Исторические и теоретические аспекты, реалии и освящение в СМИ
Таджикистан, страна с богатым историческим разнообразием культур и религий, выбирая светскую модель развития, демонстрирует свою приверженность общечеловеческим ценностям, в том числе религиозной толерантности. Поскольку ислам является преобладающей религией, в стране наблюдается различная степень гармонии и напряжения между различными религиозными общинами.
Концепция религиозной толерантности в Таджикистане глубоко укоренена в истории страны и отражена в ее законодательной базе. Мы знаем, что до прихода ислама не только на территории современного Таджикистана, но и во всей Центральной Азии были распространены различные религии и культы, такие как зороастризм, зурванизм, митраизм, манихейство, буддизм, маздакизм, иудаизм, христианство и т.д. То есть, терпимое отношение к представителям различных религий также имело место. В определенные отрезки периода господства ислама, особенно в периоде так называемого «мусульманского ренессанса» представители различных религий и конфессий жили, работали, творили, даже занимали высокие государственные посты, между духовенством и богословами различных религий проводились научные диспуты, в которых по различным вопросам иногда победу одерживали представители других религий.
Но, в зависимости от политических, социальных и идеологических условий в истории нашего региона, также можно наблюдать вражду, непримиримость, кровавые конфликты не только между представителями различных религий, но и конфессий одной религий. Особенно в исламе это нетерпимое отношение между представителями суннитских и шиитских направлений и толков. Даже внутри одной конфессии – суннитского толка, который имеет четырёх правоведческих школ – ханафизма, шафеизма, ханбализма и маликизма часто возгорались очаги конфликта, которые заканчивались кровопролитиями.
Идеи толерантности, призыв к мирному сосуществованию различных религий, конфессий и верований можно обнаруживать в религиозных текстах, философских произведениях, богатом литературном наследии наших предков. Ханафитский мазхаб до сих пор считается наиболее толерантным мазхабов в исламе, так как опирается на разум и с уважением относится на национальные особенности мусульман (урф). В Таджикистане веками бок о бок мирно живут представители и ханафитского суннизма и исмаилитского шиизма, что показывает межконфессиональную толерантность. Особую роль в формировании религиозной толерантности, по нашему мнению, сыграли различные суфийские концепции. Пик толерантных идей мы можем наблюдать в идеях и стихах великих поэтов, суфиев-мистиков Абульмаджда Санаи, Фаридаддина Аттара и Джаладиддина Балхи-Руми.
Санаи пишет:
«Ты» и «я» раздваивают человека,
Без «я» и «ты» я – ты, а ты – я.
Избегай (слов):
«Это ты, это я» и не привязывайся к таким словам.
«Ты – это ты, а я – это — я» — начало раздора,
Ты – так, а я – этак – все это (болтовня)».
То, что одну цель различные люди, народы, языки, религии называют по-разному, Дж. Балхи искусно показывает на примере многих суфийских притч как «Спор о слоне», «Моисей и пастух», «О винограде» и т.д. В свою очередь, «Джалалиддин Руми является плюралистом по отношению к различным религиям и конфессиям. Его плюрализм выражается в том, что он конечной целью всех религий считает достижение Истины, под которой понимается Бог. То есть, Бог один, а пути к нему разные.
Ҳар набиву ҳар валиро маслакест,
Лек то Ҳақ меравад, ҷумла якест.
(У каждого пророка и посланца есть свой путь
Но поскольку они доводят до Истины, постольку все они едины)».
Глядя на современные реалии, прежде всего, мы опираемся на конституцию, нормативно-правовые акты, международные декларации и хартии, согласно которым толерантность, особенно религиозная, объявлена общечеловеческой ценностью современной цивилизации.
Конституция Таджикистана гарантирует свободу совести и религии, позволяя гражданам самостоятельно определять свою религиозную принадлежность. Эта правовая защита является краеугольным камнем построения общества, в котором представители различных вероисповеданий могут мирно сосуществовать.
Проблема толерантности, воспитание подрастающего поколения в соответствии требованиями современных ценностей, веротерпимость также рассмотрены в различных концепциях и стратегиях по религии, борьбе с экстремизмом и терроризмом, таких отраслевых законах как «Закон о свободе совести и религиозных объединениях», «Закон об упорядочивании обрядов, традиций и обычаев», «Закон об ответственности родителей по воспитании детей» и т.д. Позиция правительства в отношении религиозной толерантности заключается в официальном признании и поддержке плюрализма.
Государственная политика направлена на поддержание светскости и предотвращение религиозного экстремизма, обеспечивая деятельность религиозных объединений в рамках закона. Эти меры призваны создать атмосферу взаимного уважения между последователями различных религий и конфессий.
Различные общественные организации, сами религиозные объединения также в сотрудничестве с Комитетом по делам религии стараются пропагандировать религиозную толерантность, установить доверительное отношение между последователями различных религий и конфессий, сотрудничать друг с другом.
Например, в течении нескольких лет по инициативе Душанбинской Епархии РПЦ проводились конференции (Иоанновские чтения) на тему «Христианство и ислам», с 2015 по 2019 гг. были изданы три выпуска «Душанбинского альманаха. Взаимодействие религиозных и культурных традиций» в г. Москве. (Кстати, эти мероприятия проводились в Исмаилитском центре)
В 2019 г. в Душанбе прошел первый Межконфессиональный Фестиваль – «Таджикистан наш общий дом»
Регулярно в научных учреждениях и ВУЗ-ах проводятся конференции, семинары и круглые столы посвященные темам религиозной толерантности, веротерпимости, свободе совести и значению светского государства и секуляризации. Например Виркани М. Элементы толерантности в исламских учениях: история и современность. // Религия и гражданское общество: проблема толерантности (Материалы круглого стола. 16 декабря 2021). Душанбе: РТСУ. 2022.
Освещение в СМИ:Таджикские эксперты обсудили вопросы толерантности и свободы вероисповедания в медиа
В рамках проекта «Поддержка освещения и продвижения свободы убеждений (SCARF)» насколько я знаю были опубликованы несколько брошюр и инструкций для журналистов. Различные СМИ освещали проблемы свободы убеждения, мирного сосуществования представителей различных вероубеждений в Таджикистане. Журналисты Махина Давлатова 12 материалов, Мавзунаи Мухаммади 5 материалов, Фарзона Муроди 10.
Создание Комитета по делам религии, упорядочению традиций, торжеств и обрядов при Правительстве Республики Таджикистан, Государственного учреждения «Центр исламоведения при Президенте РТ», Исламского института Таджикистана имени Имома Азама, принятие законов Республики Таджикистан «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов», «О свободе совести и религиозных объединениях», «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей», регистрация 4-х тысяч религиозных объединений, то есть мечетей, организация коллективных поездок граждан для совершения хаджа относятся к этим начинаниям.
Как отметил наш Президент во время своего выступления на встрече с активистами, представителями общественности и религиозными деятелями страны 09.03.2024:
«Сегодня в Таджикистане на каждые 1800-2000 граждан приходится одна мечеть, в то время как в других государствах-членах Содружества Независимых Государств этот показатель составляет 3-3,5 тысячи, а в других развитых странах мира 5-5,5 тысячи.
В стране свободно осуществляют деятельность один исмаилитский центр, два комитета по развитию исмаилитских центров и 67 неисламских религиозных организаций».
Однако реальность иногда может противоречить этим идеалам. Хотя конкретных и открытых случаев нетерпимого отношения не наблюдается без каких-либо провокационных постановок, но рост экстремистской пропаганды посредством различных внешних СМИ, социальными сетями также называют фактором, способствующим снижению уровня толерантности в обществе.
Таким образом, Таджикистан стремится поддерживать религиозную толерантность посредством своей конституционной и правовой базы, практическим внедрением этих принципов. Путь к истинной религиозной гармонии требует не только законов, но и образования, диалога и коллективной приверженности пониманию и уважению многообразия конфессий, составляющих идентичность нации, к усовершенствованию которых стремится наше государство и общество.
Виркани Музаффар Абдулло, старший
научный сотрудник Отдела философских проблем религии Института философии, политологии
и права имени А. Баховаддинова НАНТ