Теплые, дружеские отношения между президентами Узбекистана и России, прочные, растущие взаимовыгодные экономические связи между двумя странами, к сожалению, не являются гарантией взаимопонимания между простыми людьми.
Еще недавно всем нам казалось, что дружба узбекистанцев и россиян – на века.
Но объективная реальность свидетельствует об обратном.
Виной всему ежегодный рост правонарушений, совершаемых трудовыми мигрантами, нашими земляками, особенно таких чувствительных для общества преступлениях, как изнасилования и развратные действия в отношении детей.
А кровавый террористический акт в «Крокус Сити Холле», совершенный выходцами из ЦА, вызвал в российском обществе волну ненависти к иностранцам, что в свою очередь изменило отношение и властных структур к самому институту трудовой миграции.
Для Узбекистана с избыточной, неконтролируемой рождаемостью, экономика, несмотря на её рост, не может создать условия для трудоустройства всей молодежи.
Именно поэтому, внешняя миграция – это возможность «сбросить» излишние трудовые ресурсы и важная часть для социально-экономической системы государства.
Так лишь в первом квартале этого года сумма денежных переводов мигрантов в Узбекистан составила 2,5 млрд долл.
Правда, при этом наблюдается сокращение денежных переводов из России. Доля притока денежных переводов из России в Узбекистан сократилась с 87 % в 2022 году до 78 % от общего объема в 2023 году. Такая тенденция продолжилась в первом квартале 2024 года.
Вместе с тем, российский рынок труда — основной источник доходов для более чем 1 млн выходцев из Узбекистана, в самых разных областях экономики РФ: строительной отрасли, сервисных служб, транспорта, торговли…
Промышленный рост в России вынуждает бизнес привлекать иностранных работников на многие предприятия, а военная операция в Украине, привела к росту в стране дефицита рабочей силы.
Казалось, что установившийся баланс спроса на трудовых мигрантов и предложений российских предпринимателей устраивает оба государства. Но вот поведение наших граждан в, пусть и дружественной, но все-таки чужой стране (по культуре, менталитету, иному законодательству) ведет к крушению этого самого баланса.
Все последние действия различных российских государственных структур свидетельствуют о том, что ужесточение в миграционной политики больно ударит по нашим гражданам, имеющим возможность работать и отправлять домой финансовые средства.
Так, в Государственной Думе на рассмотрении Думы находится 25 законопроектов, направленных на регулирование контроля за миграцией, определение правового статуса иностранных граждан, регулирования, связанного с предоставлением гражданства.
Фактически начал действовать новый закон о режиме высылки из страны мигрантов, которые в ней незаконно находятся. Сведения о таких иностранцах будут вноситься в специальный Реестр лиц, находящихся под особым контролем.
Упрощена процедура принятия решения о высылке, которое может принять полиция без судебного разбирательства.
Также Госдумой разработаны и будут внесены проекты федеральных законов:
- об усилении уголовной ответственности за организацию незаконной миграции — об установлении отягчающего вину обстоятельства «нахождение лица на территории Российской Федерации в нарушение установленного порядка»;
- о введении внесудебной блокировки интернет-ресурсов, содержащих предложения о предоставлении незаконных услуг для мигрантов и реализации поддельных документов для оформления миграционного статуса;
- об установлении полного запрета для посреднических организаций принимать участие в приёме экзаменов у мигрантов.
Новые правила заработают уже этой осенью и затронут более 60% мигрантов, которые не имеют ВНЖ или разрешения на временное проживание в РФ.
Но вряд ли такими мерами ограничения всё закончатся. Отельные депутаты Госдумы выступают с более жесткими инициативами, которые скорее всего будут парламентариями поддержаны.
Например, депутат М. Делягин внёс предложение о введении 10-летнего запрета на въезд мигрантов в Россию, считая это жизненно важной мерой. Кроме того, депутат предлагает законодательно:
- запретить нахождение в общественных местах в религиозной одежде;
- выявлять и депортировать мигрантов без легальной работы;
- лишать гражданства за асоциальное поведение.
Кстати, ограничения не коснутся граждан других стран ЕАЭС — Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана.
Но уже сейчас наведен порядок в процесс сдачи экзаменов на знание русского языка и российского законодательства. Если ещё совсем недавно за мзду, которую платили все без исключения мигранты, можно было получить сертификат о знании русского языка, то теперь такое стало невозможным.
Нет сертификата, значит нет патента; нет патента, значит пребывание в России – незаконно, со всеми вытекающими последствиями.
По мнению председателя Следкома РФ А. Бастрыкина проблема преступности приезжих тесно связана со злоупотреблениями, допускаемыми сотрудниками контролирующих и правоохранительных структур, а также предпринимателями, активно привлекающими иностранную рабочую силу.
В России коррупция в сфере миграции, когда на приезжих местные чиновники зарабатывают огромные черные деньги – трудно истребима.
Возможно, что очередные попытки внести вменяемый порядок в законы, связанные с трудовой миграцией, закончатся хотя бы тактическим успехом в борьбе с российской чиновничьей мафией.
Но первые проблемы, с которыми сталкиваются граждане Узбекистана, прибывающие в РФ, начинаются на пограничных постах. Различные проверки, включая телефоны, многочасовые ожидания, а часть приезжих без достаточных оснований не впускают на территорию России.
Но и на территории России, трудовые мигранты из Узбекистана живут в новых реалиях: бесконечные проверки, рейды на предприятиях, аресты, депортации.
С недавних пор некоторые российские регионы запрещают мигрантам работать в сфере услуг.
Так власти Челябинска, Томска и Краснодара пошли по стопам других регионов и запретили трудиться иностранцам по патентам в общепите и такси.
В этих российских регионах мигрантам также нельзя будет торговать, тренировать, обучать и работать в домашних хозяйствах.
Региональные власти объясняют такие решения засильем мигрантов, которые лишает рабочих мест россиян из-за невысоких запросов оплаты труда. Хотя на самом деле российская экономика испытывает острую нехватку рабочей силы. Но в России нынче такой тренд – борьба с мигрантами, это проявление патриотизма.
Всё это при том, что по оценкам Института экономики РАН, нехватка кадров в России достигла 4,8 млн работников в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, ЖКХ — то есть там, где чаще всего работают мигранты.
Но самое страшное это то, что несколько сот преступников, ведущих себя омерзительно в стране, в которую приехали подзаработать, изменили отношение россиян к одному миллиону честно трудящихся узбекистанцев.
Социальные сети помогают разносить подробности преступлений, совершаемых мигрантами, тем самым повышая градус неприятия иностранцев в российском обществе.
Вынужден констатировать, что лидерам общественного мнения в Узбекистане, многочисленным блогерам, партийным функционерам, привыкшим хайповать в соцсетях на ненависти к странам, где наши соотечественники зарабатывают на жизнь, совершенно плевать на позорное поведение тех подонков, позорящих Узбекистан. Личного или корпоративного мнения о преступлениях, совершаемых в России или других странах, перечисленные персоны не высказывают. Молчат махаллинские комитеты, родственники – все, как в рот воды набрали, будто, преступления совершают инопланетяне.
Такое молчание идет во вред нашей диаспоре в России и имиджу нашей страны среди россиян.
С другой стороны, наши соотечественники, депортированные из России, испытавшие в полной мере ксенофобию и исламофобию, возвращаются домой полные ненависти к «нацистам», которые, по мнению мигрантов их «гнобили» в РФ. Мы уже писали о том, что сегодня в России создана идеальная среда для идеологов крайних радикальных идей, их сторонников и последователей, которые в социальных сетях несут идеи «джихада» мигрантам стран ЦА.
Взаимная ненависть не оставляет будущего для доброго друг к другу отношения. Жаль…
Интересно, что ужесточения мигрантских законов коснулись многих стран. Например, во Франции приняли самый жесткий за 40 лет пакет антимигрантских законов: «О контроле над иммиграцией и улучшением интеграции», который значительно ужесточит миграционные правила в отношении студентов, беженцев, воссоединяющихся семей и других групп мигрантов.
В сложившихся условиях в Агентство внешней трудовой миграции (АВТМ) другие государственные структуры Узбекистане вынуждены искать альтернативные рынки труда для наших граждан. Чиновники проводят переговоры с зарубежными партнерами о трудоустройстве узбекистанцев, помогают правильно готовить документы для получения виз, создают моноцентры для профессиональной подготовки мигрантов.
По статистике Турция – третья (вторая Казахстан) страна по привлекательности для трудовой миграции граждан Узбекистана, чему способствует быстрое изучение турецкого языка, близость менталитета, единая религия.
Южная Корея увеличила квоту для наших граждан до 100 тыс. – это также популярное направление для миграции, что совершенно понятно – достойные зарплаты, в случае легального пребывания, высокая защищенность. Правда есть и минусы – трудный для изучения язык, совершенно иная культура и менталитет.
По всей вероятности, часть мигрантов, покинувших Россию, отправятся в ОАЭ и Саудовскую Аравию. Хотя условия работы в этих странах жестко регулируются законодательством, малейшая провинность ведет или к депортации или тюремному заключению.
Например, недавно было опубликовано сообщение, что в ОАЭ три бангладешца получили пожизненное лишение свободы, еще 54 будут депортированы после отбывания длительных тюремных сроков за организацию и участие в митинге.
На Ближнем Востоке наказывают без всякой волокиты: в пятницу задержали, в субботу прокуратура выдвинула обвинение, а в понедельник уже объявлены сроки наказания за то, решили качать права в чужой стране.
Узбекистанцы, привыкшие к коррупционным взаимоотношениям с властными структурами России, будут неприятно удивлены, столкнувшись с правоохранителями в этих странах.
Еще одно окно для избыточных трудовых ресурсов из Узбекистана – страны Европейского Союза. Но оказаться в Европе гораздо сложнее чем в Корее или на Ближнем Востоке.
Первая сложность – обязательно хорошее знание иностранного языка, которое необходимо подтвердить сертификатом, утвержденного европейского образца.
А в Узбекистане непрерывная цепь абсолютно бездарных реформ в системе школьного образования привела к тому, что базовое «обучение», просто не позволяет большинству молодых людей получить профессию с уровнем знаний, востребованных в Европе.
Изучение иностранных языков с последующей сдачей экзаменов на уровень, который соответствует требованиям для получения рабочей визы, также превращается для большинства желающих в непреодолимую задачу.
Еще одна сложность для наших соотечественников в Европе – совершенно другая ментальность, культура, незнание законов, трудно понимаемые взаимоотношения между людьми.
Пример одной из первых групп, нанятых работников в Германию очень показателен. Все соискатели на работу еще в Узбекистане сдали экзамены по немецкому языку, заключили контракты, получили рабочие визы. Работодатель обеспечил всех мигрантов жильем, что не очень просто в Германии, начал знакомить с правилами, действующими на предприятии. Ну а часть работников, к счастью, меньшая, тут же начала искать другую работу с более высоким окладом. Позже они просто все бросили и уехали в другую страну ЕС. Естественно, что разрыв контракта привел к лишению рабочей визы.
Плохо, что такая информация аккумулируется в компетентных органах Германии, которые составляют мнение о потенциале страны, граждане которой претендуют на работу в этой стране. Вряд ли стоит удивляться строгому отношению сотрудников консульства к потенциальным соискателям на получение трудовой визы.
Кроме того, несмотря на острую потребность в квалифицированных кадрах, например, в Германии в прошлом году было выдано всего 79 тыс. рабочих виз, что свидетельствует о высокой конкуренции между соискателями из различных стран мира за места работы. Поэтому планка в 50 тыс. узбекистанцев, которых в Германии должно трудоустроить АВТМ, кажется трудновыполнимым.
И такая реальность не только в Германии, но и в других странах Евросоюза.
Правда, необходимо отметить, что есть примеры успеха миграции молодых узбекистанцев в Россию, в Европейский Союз, да и другие развитые страны. Это студенты, поступившие в Университеты за рубежом. Вот именно этой частью молодежи в Узбекистане справедливо необходимо гордиться. Студенты узбекистанцы в абсолютном большинстве своем прекрасно учатся. И это вопреки уже упомянутого провального по всей стране школьного образования. Успешный студенты за рубежом хорошо мотивированы и их высокий уровень знаний результат самообразования и родительской поддержки.
Но главное, это конечно мотивация. Учится в ВУЗах других стран, в которых главное знания, а не взятки, в которых высокие оценки возможность в будущем карьерного роста, а не коррупция и родственные связи, очень хороший стимул для высоких оценок.
Система высшего образования в Европейских, да и в ВУЗах других стран выстроена таким образом, что уже во время практики, студенты знакомятся с потенциальными работодателями. Высшее образование в ЕС всегда возможность получение достойной работы – в Европе, в которой ощущается острая нехватка квалифицированных кадров. Высокий уровень знаний узбекистанцев, окончивших ВУЗы за рубежом, позволяет им быть успешными в самых востребованных профессиях. Обидно, только то, что понимание равных возможностей для карьерного роста, не приведет их на родину и свои знания и труд они отдадут другим государствам.
Действительно жаль…
И все же в заключении вынужден констатировать, что ни азиатские, ни европейские рынки в ближайшее время вряд ли могут заменить российский для трудовых мигрантов из Узбекистана.
Виктор МИХАЙЛОВ