Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Запертые в Идлибе полевые командиры этнических террористических группировок, в которые совершили «хиджру» выходцы из Узбекистана и Кыргызстана, сегодня прорабатывают логистические маршруты по переброске остатков муджехедиин в Афганистан.
Несмотря на всеобъемлющую поддержку таких группировок аль-Нусрой — песенка многих из них спета, также, как и, впрочем, конкурирующей ИГИЛ.
Многие те, кто тщательно создавал в течение нескольких лет инфраструктуру по приему потенциальных рекрутов в Стамбуле, распределял их по конспиративным квартирам, идеологически доводил будущих боевиков до нужной кондиции, перебрасывал через турецко-сирийскую границу, потеряли значительные финансовые средства.
Денежные потоки для вербовщиков (выходцев из стран Центральной Азии) почти обнулились, но поддержки важных структур в Турции, они не лишились.
И как когда-то Остап Бендер вынужден был переквалифицироваться из неудавшегося графа Монте Кристо в управдомы, наиболее удачные вербовщики при поддержке тех самых важных структур переквалифицировались в вещателей радикальных идей для узбекоязычных пользователей в социальных сетях.
Безусловным лидером в среде бывших вербовщиков, обитающих ныне в Турции, является Содик Мухаммадиев, более известный в местной общине, как «Шайх Содик Самаркандий».
О «Содике Самаркандий», хорошо знакомого полевым командирам международных террористических организаций (МТО), воюющих под крылышком сирийского отделения «аль Каеды», я впервые рассказал (Есть ли будущее у узбекского джамаата по рекрутингу боевиков в Стамбуле?) еще три года назад.
С.Мухаммадиев — фигура в террористическом интернационале достаточно заметная и заслуживает того, чтобы рассказать о нем немного подробнее.
Мухаммадиеву немногим более 40 лет, но он называет себя уже Шайхом. Ему кажется, что он умудрен жизненным опытом и потому все его проповеди, ответы на задаваемые вопросы пользователями вопросы в социальных сетях – воплощение менторского тона, помноженное на собственное самомнение.
Справедливости ради замечу, что С.Мухаммадиев получил неплохое теологическое образование в Университете «Ал-Азхар» в Египте, в который он со своей семьей уехал учиться еще двадцать лет назад из Самарканда.
В «Ал-Азхар» под влиянием местных профессоров он увлекся салафитскими воззрениями на Ислам. Университет в начале 00 был популярным среди выходцев из стран ЦА религиозным учебным заведением. Именно этим постарался воспользоваться Мухаммадиев, который вместе со своими земляками — Мухиддином Сайфуллаевым и Саидахмадом Исломовым создал экстремистскую ячейку, в которую активно вербовал граждан стран ЦА — студентов «Ал-Азхар».
В этот период Мухаммадиев убедился в том, что обладает талантом убеждения, безоговорочного подчинения – вербовщик из него получился отменный. Ячейка разрасталась, условия конспирации были выстроены в соответствии со всеми правилами подпольной работы.
В конце концов С.Мухаммадиев оставил в Египте своему любимчику Зофиру Гаффорову, известному среди боевиков МТО под позывным «Абдуллох Зуфара», хорошо подготовленную базу для рекрутинга выходцев прежде всего из Узбекистана и Кыргызстана.
Сам же будущий «шейх» перебрался в Стамбул. Здесь к 2013 году началось раздолье для умеющих убалтывать молодых ребят на «джихад» в Сирию и Ирак. В то время для вербовщиков наступили поистине «золотые» времена. МТО требовали все нового и нового пушечного мяса, а денег у полевых командиров для новых рекрутов было предостаточно.
С.Мухаммадиеву быстро удалось выстроить необходимые связи среди местных радикалов (хорошие рекомендации из Египта пришлись, как нельзя лучше), устроиться в одно из стамбульских медресе, подконтрольному лидеру турецких «нурчистов» Фатхулле Гулену.
Кто-то здорово поспособствовал карьерному росту Мухаммадиева, потому что уже через год местные авторитетные «джихадисты» вручили ему «желтую майку» лидера, ответственного за вербовку будущих муджахеддин в МТО в Сирию и Ирак. Дополнительным бонусом являлся паспорт гражданина Турции, что здорово повысило авторитет Мухаммадиева в глазах представителей диаспор граждан ЦА в Турции. Теперь в руках более известного в Стамбуле под именем «Содика Самаркандий» сосредоточились серьезные возможности по созданию вербовочной инфраструктуры. Благо денежных потоков хватало с лихвой на все, что требовалось.
Кроме обладания хорошими ораторскими и организаторскими способностями «Содик Самаркандий» оказался ещё и неплохим дипломатом. Вербовочная деятельность требовала широкой поддержки различных диаспоральных сообществ Турции. В этом «бизнесе» Мухаммадиев также преуспел. «Шайху» всяческую поддержку, включая финансовую, оказывали многие этнические организации, среди которых такая серьезная, как «Туркистон дарнеги».
Но, как я уже упоминал, на Ближнем Востоке настали другие времена. С финансовыми потоками за вербовку случилась незадача – они начали иссякать.
Теперь на хлеб насущный можно заработать лишь активной радикальной пропагандой в социальных сетях. Да и то, за такую «деятельность» много не подают. Приходится еще подрабатывать, учительствуя в нескольких стамбульских медресе в районах «Кояшахер», «Бешекшехер» и «Зайтунбурну». В общей сложности 250 радикалов – студентов упомянутых медресе, тоже какие-то деньги в кассу приносят. Но все равно, «золотые» времена рекрутинга явно канули в Лету.
Самое наверно неприятное для «Шайх Содик Самаркандий» является факт того, что для своих «покровителей» он слишком одиозная фигура, а с такими хозяева не всегда церемонятся.
И С.Мухаммадиеву про это хорошо известно.
Ну что же. Поживем, увидим.
Виктор Михайлов