Четверг, Июль 25, 2024
Домой Мир Терроризма. База данных Борьба с терроризмом Сигнальные огни терроризма снова мигают красным

Сигнальные огни терроризма снова мигают красным

Полицейские стоят на страже возле Капитолия США в Вашингтоне, округ Колумбия, март 2024 г.
Полицейские стоят на страже возле Капитолия США в Вашингтоне, округ Колумбия, март 2024 г.
Эвелин Хокштейн / Reuters

Со времени слушаний по утверждению на пост директора Центральной разведки в мае 1997 года и до 11 сентября 2001 года Джордж Тенет бил тревогу по поводу Усамы бен Ладена и Аль-Каиды. За четыре года до того, как боевики «Аль-Каиды» атаковали Всемирный торговый центр и Пентагон, Тенет публично свидетельствовал не менее десяти раз об угрозе, которую группировка представляет для интересов США внутри страны и за рубежом. В феврале 1999 года, через шесть месяцев после того, как группа взорвала посольства США в Кении и Танзании, он заявил: «Нет ни малейшего сомнения в том, что Усама бен Ладен. . . [планирует] дальнейшие нападения на нас».

В начале 2000 года он снова предупредил Конгресс, что бен Ладен был «первым среди этих террористов из-за непосредственности и серьезности угрозы, которую он представляет», а также из-за его способности нанести удар «без дополнительного предупреждения». Следующие атаки Аль-Каиды, по словам Тенета, могут быть «одновременными» и «впечатляющими». В частном порядке Тенет был еще более настойчив. Нарушая стандартные протоколы, он написал личные письма президенту Биллу Клинтону, в которых выразил свою глубокую убежденность в серьезности угрозы. А в 2001 году он несколько раз лично обсуждал свои опасения по поводу планов «Аль-Каиды» с президентом Джорджем Бушем и советником по национальной безопасности Кондолизой Райс. ЦРУ и ФБР, возможно, не раскрыли время, место и метод заговора 11 сентября, но предупреждения Тенета оказались пророческими.

Два с половиной десятилетия спустя Кристофер Рэй, директор ФБР, бьет аналогичные тревоги. Его обсуждения в администрации Байдена носят конфиденциальный характер, но его показания перед Конгрессом и другие публичные заявления не могут быть более откровенными. Давая в декабре показания членам сенатского комитета по разведке, Рэй сказал: «Когда я сидел здесь в прошлом году, я рассказал о том, что мы уже находимся в условиях повышенной угрозы». Однако после того, как ХАМАС напал на Израиль 7 октября, «мы увидели, что угроза со стороны иностранных террористов поднялась на совершенно новый уровень», добавил он. Говоря об этих угрозах, Рэй неоднократно обращал внимание на бреши в безопасности на южной границе США, откуда тысячи людей каждую неделю проникают в страну незамеченными.

Рэй не единственный высокопоставленный чиновник, делающий предупреждения. С тех пор как генерал Эрик Курилла стал командующим Центральным командованием США (ЦЕНТКОМ) в 2022 году, он указывал на тревожные возможности террористических группировок, с которыми его силы борются на Ближнем Востоке и в Южной Азии. К ним относятся «Аль-Каида» , «Исламское государство» (также известное как ИГИЛ), и особенно «Исламское государство Хорасан» (ИГИЛ-Х), филиал ИГИЛ, который действует в Афганистане и Пакистане. Кристин Абизейд, уходящий в отставку директор Национального контртеррористического центра, описала «среду повышенной глобальной угрозы», выступая на конференции в Дохе в прошлом месяце. А в своих показаниях перед Юридическим комитетом Палаты представителей буквально на прошлой неделе генеральный прокурор США Меррик Гарланд, говоря о возможности террористической атаки на Соединенные Штаты, заявил, что «уровень угрозы . . . значительно вырос».

Только имея полный доступ к разведывательной информации, можно было сформировать полностью независимое представление об угрозе. Но заявления директора ФБР и командующего ЦЕНТКОМ почти наверняка отражают секретную разведывательную информацию, которую они читают, а также правоохранительные и военные операции, в которых участвуют их организации. К их словам следует отнестись серьезно. За годы, прошедшие после 11 сентября, другие официальные лица предупреждали о террористических угрозах, которые, к счастью, не материализовались, но это не означает, что сегодняшние комментарии Рэя и Куриллы следует сбрасывать со счетов. Увеличение и уменьшение количества предупреждений о терроризме на протяжении многих лет в целом соответствовало уровню фактического риска. Во многих случаях эти предупреждения также вызвали реакцию правительства, которая сорвала планы террористов. Учитывая ставки, самоуспокоенность представляет собой больший риск, чем паникерство.

В совокупности заявленные намерения террористических групп, растущие возможности, которые они продемонстрировали в недавних успешных и неудачных атаках по всему миру, а также тот факт, что несколько серьезных заговоров в Соединенных Штатах были сорваны, указывают на неприятный, но неизбежный вывод. Проще говоря, Соединенные Штаты столкнутся с серьезной угрозой террористической атаки в ближайшие месяцы. 

К счастью, за последние 30 лет Соединенные Штаты многое узнали о том, как бороться с террористическими угрозами, включая угрозы, которые еще не четко определены. Президент Джо Байден и его администрация теперь должны использовать этот сценарий. Он включает в себя шаги, которые разведывательное сообщество должно предпринять, чтобы лучше понять угрозу, шаги по предотвращению проникновения террористов в Соединенные Штаты и шаги по оказанию давления на террористические организации в странах, где они находят убежище. Одной из лучших моделей для подражания является комплекс мер, санкционированных Клинтоном, когда летом и осенью 1999 года возросла террористическая угроза. Эти шаги предотвратили ряд нападений, в том числе, по крайней мере, одно нападение на территорию США. Этот успех – а также неспособность США предотвратить события 11 сентября – преподносит ценные уроки современным политикам. Сегодня, как и тогда, лучше проявлять инициативу, чем реагировать.

ЧАСТИ ЗАГАДКИ

Без доступа к секретной разведке лучший способ составить картину угрозы — собрать воедино информацию из публичных показаний в Конгрессе, успешных террористических атак за рубежом и сорванных заговоров в США и других странах. Признаки неудачных попыток в Соединенных Штатах, в частности, появились после того, как в апреле администрация Байдена убедила Конгресс продлить действие раздела 702 Закона о наблюдении за внешней разведкой, положения, которое позволяет правительству США принуждать американских телекоммуникационных и интернет-провайдеров сдавать свои позиции. сообщения иностранцев за пределами Соединенных Штатов, чьи сообщения проходят через Соединенные Штаты.

По крайней мере, восемь выступлений перед Конгрессом с осени прошлого года (в том числе одно только на прошлой неделе) Рэй выделил три различные категории угроз для территории США: международный терроризм, внутренний терроризм и терроризм, спонсируемый государством. Все три, как он сообщил Юридическому комитету Сената в декабре, «одновременно повышены».

Давая показания перед Комитетом по разведке Палаты представителей в марте, он сказал, что «категория номер один» террористических угроз в Соединенных Штатах включает в себя «одиночек или отдельных лиц, действующих в небольших ячейках с использованием легкодоступного оружия». Отмечая влияние террористической атаки Хамаса 7 октября, Рэй предупредил о «доморощенных жестоких экстремистах», мотивированных как атакой Хамаса, так и ответом Израиля. Он сказал, что ФБР расследует многих таких лиц, но не сообщил подробностей.

Оценивая угрозу из-за границы, Рэй заявил Комитету по внутренней безопасности Сената в октябре прошлого года, что Вашингтон не может «сбрасывать со счетов возможность того, что ХАМАС или другая иностранная террористическая организация может… . . проводить атаки здесь» в США. В апреле он сообщил Комитету по ассигнованиям Палаты представителей, что «возможность скоординированного нападения здесь, на родине», «вызывает все большую тревогу».

Соединенные Штаты столкнутся с серьезной угрозой террористической атаки в ближайшие месяцы.

Рэй сосредоточил внимание на одной стране как потенциальном спонсоре терроризма: Иране . В октябре он сообщил Комитету внутренней безопасности Сената, что Тегеран продолжает заговор против высокопоставленных «действующих или бывших» чиновников правительства США, чтобы отомстить за убийство Соединенными Штатами высокопоставленного иранского военного чиновника Касема Сулеймани в январе 2020 года. Хотя иранские планы пока провалились, нет никакой гарантии, что следующий план провалится. Успешное убийство гражданина США, особенно если оно произойдет на территории США, не только вызовет страх среди американской общественности, но и ввергнет Тегеран и Вашингтон в кризис такого масштаба, которого не было с тех пор, как иранский режим пришел к власти в 1979 году.

Директор ФБР также выделил конкретную уязвимость безопасности. В декабре Рэй предупредил Юридический комитет Сената, что иностранные террористы, пытающиеся проникнуть в Соединенные Штаты, имеют «возможность использовать любую точку входа, включая нашу юго-западную границу». В марте он привлек внимание сенатского комитета по разведке к «определенной сети [действующей на южной границе]». Он сообщил комитету, что у этой контрабандной сети есть зарубежные посредники, имеющие «связи с ИГИЛ, которые нас очень беспокоят».

Курилла подает аналогичные сигналы тревоги от ЦЕНТКОМа. В прошлом году силы под его командованием провели 475 наземных операций и 45 авиаударов по объектам ИГИЛ в Ираке и Сирии, в результате чего было убито или взято в плен почти 1000 боевиков группировки. В мартовском заявлении Курилла подтвердил, что и ИГИЛ, и Аль-Каида «по-прежнему привержены применению насилия». Хотя силы США удерживают ИГИЛ от контроля над значительной частью Ирака и Сирии, по подсчетам Куриллы, группировка по-прежнему насчитывает по меньшей мере 5000 боевиков. Всего за две недели в начале 2024 года ИГИЛ совершило 275 атак — это самый высокий показатель за многие годы. Тем временем Аль-Каида продолжает действовать из Афганистана и Йемена.

Курилла обратила особое внимание на ИГИЛ-К, филиал ИГИЛ в Афганистане и Пакистане. В марте 2023 года, выступая перед сенатским комитетом по вооруженным силам, он предупредил, что группа сможет провести «операцию против интересов США или Запада за рубежом менее чем за шесть месяцев практически без предупреждения». Его слова оказались пророческими в начале этого года, когда ИГИЛ-Х организовало самую смертоносную террористическую атаку, которую Иран пережил со времени основания Исламской Республики, в ходе которой два террориста-смертника убили по меньшей мере 95 человек у мемориала в годовщину смерти Сулеймани. ИГИЛ-К снова нанес удар в марте, когда четверо террористов убили 145 человек и ранили еще 550 человек в результате наглого нападения на концертный зал в Москве.

Похожую картину нарисовал командующий Африканским командованием США (AFRICOM) генерал Майкл Лэнгли. Выступая в марте перед сенатским комитетом по вооруженным силам, Лэнгли отметил, что Аль-Каида и ИГИЛ эксплуатируют «слаборазвитые, неконтролируемые районы» и что «недавние военные перевороты в Западной Африке дают пространство воинствующим экстремистским организациям». Лэнгли сообщил комитету, что его силы совершили 18 нападений на эти террористические группы в 2023 году в рамках более широкой кампании. Его показания согласуются с оценкой большинства экспертов по терроризму в правительстве и за его пределами о том, что группы Аль-Каиды и ИГИЛ в Африке процветают.

Сотрудники правоохранительных органов возле концертной площадки «Крокус Сити Холл» в Подмосковье, март 2024 года.
Сотрудники правоохранительных органов возле концертной площадки «Крокус Сити Холл» в Подмосковье, март 2024 года.
Максим Шеметов / Reuters

Наблюдаемые тенденции усиливают обеспокоенность этих чиновников. Самым важным является рост числа как успешных, так и предотвращенных атак. Согласно Глобальному индексу терроризма , смертность от терроризма увеличилась на 22 процента с 2022 по 2023 год. В этом году уже произошли две крупные атаки ИГИЛ-К в Иране и России. И если бы не выдающаяся работа немецкой разведки и полиции, список успешных терактов за последние несколько месяцев был бы длиннее. Власти Германии арестовали иностранных граждан, которые предположительно планировали нападения на Кельнский собор в конце прошлого года и на здание шведского парламента в Стокгольме в марте.

Сорванные заговоры внутри Соединенных Штатов должны стать последним тревожным сигналом. В апреле 2022 года Министерство юстиции обвинило иранского правительственного чиновника, базирующегося в Тегеране, в попытке нанять киллера для убийства бывшего советника по национальной безопасности США Джона Болтона. В следующем месяце ФБР сообщило, что оно сорвало планы иракского гражданина, живущего в Огайо, по тайному переправке четырех человек через южную границу с целью убийства бывшего президента Джорджа Буша. Совсем недавно ФБР — в рамках усилий администрации Байдена убедить Конгресс повторно утвердить раздел 702 Закона о наблюдении за внешней разведкой — поделилось с Politico рассекреченными данными, показывающими, что прошлой осенью агентство предотвратило заговор с целью атаковать критически важную инфраструктуру в Соединенных Штатах. . По данным ФБР, организатор на территории США находился в постоянном контакте с иностранной террористической группировкой, определил конкретные цели и провел достаточную подготовку для приведения плана в действие.

Последней частью головоломки является ряд недавних заявлений террористических групп, призывающих к нападениям. Многие связали свои угрозы с событиями 7 октября . Вскоре после нападения в тот день «Аль-Каида» выступила с заявлением, призывающим мусульман всего мира воспользоваться «выпадающей раз в жизни» возможностью совершить акты насилия в поддержку дела Хамаса. В январе «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (АКАП) опубликовала видеоролики, призывающие к атакам на коммерческие рейсы по всему миру и на цели в Нью-Йорке. А в марте, во время священного для мусульман месяца Рамадан, представитель ИГИЛ-К призвал отдельных лиц совершать нападения одиноких волков на христиан и евреев в США, Европе и Израиле. Когда террористические группы выступают с явными угрозами Соединенным Штатам, Вашингтону следует прислушаться. Противники нередко четко заявляют, что они собираются делать, как это сделал бен Ладен перед событиями 11 сентября.

ЛОГИКА УГРОЗЫ

Выявление террористических угроз предполагает определение мотива, средств и возможностей — трех ключевых элементов любого уголовного расследования. Однако в случае терроризма необходим еще один элемент: организационный потенциал. Если человек или группа не обладает навыками или связями для воплощения планов в жизнь, они не перейдут порог от потенциального риска до активного.

Мотивов у потенциальных виновников террористических атак предостаточно. Два десятилетия войны в Афганистане и Ираке, а также удары американских беспилотников более чем в дюжине других стран вызвали недовольство Соединенными Штатами, которое может побудить людей искать насильственного возмездия. Совсем недавно в результате продолжающейся реакции Израиля на ужасающие нападения 7 октября в секторе Газа погибло по меньшей мере 36 000 человек (из которых более половины — гражданские лица). Эта операция окажет то, что директор Национальной разведки Аврил Хейнс назвала «воздействием поколений на терроризм» и создаст то, что Курилла назвала «условиями для того, чтобы злонамеренные субъекты сеяли нестабильность во всем регионе и за его пределами». Убийство Сулеймани в 2020 году также побудило Иран с тех пор предпринимать попытки атак на Соединенные Штаты. Эти усилия могут ускориться, поскольку Иран сталкивается с углубляющимся конфликтом с Израилем и нестабильностью внутри страны после смерти его президента. Даже угроза внутреннего экстремизма и нападений «одиноких волков» — наименее предсказуемых форм терроризма — вероятно, станет более серьезной по мере того, как Соединенные Штаты приближаются к поляризованным выборам между двумя кандидатами, которые регулярно делают грозные предупреждения о том, что победа другой стороны будет похоронный звон американской демократии.

Далее рассмотрите средства и возможности. Безопасность в аэропортах, возможно, значительно ужесточилась после событий 11 сентября , но еженедельные массовые расстрелы доказывают, что в Соединенных Штатах по-прежнему относительно легко купить мощное штурмовое оружие и достаточное количество боеприпасов, чтобы убить большое количество людей за короткий период времени. В прошлом году сотни лиц из списка террористов США попытались проникнуть в страну через южную границу. Нетрудно представить человека или даже группу людей с намерением причинить вред, которые пересекли границу (где официальные лица США сообщили о 2,5 миллионах встреч с мигрантами в 2023 году), а затем купили автоматы и устроили крупную резню. В Соединенных Штатах нет недостатка в местах, где регулярно собираются сотни, если не тысячи людей, и все они могут стать готовыми мишенями для тех, кто стремится разжигать террор.

Последним фактором является организационный потенциал. «Война Соединенных Штатов с террором» уничтожила большое количество боевиков и плановиков. Но, как предупреждала Курилла ранее в этом году, у ИГИЛ и других группировок все еще есть руководство, пехота и организационные структуры, необходимые для организации атак. Рэй также призвал законодателей не слишком утешаться сокращением размеров террористических группировок. Как он сказал в декабре: «Давайте не будем забывать, что 11 сентября не требовалось большое количество людей, чтобы убить 3000 человек».

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕМЫСЛИМОГО

У администрации Байдена уже много дел: поддержка Украины в ее борьбе против крупномасштабного вторжения России, готовность к тому, что неудачная война Израиля против ХАМАСа в секторе Газа превратится в более широкую войну против иранских прокси в регионе, и сохраняя свое внимание к Китаю. Но политикам не следует недооценивать угрозу террористической атаки внутри Соединенных Штатов. Оценки угроз национальной безопасности должны учитывать как уровень риска, так и масштаб потенциальных последствий, а в случае терроризма и то, и другое должно заставить администрацию принять меры.

Байдену следует начать комплексную кампанию по прекращению любых террористических планов, которые могут осуществляться, взяв за основу сценарий, принятый Клинтоном в конце его второго срока. Внимательно выслушав предупреждения разведывательного сообщества о потенциальных террористических заговорах, Клинтон решила принять меры. Теракты, которые удалось предотвратить на рубеже веков, сегодня служат уроком, как и те, которые не удалось предотвратить 11 сентября.

Когда террористические группы выступают с явными угрозами, Вашингтону следует прислушаться.

Осенью 1999 года спецслужбы США собрали информацию, которая убедительно свидетельствовала о том, что бен Ладен и Аль-Каида готовились совершить многочисленные атаки, приуроченные к тысячелетию. Хотя противник и время были ясны, цели и метод атаки — нет. Отсутствие подробностей не помешало Клинтон отдать приказ о быстром и радикальном ответе. Как рассказывает Тенет в своих мемуарах, за этим последовала «безумная активность»: ЦРУ провело операции в 53 странах против 38 целей, включая задержание десятков подозреваемых в терроризме. ЦРУ привлекло иностранных партнеров, в первую очередь работая с канадскими властями над разгромом алжирской террористической ячейки в Канаде и помогая иорданским властям арестовать 16 террористов, планировавших нападение на туристов в Аммане. В результате ни одна террористическая группа не осуществила успешное нападение на «Миллениум». Среди наиболее известных успехов был арест боевика «Аль-Каиды» Ахмеда Рессама, который сорвал план группировки по нападению на международный аэропорт Лос-Анджелеса в декабре 1999 года. Офицеры иммиграционной службы в Порт-Анджелесе, штат Вашингтон, были в состоянии повышенной готовности из-за приказа Клинтона, и они оттащил Рессама в сторону на американо-канадском пограничном переходе. В багажнике его машины они обнаружили 100 фунтов взрывчатки и материалы для нескольких детонаторов. Позже Рессам был осужден по обвинению в терроризме.

Чтобы Вашингтон мог предпринять аналогичные усилия по противодействию сегодняшней террористической угрозе, сообщество разведки и безопасности должно более последовательно объяснять эту опасность политикам и американской общественности. Рэй и Курилла открыто высказывали свои опасения, но другие официальные лица пока были более сдержанными. Неясно, является ли эта публичная сдержанность просто политическим расчетом или признаком несогласия. Чтобы прояснить оценку угроз официальными лицами, комитеты Конгресса по разведке должны провести несекретные слушания с участием директоров Национальной разведки, ЦРУ, ФБР и Национального контртеррористического центра и попросить каждое ведомство высказать свое откровенное мнение. Диагностика должна предшествовать назначению лекарства. Политикам необходимо четкое представление об угрозе, прежде чем они смогут определить, как действовать дальше и как привлечь американское общество к участию.

Далее спецслужбы США должны проанализировать всю ранее собранную информацию, связанную с терроризмом. Повторное изучение более ранних отчетов может привести к новому пониманию или даже обнаружить информацию, которая была упущена из виду в первый раз. Тенет приказал провести аналогичную проверку летом 2001 года. Хотя это не остановило события 11 сентября, учения показали, что ЦРУ узнало в 1999 году, что два члена Аль-Каиды, которые позже стали угонщиками самолетов, имели американские визы, но ЦРУ не поставило они в то время были в списке наблюдения. Когда эта информация стала известна, двоих мужчин сразу же включили в список наблюдения, и ФБР начало их поиски, хотя и безуспешно. Подобные улики могут существовать и сегодня, и чтобы найти их, специалистам разведки придется начать делать то, что они называют «трясением деревьев». Одной из наиболее эффективных мер, которые они могли бы предпринять, было бы попросить международных партнеров США по борьбе с терроризмом задерживать и допрашивать – в пределах своих законных полномочий – лиц, связанных с терроризмом.

Рэй на слушаниях сенатского комитета по разведке в Вашингтоне, округ Колумбия, март 2024 г.
Рэй на слушаниях сенатского комитета по разведке в Вашингтоне, округ Колумбия, март 2024 г.
Юлия Нихинсон / Reuters

Эти шаги по выявлению угроз имеют решающее значение, но действия по предотвращению атак еще важнее. Учитывая особую уязвимость южной границы, недавний указ Байдена об ограничении процедуры предоставления убежища является ценным шагом на пути к ограничению въезда в Соединенные Штаты. Но поскольку Таможенная и пограничная служба США сообщает о почти 200 000 встреч с мигрантами на этой границе каждый месяц в 2024 году, а тысячи людей каждую неделю пересекают границу незамеченными, правительству придется принять дополнительные меры, включая использование национальных органы по чрезвычайным ситуациям — чтобы гарантировать, что террористы не воспользуются этим перегруженным каналом для проникновения в страну.

Также необходимы действия по устранению угроз до того, как они проникнут за границу. ИГИЛ-К представляет собой самую непосредственную угрозу, но он базируется в Афганистане, где Соединенные Штаты не имели военного присутствия с момента вывода войск в 2021 году. Поэтому Вашингтону, возможно, придется сделать что-то немыслимое в противном случае: работать с Талибаном. Группировка, которая снова управляет Афганистаном после двух десятилетий войны с Соединенными Штатами, считает ИГИЛ-К своим противником. Возможность координации действий с Талибаном для борьбы с боевиками ИГИЛ уже поднималась и раньше, в том числе бывшим председателем Объединенного комитета начальников штабов Марком Милли в 2021 году. Вашингтону не нужно предоставлять оружие Талибану или сажать войска на землю, но ему следует рассмотреть возможность ограниченного обмена разведданными, в ходе которого Соединенные Штаты предлагают информацию о возможных целях ИГИЛ-К внутри Афганистана в обмен на информацию от Талибана о возможностях ИГИЛ-К и планах зарубежных атак. Соединенным Штатам также следует работать с Пакистаном, где также действует ИГИЛ-К, чтобы нейтрализовать эту группировку.

Предпринять эти шаги было бы сложно даже в лучшие времена, не говоря уже о предвыборах. Но террористы могут нанести удар без предупреждения, и они не чувствуют необходимости уважать политический календарь США. За последние два десятилетия, как при республиканской, так и при демократической администрациях, усилия тысяч американцев в военном и разведывательном сообществах избавили страну от второго 11 сентября – или даже хуже. Это выдающееся достижение, но работа еще не завершена. Террористическая атака – это предотвратимая катастрофа. Поскольку угроза возрастает, политики должны принять вызов по защите территории США.

Грэм Эллисон и Майкл Дж. Морелл