаганды.

Молодые люди, склонные к восприятию идей «исламистского экстремизма», испытывают страх, обиду, безысходность и разочарование к сложившемуся положению в своей жизни и обществе. Молодежь ищет причины и объяснения своим трудностям, обращаясь к религии в поисках ответов на решение таких проблем. В такой ситуации их подверженность влиянию идеологии экстремизма возрастает.

  • Онлайн-пропаганда

Разберем онлайн пропаганду на два блока:

  • Понятие онлайн пропаганды;
  • Онлайн пропаганда радикальных «исламистских идей».
  • Онлайн-пропаганда — это использование интернета для распространения информации, мнений и убеждений с целью влиять на общественное мнение, формировать определенные взгляды или достигать политические, идеологические или коммерческие цели.

Онлайн-пропаганда используется различными субъектами – правительственными учреждениями, политическими партиями, организациями, активистами и т.д. Такая пропаганда может быть как легальной (например, информационная кампания, создание официальных информационных ресурсов), так и незаконной (например, создание фейковых новостей, широкое использование ботов и целевая реклама).

Онлайн-пропаганда использует: манипуляцию информацией, создание и распространение фейковых новостей и дезинформации, подделку, искажение фактов, пропагандистские приемы, работу сингхронизированной группой аккаунтов (боты), а также целевую реклама и манипуляцию алгоритмами поиска и социальных сетей.

 «Исламистские» радикалы также используют онлайн пропаганду (социальные сети, иные интернет-платформы) для распространения экстремистской идеологии. Такая пропаганда включает в себя публикацию текстов, видео, аудио и другой контент, который подстрекает к насильственному экстремизму, террористическим актам и иным действиям в соответствии с радикальным толкованием ислама.Многие «исламские» радикалы используют онлайн пропаганду для привлечения новых сторонников, обучения их радикальной идеологии, методам насильственного экстремизма, а также для координации террористических действий. Это позволяет широко и быстро распространять свои идеи и привлекать новых сторонников.

Онлайн пропаганда «исламских» радикалов — серьезная угроза безопасности, так как воздействуют на молодых и впечатлительных людей, которые подвержены радикальному влиянию.

Борьба с онлайн пропагандой — один из приоритетов правительств и международных организаций, которые предпринимают меры для блокировки и удаления экстремистского контента, а также для проведения контрмер против онлайн пропаганды «исламских» радикалов.

ГЛАВА 5. АФГАНИСТАН: ОНЛАЙН-ПРОПАГАНДА ПРИ ВЛАСТИ ДТ

После прихода ДТ к власти в Афганистане влияние их пропаганды, манипулирование молодежью Узбекистана создают потенциальную угрозу для стабильности и безопасности в регионе.

Одним из основных факторов влияния ДТ на молодежь является их активное использование современных средств массовой информации. Интернет, социальные сети и смартфоны позволяют ДТ эффективно распространять свою идеологию и пропаганду в молодежной среде. С помощью обширной сети пропагандистских ресурсов идеологи ДТ, их сторонники и последователи формирует и культивирует определенные ценности, убеждения и нормы поведения, основанные на шариатских установках и оказывающие негативное влияние на молодежь Узбекистана.

Идеологи ДТ умело прикрывают свои радикальные и экстремистские идеи религиозной одушевленностью, притягательностью и обещаниями справедливости и светлого будущего. Своим заявленным стремлением к восстановлению исламского закона и права, ДТ создают образ честного и понятного порядка, что особенно привлекает молодых людей, ищущих свою идентичность в Республике Узбекистан, в которых молодежь из-за недостатков государственности подвержена многим уязвимостям.

Совершенно естественным, что одним из наиболее опасных аспектов влияния ДТ на молодежь Узбекистана является её радикализация. Часть молодежи, становясь жертвой пропаганды ДТ, может вовлекаться в РЭО и МТО.

  • Специфика онлайн пропаганды ДТ.

 Стратегии и тактики онлайн пропаганды ДТ.

ДТ использует различные стратегии и тактики в своей онлайн пропаганде, включающие: создание образа героев – победителей за свободу Афганистана против крестоносцев; искажение информации об успехах государственного строительства в Афганистане на основе шариатского права; использование различных языков, в том числе узбекского, для привлечения сторонников и последователей идей ДТ.

  • Воздействие на аудиторию.

ДТ используют социальные сети, активно воздействуя на аудиторию для привлечения новых сторонников, последователей с целью распространения своих идеологических установок.

ГЛАВА 6. ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ И АКТОРЫ В СФЕРЕ ОНЛАЙН-ПРОПАГАНДЫ В АФГАНИСТАНЕ

Основными источниками онлайн пропаганды, находящимися в Афганистане для узбекоязычной молодежной аудитории являются:

  • Движение Талибан
  • Аль Каеда
  • Исламское движение Туркестана/Узбекистана ИДТ/ИДУ
  • Союз исламского джихада /СИД
  • Катибатуль Имам аль-Бухари/КИБ

Необходимо констатировать, что ДТ традиционно поддерживает дружеские отношения с Аль Каедой, а также МТО, которые являются ее сторонниками.

Аль Каеде и МТО, которые традиционно считаются узбекскими этническими группировками: Исламскому движению Туркестана/Узбекистана (ИДУ/ИДТ), Союзу исламского джихада (СИД), Катибатуль Имам аль-Бухари (КИБ) в Афганистане ДТ предоставляет возможности поддерживать боеспособность отрядов полевых командиров в лагерях, как на Севере Афганистана, так и в Северном Вазиристане.

ИГИЛ (ИГВХ) находится в противостоянии, как с ДТ, так и Аль Каедой и МТО, которые последняя контролирует.

ДТ, а также каждая из указанных МТО имеют свои странички в социальных сетях и другие интернет платформы, на которых лидеры этих МТО, их идеологи распространяют радикальные идеи, ведущие к насильственному экстремизму и терроризму, а сторонники, последователи этих идей стараются такие воззрения распространить на других более доступных/личных страничках в социальных сетях.

6.1. Аль Каеда

МТО была основана в 1988 году в Пакистанском Пешаваре, в контексте советско-афганской войны (1979-1989). В это же время Аль-Каида начала свою деятельность в Афганистане.

Основатель Аль-Каиды Усама бен Ладен приехал в Афганистан, чтобы принять участие в борьбе афганских муджахиддин против советской оккупации. После завершения войны и ухода советских войск из Афганистана в 1989 году, бен Ладен остался в регионе и начал использовать свои ресурсы и связи для усиления Аль-Каиды, ее активности по всему миру.

Особое положение в мире террора Аль Кеаеда завоевала прихода Талибана к власти в 1996 году. Высокий статус этой МТО в Афганистане гарантировал лидер Талибан мулло Омар.

В результате военных операций и усилий международных коалиций, Аль Каеда в Афганистане была сильно ослаблена. Её лидеры были уничтожены или задержаны, а МТО лишилась почти всех своих баз и инфраструктуры.

Однако, несмотря на это, Аль Каеда продолжает действовать в Афганистане и остается угрозой для международной безопасности, из-за того, что старается привлекать боевиков из разных стран и остается известной, как источник самой радикальной исламской идеологии.

В социальных сетях, связанных с Аль Каедой, широко распространяются на узбекском языке радикальные идеи, например:

  • выдержки из книги Сайида Кутбы «Ма’алимфит-тарик» (Вехи на пути);
  • Абдуллы Аззама, духовного вдохновителя Аль Каеды;
  • Усамы бен Ладана, лидера Аль Каеды;
  • выдержки из стаей Абу Мусаб аль-Сури, связанных с призывами к глобальному исламскому сопротивлению;
  • материалы Ахмеда Гадана, одного из идеологов Аль Каеды;
  • другие материалы, публикуемых на интернет-ресурсах, принадлежащих Аль Каеде.

6.2. ИДУ/ИДТ

МТО ИДУ была создано в 1998 голу в Таджикистане, в состав которой вошли боевики из Узбекистана, воевавшие на стороне объединенной таджикской оппозиции. В 1999 году лидеры ИДУ (Тохир Юлдаш и Джума Намангани) перемещается со всеми своими отрядами в Афганистан и становится второй по значимости МТО после Аль Каеды в этой стране. После 2002 года (после уничтожения Джумы Намнгани- военного амира организации) лидер ИДУ Тохир Юлдаш меняет название группировки на Исламское движение Туркестана, поставив цель перед боевиками МТО захватить власть в регионе Центральной Азии для создания теократического государства. Эта цель во многом определила идеологию организации, ее агрессивную политику по радикализации молодежи стран Центральной Азии, для рекрутирования новых боевиков, которые должны принять участие в джихаде против неверных.

Несмотря на многочисленные решения судов о признании ИДУ/ИДТ террористической организацией во многих странах, включая США и, несмотря на то, что на многих интернет-платформах (например, youtube) материалов, связанных с основателем этого МТО Тахира Юлдаша (уничтоженного в 2007 году), сегодня найти крайне сложно, все таки часть видео-призывов, совершить хиджру и присоединиться к воинам джихада в Афганистане, распространяются в социальных сетях.

Однако в последние несколько лет наблюдается стойкая тенденция на сокращение распространения этих видео-призывов в социальных сетях, что связано с запретами на распространения такого контента самими интернет-платформами. Такой контент «сносится», а распространители его блокируются по указанию владельцев (или правильнее написать юридическими службами) социальных сетей.

Также значительно сократились в социальных сетях видео и аудио обращения Абдували Кори, идейного вдохновителя и духовного отца Тахира Юлдаша. Кроме блокировки такого контента, можно наблюдать утерю интереса к проповедям Абдували Кори, который когда-то был популярным «имамом»-ревизионистом. Сегодня в моде иные тренды в среде новоявленных богословов.

6.3. СИД

СИД была создана в начале 2002 года после серьезных поражений ИДУ от американской армии. После уничтожения Джумы Намангани военного амира ИДУ, один из полевых командиров этой МТО Нажмитдин Джалолов собрал наиболее боеспособные отряды и полевых командиров, объявив о создании нового джамаата – Союз исламского джихада. Острая нехватка боевиков подтолкнула лидера СИД к активной вербовочной деятельности граждан Узбекистана в разных странах СНГ. Тогда же началась активная пропаганда радикальных идей и призывы присоединиться к джихаду в Афганистане.

Несмотря на то, что лидер СИД – Н.Джалолов давно уничтожен, его проповеди по-прежнему распространяются в социальных сетях. При этом необходимо констатировать — количество деструктивного контента, подготовленного Н.Джалоловым сокращается в интернет пространстве. Причины такого тренда аналогичны уже указанным факторам, характерным для распространения деструктивных идей лидерами и идеологами ИДУ/ИДТ.

6.4. Катибатуль Имам аль-Бухари

Акмалю Джурабаеву в 2015 году далось создать и возглавить одну из самых дерзких террористических организаций сирийской оппозиции — «Катибатуль- Имамаль-Бухари» (КИБ), в которой большинство боевиков имеют паспорта граждан Центральной Азии. Костяк группировки составляют боевики ИДУ/ИДТ, имеющие опыт боестолкновений в Афганистане ещё с конца с 2011 году. КИБ начал свою активную джихадистскую деятельность в начале в Сирии, но в 2018 году часть боевиков вновь перебралась в Афганистан и действует под полным контролем ДТ.

А.Джурабаев также готовил вербовочный контент, который активно распространялся в социальных сетях. Однако по уже указанным выше причинам, призывы А.Джурабаева к присоединению к джихадистам, резко сократились в социальных сетях.

В заключении необходимо констатировать, что в настоящее время в узбеко-язычном пространстве наиболее активным пропагандистами выступает именно идеологи ДТ. Структуры этой МТО, ответственные за онлайн пропаганду наиболее эффективны в интернет-пространстве и ими подготовленный контент шире всего обсуждается сторонниками радикальных идей в социальных сетях и иных интернет-платформах.

ГЛАВА 7.  ВЛИЯНИЕ ОНЛАЙН-ПРОПАГАНДЫ ИЗ АФГАНИСТАНА НА РЕСПУБЛИКУ УЗБЕКИСТАН 

7.1. Идеологические нарративы и месседжи, инструменты и подходы.

Для распространения идеологических нарративов идеологи ДТ используют Telegram каналы и странички в социальных сетях, в большой степени Facebook.

При этом необходимо констатировать, что само Министерство информации и культуры Афганистана странички в социальных сетях, направленные на пропаганду идей Исламского Эмирата, на узбекском языке не ведет и это несмотря на то, что узбекский язык в Афганистане, считается одним из официальных языков[2].

Сегодня в Афганистане существует всего несколько информационных каналов, которые предоставляют новости и информацию на разных языках.

Большинство информационных каналов в стране предлагают новости на пушту, дари, таджикском, а также на английском языке:

TOLO News — один из крупнейших информационных каналов, предоставляющий новости на пушту, дари и английском языках.

  1. Ariana News — информационный канал, предлагающий новости на пушту и дари языках.
  2. RTA (Radio Television Afghanistan) — национальный телевизионный канал Афганистана, предоставляющий новости на пушту, дари и английском языках.
  3. Shamshad TV — телевизионный канал, предлагающий новости на пушту и дари языках.
  4. Локальные радиостанции и телеканалы в разных регионах Афганистана также предлагают новости на разных языках, включая пушту, дари и таджикский.

На узбекском языке в Афганистане, лишь в нескольких регионах действуют несколько местных радиостанций или телеканалов, которые предоставляют только новостную информацию.

Вместе с тем, идеологи радикальных воззрений на Ислам, сторонники жизни по законам шариата, проживающие сегодня в Афганистане, являются модераторами нескольких Telegram каналов и страничек на Facebook на узбекском языке. Именно эти интернет-платформы являются основными источниками онлайн пропаганды радикальных идей, так или иначе связанных с жизнью в Исламском Эмирате Афганистан, на узбекском языке.

Еще одним важным фактом, который необходимо упомянуть, является то, что часть таких интернет-платформ, которые действуют, как форумы для обсуждения наиболее радикальных идей – закрыты для обычных пользователей. Для вступления в такие группы необходимы рекомендации наиболее авторитетных участников обсуждений на форумах, или их администраторов.

Другие интернет-платформы, распространяющие онлайн пропаганду, открыты, но позволяют лишь ставить лайки или кратко комментировать происходящее в Афганистане.

Структурно контент таких интернет-платформ можно разбить на следующие блоки.

  1. Блок.

Экономические успехи Афганистана. Вся информация о изменениях подается пафосно, сравнивается с недавним прошлым. Ниже приведены некоторые фотографии с частью коротких комментарием модераторов.

Модератор: Газотранспортные работы были завершены от Шабаргана до Мазари-Шарифа раньше запланированного срока. Стоимость транспортировки газа из Шабергана в Мазари-Шариф протяженностью 94,5 км и стоимостью 609 миллионов афгани оплатило Министерство горнодобывающей промышленности и нефти.

Суть местных комментариев. В Узбекистане, в вилоятах с газом проблемы, вот бы нам Шариат и тогда чиновники будут заботиться о мусульманах.

 

 

 

Модератор: Истина, которую невозможно скрыть ни как. Посмотрите сами как процветает Афганистана.

Хвала Аллаху сейчас время процветания, безопасности, прогресса и экономики. Критикам, протестующим и заговорщикам лучше открыть глаза и закрыть рты.      Примите участие в укреплении нашей исламской системы.

Суть местных комментариев. Вот, как истинные мусульмане заботятся о своей умме.

 

 

 

Модератор: Мулла Абдуль Гани Барадар, заместитель министра экономики и шейх Шахабуддин Дилавар, министр шахт и нефти Исламского Эмирата, открыли сегодня 8 новых нефтяных скважин в провинции Сарипул во время своего официального визита.

В этом мероприятии также сопровождали губернатор Сарипула Мухаммад Якуб Абдур Рахман и другие местные чиновники этой провинции. На нефтяных месторождениях Кашгари открыто восемь новых скважин, суточная мощность добычи нефти из которых достигает 800 кубометров.

 

Суть местных комментариев. А у нас в стране бензин дорожает потому, что свою нефть добывать не можем, а покупаем в других странах. Вот как Шариат правильно управляет экономикой.

  1. Блок

Рассказывает о том, что лидеры ДТ простые люди и живут как простые мусульмане. Они не коррумпированы, не ездят на шикарных автомобилях, не живут в дорогущих особняках.

 

Модератор: Когда к власти приходит искренний верующий, он не возвышается над остальными, наоборот он продолжает жить простой и чистой жизнью, как и до власти.

Мухаммад Якуб Муджахид (да хранит его Аллах) Министр обороны ИЭА сидит на полу с ребенком облокотившись на подушку

Суть местных комментариев. Наши лидеры далеки от мусульман, потому что погрязли в роскоши.

 

 

 

  1. Блок

Связан с успехами армии ДТ. Теперь это не батальоны в сандалиях и на мопедах, это настоящие современные вооруженные силлы Аллаха.

 

Модератор: 897 военнослужащих «Спецназа» (Commando) после 6 месяцев идеологической и диверсионной подготовки, а так же различных профессий сегодня в ходе специальной церемонии окончили второй тур Командной средней школы «Спецназа» под руководством Министерство национальной обороны.

На выпускной церемонии присутствовали Мауляви Абдус Салам Ханафи – административный заместитель Министерства иностранных дел, Мауляви Мухаммад Якуб Муджахид – исполняющий обязанности министра национальной обороны и другие министры, чиновники, старейшины и муджахеды.

Заместитель руководителя министерства иностранных дел, поздравляя, добавил: «Вас учили защищать исламскую систему, прекрасную родину, а также осуществлять мечты шахидов, и вы также являетесь стражами свободы, решительно защищающие ваши святыни».

Мауляви Мухаммад Якуб Муджахид, исполняющий обязанности министра национальной обороны, сказал в своей речи: «То, чему вас обучали, — это великая цель защиты исламской системы и земли Афганистана, поэтому с вашей решимостью и сильной волей примите участие плечом к плечу с другими членами военных органов. Защитите свою землю.

Исполняющий обязанности министра национальной обороны добавил: «Я заверяю народ, что эти силы защитят вашу страну, ваше богатство и принесут вам счастье. Они не позволят никакому оккупанту вмешаться».

Суть местных комментариев. Вот как быстро в Исламском Эмирате Афганистан изменили армию.

 

 

  1. Блок

О будущей войне. Модераторы пишут, что Исламский Эмират может быть атакован крестоносцами, неверными, поэтому войны джихада должны быть морально готовы стать шахидами.

 

Модератор: Когда войска ислама и неверия сталкиваются друг с другом и битва накаляется, Райские гурии спускаются и наблюдает за битвой.

Каждая гурия наблюдает за самопожертвованием и храбростью своего избранного жениха…

По этой причине мы видим с какой улыбкой покидают этот грешний мир шихиды.

О, Аллах! Прости нам наши грехи и позволь умереть нам будучи шахидами, амин.

Суть местных комментариев. Мы должны быть готовы прийти на помощь нашим братьям в Исламском Эмирате.

 

 

 

  1. Блок

Узбекская община пользуется уважением в Афганистане. В правительстве Талибан есть представители узбекской диаспоры. Узбекский язык – один из официальных языков страны.

Модератор: Узбекские общины в Афганистане процветают. Вот смотрите, как раньше жили узбеки, пока неверные не завоевали Узбекистан.

Суть местных комментариев. Жизнь мусульман разрушена после завоевания страны русскими неверными, а в Афганистане процветает.

 

 

  1. Блок

В Афганистане жизнь изменилась и совсем не мрачная, как было раньше при оккупации крестоносцами. Вот смотрите, как выглядят наши города при ярком освещении.

Модератор: Нет, это не Дубай, это — КАНДАГАР. Афганистан.

Суть местных комментариев. Нам рассказывают про нищий Афганистан. Жизнь по правилам Корана и сунны меняет страну. Вот в чем истина.

 

 

 

  1. Блок

Самая тревожная информация. Но по значимости такая информация (в количественном выражении) минимальна в сравнении с другими блоками.

 

Модератор: С позволения Всевышнего мы поднимем флаг Ислама над всем миром

Суть местных комментариев. Скорее бы уже

 

 

 

Отдельное место в постах на интернет-платформах занимаю наказания различных провинившихся, коррупционеров, воров, наркоманов, обвиненных в суапудеской измене.

Пример такого сообщения: «В Кабуле обвиняемого публично наказали поркой. Верховный суд объявил о приведении в исполнение приговора к наказанию человека в Кабуле. Упомянутый человек обвиняется в супружеской измене. Его дело расследовалось судом первой инстанции города Кабула. Приговор был приведен в исполнение вчера публично в присутствии ученых и граждан».

Модераторы доказывают таким контентом – справедливость шариатского суда, действующего по правилам фикха, лишенного коррупции и телефонного права.

Необходимо также упомянуть контент таких интернет-платформ, связанных с международными новостями. Конечно же события на Ближнем Востоке, война Хамаса и Израиля в центре внимания модераторов, упомянутых интернет-ресурсов. Модераторы с максимальной эффективностью используют картинки атак израильской армии на гражданские объекты в секторе Газа. При этом активно раскручивается антиизраильский, антисемитский, антиамериканский контент.

Модераторы таких интернет-платформ, с одной стороны, тщательно упоминают, что являются сторонниками ханафитского мазхаба, но часто прибегают к аргументам салафитов. Например, параллельно с пояснениями запрета/рекомендаций различных ограничений для женщин: обучение в школе в старших классах, университетах, появлению на улице с открытым лицом, или без сопровождения мужчин, модераторы объясняют запрет на светскую музыку или танцы, особенно в исполнении женщин/девушек. Такие пояснения обычно размещаются осторожно, потому что участники таких ресурсов не так категорично поддерживают модераторов, как при размещении иной информации о жизни в Афганистане.

В заключении необходимо также констатировать — постоянное упоминание об изменениях в порядке жизни мусульман Афганистана после прихода к власти ДТ. Модераторы настаивают на факторах резкого уменьшения опасности жизни для обычных членов уммы. Число терактов резко сократилось, преступность, грабежи, нападения на обычных людей практически сведено к минимуму. По мнению уже упомянутых модераторов – спокойной жизни, как сегодня, в Афганистане не было за последние 40 лет. Модераторы доказывают, что мирная жизнь становится привычна в Исламском Эмирате и поэтому усилия ДТ по наведению порядка в стране поддерживается всеми афганцами, без исключения.

Такой информации невозможно возражать, именно поэтому положительные лайки и отклики на такую информацию, занимают значительное место на интернет-ресурсах, посвященных Афганистану.

7.2. Влияние на общественное мнение и восприятие населения в Республике Узбекистан онлайн пропаганды ДТ

7.2.1. Число участников интернет-платформ, распространяющих онлайн пропаганду ДТ.

Изучение интернет-ресурсов, а именно Telegram и Facebook, которые, так или иначе, связаны с онлайн пропагандой в узбеко-язычном пространстве показало, что постоянных участников этих платформ не более 4,7 тыс. Сторонников, последователей, которые ставят оценки/лайки постам не более 1,1 тыс.

Тех, же постоянных участников форумов, которые активно комментируют ту или иную информацию, размещаемую на интернет-ресурсах, связанных с онлайн пропагандой ДТ не более 350 человек. Именно эти участники форумов представляют наиболее радикализированную часть (скорее всего молодежи). По некоторым комментариям можно сделать вывод, что примерно 40% из участников форумов могут проживать за рубежом Узбекистана, находясь в трудовой миграции или на учебе.

По нашему мнению, число/количество сторонников, последователей идеологов ДТ, которые стараются имплементировать через уже указанные интернет-ресурсы радикальные идеи; воззрения политического Ислама; жизни по законам шариата, не является критичным для идеологического сдвига у всей узбекской молодежи.

Вместе с тем, допускается, что онлайн пропаганда ДТ может достаточно широко распространятся сторонниками и последователями идей радикального Ислама, жизни по законам шариата, на своих личных страничках, где такие посты могут быть поддержаны бОльшим количеством участников социальных сетей.

Для сравнения/статистики важно привести данные по числу/количеству сторонников и последователей «имамов» (самоназванных), которые проповедуют идеи салафизма в узбеко-язычном интернет-пространстве: Зуфар, Содик Самаркандий, Абдульмумин. Общее число читателей, слушателей, последователей идей этих радикалов приближается к 100 тыс. Большая часть молодых людей, находящихся под влиянием этих радикалов находится в трудовой миграции, за рубежом Узбекистана.

7.2.2. Влияние на общественное мнение и восприятие онлайн пропаганды ДТ в Республике Узбекистан

Онлайн пропаганда ДТ, по нашему мнению, оказывает влияние на общественное мнение и восприятия в Республике Узбекистан в следующих нескольких аспектах:

7.2.2.1. Идеологическое воздействие:

Пропагандистские материалы распространяют исламскую идеологию, которую выдвигает ДТ в качестве единственно верной, стараясь доказать это на множестве примеров изменения порядка жизни в Афганистане. Идеологи ДТ, их сторонники, последователи уверяют свих подписчиков, что политический Ислам – единственная и правильная форма правления в мусульманском государстве, а шариат дает возможность всем членам уммы быть равноправными участниками общества.

Совершенно естественно, что такие воззрения находят отклик в определенных социальных/религиозных группах, симпатизирующих таким идеологическим принципам.

Необходимо обратить внимания, что абсолютное большинство членов таких социальных/религиозных групп, являются молодыми людьми, большая часть из которых находится за рубежом Узбекистана, в трудовой миграции в России, Южной Корее, Турции, некоторых стран ЕС.

7.2.2.2. Мобилизация и радикализация:

Онлайн пропаганда, уже упомянутый контент, стремление к имплементированию политического Ислама в государственную систему Узбекистана радикализует молодежную аудиторию, мобилизуя при этом поддержку и симпатии в пользу ДТ, Исламского Эмирата Афганистан. Такая мобилизация возможна в первую очередь среди молодежи, подверженной различным уязвимостям в реальном узбекском обществе.

7.2.2.3. Информационные влияния:

К сожалению, онлайн пропаганда, незнание инструментов фактчекинга, неумение критически оценивать реальную ситуацию, могут формировать определенные навыки к восприятию различных событий и происходящих конфликтов, представляя их через призму идеологии ДТ. Всё это может формировать альтернативную «правду» в глазах некоторой части молодежи.

7.2.2.4. Влияние онлайн пропаганды ДТ через социальные сети:

Онлайн пропаганда ДТ сегодня проводится через социальные сети, что помогает быстрее достичь целевые группы и формировать в таких группах радикальное общественное мнение.

7.2.2.5. Реакция на угрозы экстремизма и терроризма:

Некоторые эксперты считают, что онлайн пропаганда идей ДТ, радикализация молодежи, которая ведет к насильственному экстремизму, может создавать угрозу безопасности, поощряя молодых людей к активным действиям в этом направлении.

7.3. Целевые группы: основные социальные группы восприимчивые к онлайн пропаганде.

К сожалению, онлайн пропаганда оказывает все большее влияние на современное общество, используя интернет-платформы для распространения ложной информации, манипуляции и формирования убеждений. Примерами такого негативного явления могут служить вмешательство в выборы, усиление политической напряженности и расширение расовой, этнической и религиозной нетерпимости. Однако, не все социальные группы одинаково подвержены воздействию онлайн пропаганды.

Для определения групп населения, которые имеют повышенную восприимчивость к онлайн пропаганде были проведены уже упомянутые интервью.

Мы считаем, что на основании проведенных интервью можно условно выделить несколько основных групп, которые наиболее восприимчивыми к онлайн пропаганде идеологов ДТ:

  1. Молодежь: именно молодые люди (иногда подростки) являются одной из самых уязвимых групп, так как они активно используют интернет и социальные медиа для получения информации и участвуют в интернет-форумах.
  2. Трудовые мигранты: граждане Узбекистана, находящие за рубежом в трудовой миграции. Трудовые мигранты подвержены большему количеству уязвимостей, чем молодежь, проживающая в Узбекистане, она лишена социальных лифтов и оторвана от семьи.
  3. Граждане страны, подвергшиеся различным уязвимостям, несправедливостью, столкнувшиеся с коррупцией и другими негативными проявлениями.
  4. Религиозно настроенные граждане, не находящие ответы на многие вопросы, связанные с Кораном, сунной, законами Шариата. Для такой категории граждан социальные медиа предоставляют множество ответов, очень часто радикального и экстремистского характера.
  5. Политически активные люди: те, кто активно стараются участвовать в политической жизни. Такая группа граждан более предрасположены к принятию информации из онлайн источников, особенно если такая информация согласуется с их политическими убеждениями.

Таким образом, определение основных социальных групп, восприимчивых к онлайн пропаганде, является первым шагом для эффективного противодействия ее негативным влияниям. Такая информация позволяет разработать целенаправленные стратегии, например, светского образования, информационной грамотности, а также создать меры по сокращению распространения ложной/деструктивной информации и манипуляций в онлайн пространстве.

7.4. Отношение к ДТ и к другим радикальным организациям

7.4.1. Отношение в Узбекистане к МТО, имеющих свои лагеря в Афганистане.

Необходимо констатировать, что уже упомянутые МТО (которые традиционно продолжают называть узбекскими этническими группировками, такими уже сегодня не являются) продолжают постепенно деградировать. В ИДУ/ИДТ, СИД, КИБ сегодня больше граждан других стран, чем из Узбекистана. Причем костях боевиков этих группировок составляют не только граждане Киргизии, Казахстана или Таджикистана, но и владельцы паспортов стран соседних с Афганистаном, есть в них и граждане самого Афганистана.

В группировках по-прежнему нет значимых лидеров, это с одной стороны, а с другой стороны нет достаточного финансирования, которое в свою очередь не позволяет этим МТО как-то развиваться.

Еще одним фактором деградации этих МТО является то, что ДТ, которое и ранее контролировало эти бандформирования, после прихода к власти, только усилило этот контроль. Задачи по сопротивлению объединенной коалиции во главе с США перед МТО сегодня не стоят, с армией рухнувшего режима также нет необходимости бороться, а поэтому группировки остаются как бы не у дел, а значит и без какого-либо значимого финансирования.

ДТ пытается использовать отряды некоторых полевых командиров, упомянутых МТО в противостоянии с ИГИЛ-Хорасан, но как-то вяло и не очень эффективно все это получается.

Есть отдельные мнения, что боевиков этих МТО нацелят на Север, то есть на страны Центральной Азии. Такое развитие событий вполне возможным, но лишь в том случае если будут подготовлены достаточные финансовые ресурсы для такого похода. Однако, сейчас самим ДТ такая война с северными соседями вряд ли интересна. Других бенефициаров такого «марш броска» также не просматривается. Аль-Каеда, которая тоже имеет влияние на упомянутые МТО, сама нуждается в финансировании и с трудом выживает в Афганистане.

Сами полевые командиры, среди которых граждан Узбекистана сегодня уже почти нет, оставили мечты создать Халифат в Мавераннахре. У них совсем другие интересы, а иностранцы, конечно, готовы будут воевать, но за солидный бонус.

Такая объективная реальность сказывается и на отношении к уже упомянутым МТО в узбекском обществе. Поток контрпропаганды против этих МТО в официальных СМИ сократился. Также сократилась информация о реальном положении вещей в этих МТО в экспертном сообществе. Конечно, такая все это не могло не сказаться на ответах респондентов в проведенных глубинных интервью. Об этих террористических организациях в Узбекистане стали забывать. Уже было упомянуто, что и пропаганда лидеров (уже уничтоженных) в сети интернет сильно сократилась.

7.4.2. Отношение в Узбекистане к ДТ

Необходимо констатировать то, что после прихода к власти ДТ узбекские власти пытались наладить отношение с новым правительством в Кабуле. «Новое руководство Афганистана предоставило «твёрдые и конкретные гарантии» о том, что не допустит возникновения угроз и опасности Узбекистану со стороны Афганистана», заявил глава МИД Узбекистана Абдулазиз Камилов в ходе визита в Кабул[3]. Таким образом официальные власти в Ташкенте, стараются никоим образом не упоминать реформы в Афганистане в негативном плане. Однако, запрета на критику негативных явлений, которые сегодня происходят в соседней стране, сегодня не существует. Вместе с тем, практически невозможно встретить упоминания о позитивных изменениях в Афганистане в официальных СМИ.

Таким образом интервью, которые были получены, также свидетельствуют о минимальной информации о реальных процессах, происходящих сегодня в Афганистане.

Единственным исключением может служить широко распространяемая информация о незавидном положении женщин в Афганистане. Абсолютно большая часть респондентов осуждает такую политику ДТ. Но при этом надо иметь ввиду, что небольшая часть самого узбекского общества под влиянием различных информационных ресурсов, также (как и ДТ) считает, что женщин необходимо ограничить во всех правах.

Все респонденты негативно относятся к запретам, накладываемым ДТ к другим составляющим общественной жизни. В первую очередь это относится к запретам на музыку, танцы, традиционным не мусульманским праздникам, учебе девочек в школе.

При этом, совсем незначительная часть молодежи, готова поддержать такие запреты, если их инициируют фетвами местные имамы.

7.5. Влияние на общий уровень радикализации общества.

Необходимо констатировать, что уровень онлайн пропаганды идеологов ДТ, их сторонников и последователей совпал с некой либерализацией, связанной с религиозными свободами, проводимыми властями примерно с начала 2017 года.

Процессы либерализации, которые наблюдаются в Узбекистане за последние несколько лет, также отразились и на духовной жизни общества. За 2017-2018 годы с учета сняты[4] более 20 тысяч граждан, подозревавшихся в связях с РЭО. Во многих СМИ списки таких граждан называют “черными”. В конце прошлого года омбудсмен страны Саидбек Азимов заявил, что “у нас больше нет никакого черного списка. Каждый имеет право на свободу убеждений”. Процесс либерализации непосредственно коснулся и тех, кто был осужден за участие в запрещенных РЭО и находился в местах заключения. Только за 2018 год в свои семьи вернулись 646 человек, осужденные за участие в деятельности запрещенных РЭО. Стоит также упомянуть ликвидацию колонии “Жаслык”, известной суровыми и жесткими условиями содержания заключенных, многие из которых были осуждены за участие в запрещенных РЭО.

Кроме того, в последние годы необходимо констатировать, более гуманные (чем раньше) решения судебных инстанций при назначении наказаний лиц, попавших под влияние радикальных идей. Если до 2016 года по уголовным делам, связанным с участием обвиняемых в РЭО, судьи назначали длительные сроки заключения (от 5 до 15 лет), то сейчас суды ограничиваются либо условными сроками, либо лишением свободы до 5 лет. Сегодня освобождение фигурантов уголовных дел, участвовавших в незаконных РЭО, из зала суда под поручительство Комитета махалли, Союза молодёжи и других общественных организаций, становится обыденным.

С другой стороны, либерализация и демократические реформы в религиозной сфере в конечном итоге привели к некоторому росту радикализации молодежи. Показатели, маркеры такого роста нигде не опубликованы, возможно, что их просто не существует. Однако по косвенным показателям, по информации из открытых источников, из интервью с экспертами, беседами с богословами становится понятным, что наблюдается явный рост радикальных идей в Узбекистане.

Многие факторы способствуют такому росту, большинство из них не связаны с онлайн пропагандой идеологов ДТ, их сторонников и последователей.

Такой рост радикализации ощущают многие граждане Узбекистана даже на бытовом уровне. Причем ошибочно считать, что маркерами такого явления являются ношение религиозной одежды, атрибутики, массовое участие, в частности молодежи, в пятничных молитвах.

Радикальные взгляды части граждан выражаются в отрицании некоторых принципов светского образования, негативного отношения к научным постулатам (например, возникновение вселенной, звезд, происхождение человека). Радикализм выражается в игнорировании женщинами врачей мужчин, участия в общественной жизни, получении высшего светского образования.

Авторитетами, у молодежи становятся безграмотные или малограмотные «знатоки» Корана или сунны, которые совершили умру и после этого стараются декларировать положения религии, не соответствующие глубоким знаниям. Салафитские воззрения врываются в традиционные официальные мечети, мусульманские общины. Многие выпущенные из мест заключения, в результате либеральных реформ, сторонники политического Ислама, через некоторое время вновь стараются вернуться к экстремистскому толкованию многих положений Корана. Теперь некоторые из таких адептов радикального Ислама, говорят, что их спас не Президент Узбекистана, а истинная вера.

Традиционно консервативные, радикальные взгляды на Ислам были сильны в Ферганской долине, а сегодня они переместились в Ташкент. При этом приходится помнить, что в Узбекистане, несмотря на экономические реформы сохраняется высокий уровень безработицы, в результате которой более 2 млн. молодых людей вынуждены работать за рубежом в трудовой миграции.

Молодежь продолжает оставаться в поле высокой уязвимости, связанной с экономическими, ситуационными, личностными, идеологическими уязвимостями. Трудовая миграция накладывает на эти уязвимости, дополнительные факторы упрощающую радикализацию – чуждая среда, мигрантофобия, нарушение мигрантами местных законов, отсутствие социальных лифтов, минимизация поддержки семьи, родителей.

Такая ситуация упрощает идеологам радикального ислама подсказывать молодежи простые решения сложных задач. Отсутствие хорошего, в первую очередь светского образования, слабое критическое мышление, неумение сопоставлять и проверять факты, приводит к росту радикальных и экстремистских настроений в молодежной среде.

С развитием социальных сетей активность радикальных идеологов политического Ислама резко возросла и ложится она на благодатную почву.

Описанные тенденции стали объективной реальностью в Узбекистане последних 2 – 3 года. Именно поэтому онлайн пропаганда идеологов ДТ, их сторонников и последователей имеет дополнительный синергический эффект.

 7.6. Рекрутинг в МТО

Несмотря на явный рост радикализации молодых граждан Узбекистана, высокую активность вербовочных центров, нет фактов роста рекрутинга в МТО, имеющие свои лагеря в Афганистане.

Для такой констатации необходимо упомянуть следующее:

  • Сегодня резко усложнилась логистика переброски потенциальных боевиков/рекрутов в Афганистан.
  • Полевые командиры, которые еще несколько лет назад платили вербовщикам за каждого рекрута до 15 тыс. долларов, сегодня явно такими средствами не обладают. Организация логистики также требует значительных финансовых средств.

Однако, это совсем не означает упрощение ситуации. Наоборот, некоторые эксперты, считают, что под влиянием идеологов радикального ислама находится более 20 тыс. молодых людей, большая часть из которых не может себя (как бы им хотелось) реализовать в джихаде. Конечно, эти молодые люди не обучены боевым действиям, они не умеют собирать самодельные взрывные устройства, не владеют навыками владения огнестрельным или холодным оружием, но они готовы совершить хиджру и присоединиться к джихадистам в любой момент.

Еще одной проблемой является тот факт, что абсолютное большинство этих молодых людей находится за рубежом и с ними невозможно проводить стандартный комплекс мер по дерадикализации, повышению иммунитета против идей экстремизма или повысить их инстинкт самосохранения.

 

ГЛАВА 8. ОТВЕТНЫЕ МЕРЫ И СТРАТЕГИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН НА ВЫЗОВЫ РАДИКАЛИЗАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ОНЛАЙН ПРОПАГАНДОЙ ДТ

В Республике Узбекистан правительством определен комплекс мер по недопущению роста радикализации, ведущей к экстремизму и терроризму. Такие меры можно условно разделить на два блока:

  • Юридическая и правовая база противодействию этим явлениям
  • Комплекс профилактических мероприятий по недопущению роста уровня радикализации молодежи

Юридическая и правовая база

В Республике Узбекистан создана прочная законодательная база, состоящая из основополагающих Указов Президента, Законов и законодательных актов, позволяющая правоохранительным органам, надзорным органам, судам, правозащитным организациям с высокой эффективностью противодействовать экстремизму и терроризму при соблюдении прав граждан в соответствии с международными обязательствами.

Законодательная база и является стратегией государства, по противодействию и профилактике экстремизма и терроризма

Так в стране 15 декабря 2000 года Законодательной палатой был принят Закон Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом»[5] (В УК Республики Узбекистан[6] внесены поправки, в соответствии с упомянутыми Законами). В этом Законе даны исчерпывающие объяснения таким понятиям как: терроризм; финансирование терроризма; террорист; террористическая группа; террористическая организация; террористическая деятельность; террористическая акция; международный терроризм.

Кроме того, 12 июня 2018 года Законодательной палатой был принят Закон Республики Узбекистан «О противодействии экстремизму»[7]. В этом Законе даны исчерпывающие объяснения таким понятиям как: экстремизм; экстремистская деятельность; финансирование экстремизма; экстремист; экстремистская группа; экстремистский материал; экстремистская организация.

Необходимо также упомянуть и новой редакции Закона «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»[8], принятого 16 января 2019 года.

Реализуемая в Узбекистане «Стратегия действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан»[9] предусматривает совершенствование системы противодействия преступности и профилактики правонарушений, в том числе усиление организационно-практических мер по противодействию экстремизму и терроризму.

Кроме того, для консолидации наиболее эффективных мер, направленных на предупреждение и предотвращение экстремизма и терроризма, устранение источников и каналов их финансирования, объединение национальных и международных усилий в данной сфере, в стране утверждена «Национальная стратегия Республики Узбекистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2021 — 2026 годы»[10].

В Национальной стратегии определены такие приоритетные направления действий, как: пропаганда идеологии патриотизма, традиционных ценностей и толерантности; предупреждение распространения идей экстремизма и терроризма среди несовершеннолетних, молодежи, мигрантов; привлечение институтов гражданского общества и СМИ к противодействию экстремизму и терроризму; защита прав человека; противодействие использованию Интернета в деструктивных целях; совершенствование законодательства; развитие международного и регионального сотрудничества в этой сфере.

Правительство Узбекистана не ограничивается совершенствованием законов о борьбе с терроризмом, а старается планомерно устранять проблему на основе национальной стратегии и плана действий. Так, были утверждена «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы»[11], в которой определены важные задачи по формированию устойчивого иммунитета против идеологии терроризма и экстремизма у населения, особенно молодого поколения, обмену информацией и опытом с зарубежными странами и международными организациями в области противодействия экстремизму, терроризму и их финансированию.

Необходимо упомянуть принятие в 2023 году новой Конституции, в которую впервые (раньше такого положения в Конституции не было) включено положение о том, что Республика Узбекистан является светским государством[12].

Узбекистан продолжает развивать сотрудничество с соседними странами по многим направлениям, в том числе в деле борьбы с терроризмом. Согласно совместному заявлению встречи, проведенной в формате «С5+1», страны Центральной Азии и США регулярно обсуждают вопросы проведения совместных и региональных тренингов по борьбе с терроризмом. Вместе с тем, Узбекистан как член ШОС наладил сотрудничество в сфере противодействия международному терроризму и экстремизму в рамках Совета Региональной антитеррористической структуры.

  • Комплекс профилактических мероприятий по недопущению роста уровня радикализации молодежи

Профилактика коренится прежде всего в раннем выявлении симптомов радикализации и немедленном реагировании на эти явления.

Второй этап настраивается в зависимости от окружающей среды. К семьям обращаются инспекторы махалли, которые проводят предварительные предупредительные беседы и при необходимости могут пригласить авторитетных богословов или местных имамов. С другой стороны, образовательные учреждения проводят мероприятия, ориентированные на молодежь, реализуя специальные программы по предотвращению распространения идей насильственного экстремизма и радикализации, привлекая также авторитетных богословов. Широкая общественность ориентирована на контр-экстремистские видеоматериалы, подготовленные правоохранительными органами и распространяемые по основным национальным телеканалам и другим СМИ.

Профилактические мероприятия проводятся в нескольких направлениях. Два из них перечислены ниже.

Первое. Авторитетные имамы в мечетях доносят до прихожан толкование Корана и хадисов Пророка (сав) в соответствии с ханафитским мазхабом. В своих проповедях они объясняют и разъясняют отношение постулатов ислама по тем или иным вопросам, проблемам, связанными с жизненными ситуациями. Хорошо известно, что испокон веков только высокообразованные ученые-теологи могли справедливо толковать те или иные догмы ислама.

В стране реализуются несколько пилотных проектов, направленных на противодействие радикализации и даже дерадикализации. Один из таких проектов был реализован в Алмазарском районе Ташкента. В этом районе местным УВД был создан консультативный центр, в котором работали опытные теологи, исламоведы, имамы. В центр совершенно анонимно мог обратиться любой житель Ташкента и задать специалистам любой вопрос, связанные с толкованием Корана или положений ислама. Родители спрашивали о поступках детей в тех или иных сложных жизненных ситуациях, когда молодые люди путались в религиозных догмах и были готовы принять ошибочные решения. Были посетители, которые приводили на консультацию своих друзей, наслушавшихся «джихадистских» идей в интернете.

Очень важной инициативой является создание в Узбекистане крупнейших в регионе: центра исламской науки; школы изучения Корана и арабского языка; школы хадисов. Двери этих учебных заведений открыты для всех желающих познать основы ислама.

Второе.  В Узбекистане в течение многих десятилетий формировалась собственная школа подготовки кадров – средние и высшие религиозные учебные заведения, включая Исламскую академию для подготовки муфтиев, имам-хатибов, исламоведов и ученых-теологов. Очень важно, что подготовка таких кадров внутри страны исключает необходимость отправки желающих учиться основам исламской науки за рубеж, в арабские страны, где студенты впитывают в себя чуждые ханафитскому мазхабу идеи салафитского толка. В конце концов, государство своей политикой в религиозной сфере старается выработать у граждан страны, с одной стороны, иммунитет против радикального понимания ислама, воспитать толерантность, понимание религиозного многообразия, сложившегося в Узбекистане на протяжении многих лет, с другой стороны – инстинкт самосохранения против вербовки молодых людей в РЭО и МТО.

Еще одним важным направлением профилактики распространения радикальных идей является активная профилактика идеям экстремизма, создание эффективных контр- и альтернативных нарративов в сети Интернет, повышения меди грамотности. В Узбекистане молодежные редакции на постоянной основе размещают такие материалы на страницах (на русском и узбекском языках) веб-сайта stopterror.uz, интернет радио «Ватан Садоси» страничках в социальных сетях «.уч.нухта.»: Telegram, Instagram, Youtube. Все эти ресурсы модерирую молодежные редакции ННО «Центра изучения региональных угроз».

ВЫВОДЫ

  1. Онлайн пропаганду в узбеко-язычном интернет-пространстве официальные структуры ДТ не проводят.
  2. Онлайн пропаганду на узбеко-язычных интернет-ресурсах проводят идеологи ДТ, их сторонники и последователи, используя при этом чаще всего каналы Telegram и Facebook.
  3. Наиболее радикальные идеи, связанные жизнью мусульман в Исламском Эмирате Афганистан, основанные на шариатском праве, консервативном понимании Корана и сунны, широко обсуждаются в закрытых для широкого посещения интернет-ресурсах.
  4. Интервью фокус групп и углубленные интервью показали, что влияние онлайн пропаганды идеологов ДТ, их сторонников и последователей – минимальны и широко в молодежной среде не воспринимаются.
  5. Число активных участников таких интернет-ресурсов, на которых обсуждаются радикальные взгляды ДТ некритично/незначительно.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

В Узбекистане разработана достаточно эффективная правовая база по противодействию экстремизму и терроризму.

Однако, в борьбе с онлайн пропагандой необходимо широко развивать:

  1. Создание эффективных контр-нарративов, против радикальных идей исламизма, с использованием самых современных интернет-технологий;
  2. Создание эффективных альтернативных нарративов с широким привлечением СМИ, независимых журналистов и блогеров;
  3. Использование как имеющихся интернет-ресурсов по распространению указанных нарративов, так и создание новых страничек в социальных сетях;
  4. Привлечение ученых, теологов для участия в программах телевидения, радио, а также для создания контр-нарративов;
  5. Привлечение правоведов, юристов для повышения правовой грамотности молодежи, не знающей последствия следования пропаганде идей насильственного экстремизма, ведущей к радикализации и терроризму;
  6. Привлечение молодежи в редакции по созданию контр- и альтернативных нарративов, ведению социальных страниц, для широкого распространения такого контента в молодежной среде.
  7. Использование для контр- альтернативных нарративов популярных в молодежной среде лидеров: спортсменов, артистов кино и театра, певцов, музыкантов.

[1] Понятие радикализации: обзор научных подходов в современной зарубежной литературе

https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-radikalizatsii-obzor-nauchnyh-podhodov-v-sovremennoy-zarubezhnoy-literature

[2] https://8am.media/celebrating-uzbek-language-day-in-kabul/

[3] https://www.gazeta.uz/ru/2021/10/07/kamilov/

[4] https://president.uz/ru/lists/view/2180

[5] Закон Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом»

https://lex.uz/docs/19015

[6] Поправки в УК РУз

http://lex.uz/acts/111457

[7] Закон Республики Узбекистан «О противодействии экстремизму»

https://lex.uz/ru/docs/3841963

[8] Закон Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»  https://lex.uz/docs/284542

[9] «Стратегия действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан»

https://lex.uz/ru/docs/3107042

[10]Национальная стратегия Республики Узбекистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2021 — 2026 годы

https://lex.uz/ru/docs/5491628

[11] https://drive.google.com/file/d/1pEQ_76aEjjTFnV_PD1zEulz8jWfmtMr6/view?pli=1

[12] https://lex.uz/docs/6445147