Заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН Станислав Притчин в беседе с «ВЭС 24» рассказал о том, какими могут быть совместные действия России и стран Центральной Азии после теракта в Москве.
– Если мы говорим о потенциальной угрозе РФ, то от кого она исходит?
– Сам факт того, что граждане Центральной Азии были вовлечены в этот теракт, говорит не о том, что эти страны представляют угрозу для Российской Федерации. Скорее это указывает на необходимость со стороны властей и спецслужб РФ более тщательного контроля за гражданами, которых называют трудовыми мигрантами. Проблемы, которые время от времени возникают с этой категорией граждан, общественностью воспринимаются болезненно как в России, так и в ЦА.
– Какие риски сегодня есть у трудовых мигрантов в России?
– Теракт несет в себе очень серьезные потенциальные риски для отношений именно трудовых мигрантов в российской среде.
Мы видим и другую реакцию: власти стран ЦА дают рекомендации своим гражданам о том, что, если нет острой необходимости в поездке в Россию, лучше ее отложить, а вечерами, находясь в России, не выходить из дома и т.д.
В данном случае надо с пониманием отнестись к решению российских властей щепетильно подходить к досмотру и контролю людей, которые могут вызвать подозрения. Поэтому – да, сейчас не самый лучший период для мигрантов, тех, кто работает на стройках, в сферах обслуживания.
Очень важный момент, который требуется от властей и спецслужб РФ и стран ЦА, – плотное и постоянное сотрудничество, легализация и контроль трудовых потоков. Это необходимо для того, чтобы мигранты в России не были уязвимы, чтобы они были частью официальных трудовых, экономических, налоговых, медицинских процессов. И это требует на самом деле очень серьезных усилий со стороны стран региона.
– Какие, на Ваш взгляд, нужно решать проблемы в первую очередь?
– Во-первых, нужно решать вопросы не только трудовой поддержки и правовой подготовленности тех мигрантов, которые собираются выезжать в Россию. Во-вторых, возникает вопрос знания русского языка, и это фундаментальная проблема для тех, кто собирается приехать в Россию. Пространство русского языка в странах Центральной Азии сокращается, и для того, чтобы иметь долгосрочную перспективу сохранения наших отношений в сфере трудовой миграции, эти вопросы, конечно, нужно быстро решать.
В противном случае количество инцидентов, сложностей, острых точек будет расти. Поток людей, въезжающих в Россию из стран Центральной Азии, не уменьшается – страны развиваются, а рабочих мест по-прежнему недостаточно, поэтому, я думаю, новых направлений для трудовой миграции будет немного.
Россия в любом случае останется приоритетным направлением для трудовой миграции, и вопрос углубления сотрудничества, решение вопросов о подготовке мигрантов в своих странах для поездки на работу в РФ – одна из стратегических задач властей.
Если посмотреть, какую альтернативу предлагает «коллективный Запад» трудовым мигрантам, то она относительно невелика и сопряжена с большим количеством ограничений. К примеру, на сезонные работы в Великобританию претенденты проходят жесткий отбор, при этом граждане региона во время таких поездок находятся в максимально ограниченных условиях, с жестким трудовым режимом. Да, они зарабатывают какие-то деньги, но это только возможность заработать, которая не дает возможности свободного передвижения по стране.
Антон Беднов